Ирбит - город, который живет в межвременном пространстве. Каждый дом, каждый кирпич, фасады домов - все пронизано историей. Его биография написана архитектурными памятниками 16-20 веков и днем сегодняшним. Временем, которое помнит яркое прошлое и пытается сохранить облик города. Таким был город Ирбит в самые яркие моменты своей истории. Знатные торговые ряды, соборы, храмы, купеческие дома.
Именно здесь, в самом сердце ярмарочных переливов прошлого, на территории архитектурного комплекса, бывшего гостиного двора и полуразрушенных купеческих корпусов, было принято решение о создании школы-завода по подготовке квалифицированных кадров для Уралмашзавода.
6 августа 1930 года по приказу директора Уралмашстроя А.П. Банникова начала функционировать школа-завод.
Заработали учебно-производственные цеха: модельно-столярный, кузнечный, механический, слесарный. Одним из первых инструкторов школы и наставником молодежи был металлург П.Е. Антонов, под его руководством пустили в эксплуатацию литейный цех, за трудовые успехи он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
1 января 1933 года завод стал первым в стране предприятием по производству торфодобывающих машин. Это решение приняли 1 января 1933 года в Москве. И уже 6 сентября 1933 года на Ирбитском торфмашзаводе изготовили первую отечественную торфодобывающую машину «Багер», которая ранее закупалась за границей. Как говорят старожилы, качество этой машины было отменным. Кроме «Багеров», завод выпускал элеваторные установки системы «Рогова» для транспортировки торфа, калифорнийские насосы, щековые дробилки, валки «Стюртован», истиратели «Горауна», предназначенные для производства цемента, вагонетки «Хопера», запасные части для сельскохозяиственых машин, чугунное литье, металлоконструкции для уральских заводов. В 1937 году завод начал выпуск подшипников и был переименован в Ирбитский подшипниковый завод...
Страна развивалась. Для перевозки народнохозяйственных грузов появилась необходимость в автотракторных прицепах.
19 ноября 1939 года перед заводом была поставлена новая задача -организовать производство автотракторных прицепов марки П-ЗВ грузоподъемностью 3 тонны. В кратчайший срок была разработана конструкция прицепа, технологическая оснастка, реконструированы производственные здания, дополнительно организовано три цеха: сварочный, сборочный, инструментальный.
За 1938-39 вып. 4735 прицепов. В период ВОВ, расширив произв., предприятие изготовило 28339 прицепов, 9149 походных кухонь и сотни тыс. боеприпасов. В первое послевоенное десятилетие з-д стал вып. двухосные прицепы, усовершенствованные походные кухни и спецмашины. В 1970-е развернулась коренная реконструкция, что позволило довести уровень механизации произв. до 81%, в т.ч. сварочных работ до 96%, энерговооруженность з-да выросла в два раза. Вып. з-дом новые модели автомобильного прицепа ГКБ-817 грузоподъемностью 5,5 т и походная кухня КП-125 М отвечают высоким стандартам.
Сегодня Ирбитский завод спецтехники специализируется на выпуске автомобильной прицепной техники, полевых кухонь и подкатных тележек.
Прицепная техника, выпускаемая на заводе, прицепная техника пользуется спросом и применяется в различных отраслях: коммунальное и дорожное хозяйство, строительная сфера, сельское хозяйство, нефтегазовая промышленность, лесопромышленный комплекс.
Потребителями подкатных тележек являются предприятия нефтегазового комплекса и геологии. Продукция используется для транспортировки спецоборудования, жилых домиков.
Ирбитский завод – единственное предприятие в России, сохранившее конструкторскую и производственную базу по производству полевых кухонь. Полевые кухни КП-130 и КПБМ-150 изготавливаются для нужд Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, других государственных и коммерческих структур.
ирбитский завод спецтехники В настоящее время руководство предприятия ведет переговоры с Министерством обороны России на предмет обеспечения Российской армии системами мобильного питания и уделяет особое внимание качественными улучшениями выпускаемой продукции.
На базе Ирбитского завода спецтехники выпускается уникальный вездеход – снегоболотоход. Оригинальные технические решения, такие как «ломающаяся рама», система крепления кабины и кузова «паук», удивляют многих своей гибкостью и надежностью. Машина неоднократно получала высокие оценки специалистов на международных выставках. Весной 2012 года снегоболотоход принял участие в поисково-краеведческом проекте «Аляска-Сибирь-Урал», где продемонстрировал свои оригинальные характеристики при прохождении трудно доступных мест и завоевал почетное признание участников экспедиции.