История Днепропетровского автозавода (ДАЗ) фактически уходит своими корнями в период до начала Великой Отечественной войны. К тому времени город Днепропетровск уже имел хорошо развитую базу металлургического производства полного цикла, при этом вокруг него была создана мощная энергетическая база, расположены сырьевые заводы-поставщики и имелось большое количество количеством квалифицированных кадров, а также много вузов и техникумов, где было организовано обучение инженерно-технических работников.
Инструментальный цех ДАЗа, 1948 год
В 1944 году, когда Великая Отечественная война подходила к концу и началось восстановление экономики страны, для увеличения выпуска грузовых автомобилей в СССР запланировали строительство ряда новых автомобильных и автосборочных заводов (Кутаисского, Новосибирского, Одесского, Иркутского и др.). В этот же период на Заводе имени Сталина и Горьковском автозаводе шла напряженная работа по созданию среднетоннажных грузовиков ЗИС-150 и ГАЗ-51, в которых ощущало острую потребность народное хозяйство и параллельное производство которых планировалось наладить на строящихся новых автозаводах.
Вскоре после того как Днепропетровск был освобожден от немецких захватчиков, 21 июля 1944 года вышло постановление Государственный комитет обороны (ГКО) о строительстве в городе крупного автомобильного завода. Согласно планам сборочный и вспомогательный цеха должны быть к первому кварталу 1946 года; моторный, кузнечный и литейный цеха – к первому кварталу 1947 года; остальные цеха, необходимые для комплексного производства грузовых автомобилей – к декабрю 1947 года.
Для строительства Днепропетровского автозавода была выбрана территория авиамоторного завода юго-западной окраине Днепропетровска, строительство которого было начато перед самой войной – на голом месте высились лишь 24 железобетонные колонны.
В конце июля 1944 года вышел приказ Народного комиссара среднего машиностроения С. А. Акопова об организации производства автомобилей на ДАЗе, первая очередь которого была рассчитана на 30 тысяч автомобилей в год с последующим наращиванием мощностей завода до 75 тысяч. В августе того же года приказом наркома среднего машиностроения главным конструктором ДАЗа назначен В. А. Грачёв, главным инженером – В. Д. Майборода, директором завода – А. И. Романов. Уже в сентябре 1944 года конструкторский коллектив прибыл на строящийся автозавод.
В октябре 1944 года силами Отдельной строительно-монтажной группы (ОСМП) Днепровскпромстроя и Отдельного рабочего батальона приступили к строительству цехов автозавода. Первоначально на Днепропетровском автозаводе планировали наладить выпуск ГАЗ-51, поэтому конструкторского бюро будущего завода было сформировано из специалистов Горьковского автозавода во главе с Виталием Андреевичем Грачёвым.
Л.И.Брежнев (тогда – первый секретарь Днепропетровского обкома партии) знакомится с опытными образцами ДАЗ-150
Однако в 1945 году ситуация с будущей продукцией изменилась: было решено взять за основу московский ЗИС-150, а производство расширить, учитывая планируемые объемы выпуска – до 300 тыс. грузовиков в год. 24 июля 1945 года Отдел главного конструктора приступил к освоению конструкции автомобиля ДАЗ-150 в кооперации с Московским автозаводом им. Сталина как ведущим предприятием.
16 августа 1945 года на базе завода № 490 организован филиал ДАЗа – Завод вспомогательного оборудования (ЗВО), директором которого был назначен В. В. Ошко.
С сентября по ноябрь 1945 года на завод стали прибывать первые эшелоны (56 вагонов) с трофейным германским оборудованием. В декабре начато строительство основных цехов ДАЗа: цеха шасси, ремонтно-кузнечного и ремонтно-литейного. Однако в условиях послевоенной разрухи завод строился медленно и трудно, с привлечением репатриантов и военнопленных.
План строительно-монтажных работ хронически не выполнялся: в 1945 году был выполнен на 40 %, а в 1946 году – на 39 %. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, в 1946 году OК КП (б)У и Совет Народных Комиссаров Украины объявили Днепропетровский автозавод ударной стройкой республики, а OК EКСМУ принимает постановление о направлении на строительство ДАЗа 3000 комсомольцев. Неудивительно, что строительство находилось под пристальным вниманием Правительства УССР – ведь в Днепропетровске создавался первенец украинского автомобилестроения.
Определенные постановлением ГКО сроки строительства и пуска первой очереди ДАЗа сорваны: по состоянию на май 1947 года ни один из первоочередных объектов автозавода не введен в эксплуатацию. В связи с этим 27 мая произведена смена руководства. Приказом министра автомобильной промышленности СССР А. И. Романов освобожден от занимаемой должности. Директором ДАЗа назначен К. В. Власов, главным инженером – Г. М. Григорьев.
В декабре 1946 года на Заводе вспомогательного оборудования были собраны два автомобиля ЗИС-5 и проведены их дорожные испытания. По сути, это была первая автомобильная продукция, и с этой даты можно отсчитывать старт ДАЗа как автозавода.
Следующий этап в истории Днепропетровского автозавода наступил в 1947 году, когда заводские специалисты приступили к разработке нового семейства грузовых автомобилей: бортового грузовика ДАЗ-150 «Украинец», шасси ДАЗ-120 и седельного тягача ДАЗ-150Á с 7-тонным полуприцепом «5100» (1-ПП-7).
В конце 1948 года параллельно с работами над семейством ДАЗ-150 конструкторский отдел Днепропетровского автозавода по заказу Министерства вооружения взялся за большую интересную работу – проектирование автомобиля-амфибии по типу американского трехосного GMC-DUKW-353 под обозначением ДАЗ-485.
В марте 1948 года началась подготовки к освоению производства автокранов К-31 грузоподъемностью 3 тонны на шасси ЗИС-5В, и уже 1 июля было начато их серийное производство. Данные автокраны выпускали с 1948 по 1949 год, при этом в апреле 1949 года был изготовлен 1000-й автокран К-31.
В октябре 1948 года отделом главного конструктора Днепропетровского автозавода был разработан комплект документации на 3-тонный гидравлический автопогрузчик модели «4000» и 5-тонный гидравлический автопогрузчик модели «4001», которые затем были переданы для производства на Львовском заводе автопогрузчиков.
В июне 1949 года Днепропетровский автозавод взамен устаревших автокранов К-31 на шасси ЗИС-5В перешел на серийный выпуск автокранов К-32 на шасси трехтонных ЗИС-150, которые выпускались с июня 1949 года по август 1951 года.
В декабре 1949 года Совет Министров СССР поручил Днепропетровскому автозаводу организовать серийный выпуск самосвалов ЗИС-585 с сентября 1950 года, производство которых продолжалось с 1 сентября 1950 года по сентябрь 1951 года в кооперации с Московским и Кутаисским автозаводами. За этот период на Днепропетровском автозаводе было изготовлено 623 самосвала.
К началу 1951 года на заводе уже были построены и пущены в ход прессовый корпус общей площадью в 40 000 м2 с двумя линиями прессов, литейный цех ковкого чугуна, большой экспериментальный цех, цех задних мостов; рессорный, колесный, арматурный цехи; строился литейный цех серого чугуна.
На 1 января 1951 года списочный состав автозавода составил 8768 человек, из них рабочих – 6123, ИТР – 1172. 19 марта 1951 года на заводе состоялся митинг по поводу присуждения звания «Лауреат Сталинской премии» директору завода (с 1950 г.) Г. М. Григорьеву, главному конструктору В. А. Грачёву, начальнику бюро кузовов Á. Т. Комаревскому и токарю-новатору И. Е. Тхору за разработку и изготовление плавающего автомобиля ДАЗ-485.
После государственных испытаний грузовик ДАЗ-150 «Украинец» и автомобиль-амфибия ДАЗ-485 были рекомендованы к серийному производству. До пуска первой очереди ДАЗа оставались считанные дни, но весной 1951 года военным удалось отобрать у автомобилистов практически построенный гигант и, окружив его высоким забором и рядами колючей проволоки, превратить в завод-невидимку.
С целью выбора подходящего завода для серийного производства ракет Р-1 конструкции С. П. Королева в конце 1950 года была образована правительственная комиссия во главе с министром вооружения Д. Ф. Устиновым. По его замыслу, необходимо было найти достаточно мощный и перспективный завод из любого ведомства, желательно «молодой» – для облегчения «изъятия» из отрасли и перепрофилирования.
Комиссия остановила свой выбор на практически готовом автомобильном заводе в Днепропетровске. Между прочим, директор завода Григорьев и сам Грачёв с увлечением демонстрировали опытный автомобиль-амфибию ДАЗ-485 членам этой правительственной комиссии, не зная истинной цели их приезда…
И. В. Сталин одобрил выбор комиссии. Обсуждение длилось недолго. Министр автомобильной и тракторной промышленности попытался отстоять завод, мол, стране нужны грузовики, но Сталин возразил, если у нас будут ракеты, то грузовики наверняка будут тоже, а вот если ракет не будет, то и грузовики могут не понадобиться.
Судьба Днепропетровского автозавода была решена. 9 мая 1951 года вышло постановление Совета Министров СССР № 1528‑768 «О передаче Министерству вооружения Днепропетровского автомобильного завода Министерства автомобильной и тракторной промышленности и строящегося Днепропетровского шинного завода Министерства химической промышленности и объединения их в единый Днепропетровский машиностроительный завод № 586 Министерства вооружения».
Хроника ДАЗа:
10 мая 1951 года подписан приказ Министра вооружения СССР Д. Ф. Устинова о присвоении Днепропетровскому машиностроительному заводу номера 586 (с 1952 года – Государственный союзный завод № 586, или П / я 186).
1 июня 1951 года подписан приказ МВ СССР об организации на заводе серийного производства ракет Р-1 (8А11).
14 июля 1951 года принято постановление совмина СССР о прекращении на заводе № 586 выпуска автомобильных кранов К-32 с августа 1951 года и самосвалов ЗИС-585 с сентября 1951 года.
В последующие годы закрытый «почтовый ящик» был переименован в Южный машиностроительный завод и вошел в систему Минобщемаша. В декабре 1953 года «для прикрытия» основной продукции на ЮМЗ начали собирать тракторы МТЗ-2.
На московском ЗИС в середине 1951 года была переведена часть конструкторов ДАЗа со своими творческими заделами и всеми работами по автомобилю-амфибии ДАЗ-485 – будущему ЗИС-485. В этих амфибиях остро нуждалась армия, поэтому их серийный выпуск, пусть под другим названием и уже на другом заводе не мог не состояться.
Что же касается грузовика ДАЗ-150 «Украинец», то ему не повезло. Хотя в 1951 году, насмотревшись на имевшийся экземпляр ДАЗа, в экспериментальным цехе московского автозавода и построили опытный образец улучшенного ЗИС-150 с аллигаторным капотом и оперением, напоминавшим днепропетровское, но никакого серийного продолжения эта разработка не получила. В столице продолжали делать недоработанный ЗИС-150, а какой-нибудь иной производственной базы для ДАЗ-150 «Украинец» просто не было.
Опытный образец модернизированного ЗИС-150, 1951 год
Источник: http://rus-texn.ru