http://se.uploads.ru/t/THulq.jpg

История Кутаисского автозавода (КАЗ) уходит в далекий 1945 год… Великая Отечественная война показала, что отечественные автомобильные заводы (ЗИС, ГАЗ, ЯАЗ и завод КИМ) не были в состоянии обеспечить в полном объеме потребности войск в транспорте. Не спасло ситуации и строительство во время войны Уральского (УралЗИС) и Ульяновского (УльЗИС) автозаводов. На помощь СССР пришли автомобильные заводы союзников, которые поставляли технику по ленд-лизу.

Полученный урок для нашей страны даром не прошел. Уже в августе 1945 года создается Министерство Автомобильной промышленности СССР, которое обеспечивало централизованное руководство этой отраслью экономики СССР. Вторым шагом стало подписание 26 августа 1945 года Постановления Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», предусматривающее интенсивное и ускоренное развитие отечественного автомобилестроения. И, наконец, третьим шагом в рождении Кутаисского автомобильного завода стало постановления № 8436 от 6 мая 1945 года Государственного комитета о строительстве нового автосборочного завода по выпуску грузовых автомобилей на территории бывшего авиасборочного завода № 131 (филиал Тбилисского авиасборочного завода) в 6 километрах от города Кутаиси.
http://s3.uploads.ru/t/eTLd1.jpg
Строительство цехов Кутаисского автозавода, 1946 год

Почему строительство автомобильного завода разместили именно в Кутаиси? По одной из версий это было сделано в угоду действующему лидеру  СССР – И. В. Сталину, уроженцу Грузии.

Для строительства автозавода, железнодорожный путей и шоссейных дорог, прокладки линий электропередачи и строительства поблизости жилых домов в Кутаиси организовали 11-й строительный трест Миннефтегазстроя под руководством С. К. Одишария.

При возведении КАЗа, как и большинства крупных строек СССР того времени, широко использовался практический бесплатный труд советских заключенных. В конце 1945 года в Кутаиси специально для этих целей Управлением проверочно-фильтрационных лагерей НКВД СССР был создан лагерь № 0331, в котором содержались русские, белорусы, литовцы, поляки и греки, многие из которых находились в лагере без суда, так как побывали на оккупационных территориях и считались предателями.

Согласно Ялтинскому соглашению сильно разрушенный в 1944 году американскими бомбардировщиками Бранденбургский завод «Опель» попал в советскую зону оккупации. В счет репараций за нанесенный стране ущерб оборудование с немецкого завода поступило на Кутаисский автозавод. Большое количество станков было завезено с ГАЗа и московского ЗИСа, а также с ульяновского УльЗИСа, на конвейере которого происходила смена грузовика ЗИС-5 на ГАЗ-ММ, а все непрофильное оборудование было передано в Кутаиси.

В 1947 году были построены и оборудованы ремонтно-механический и инструментально-штамповый цех. В мае на новом предприятии создается собственный конструкторско-экспериментальный отдел. Руководителем этого отдела назначается Анатолий Маврикиевич Кригер, переведенный на Кутаисский автозавод с должности заместителя главного конструктора Горьковского автозавода.

К 1950 году было закончено строительство ремонтно-литейного и кузнечного цеха. В том же 1950 году завод освоил производство коробок передач к автомобилю ЗИС-150 и собрал первые опытные двигатели ЗИС-120, а уже в феврале 1951 года начался их серийный выпуск. Одновременно с освоением изготовления агрегатов велась подготовка к началу производства грузовых автомобилей из комплектующих, поставляемых с ЗИЛа. Первый грузовой бортовой автомобиль КАЗ-150, который являлся копией ЗИС-150, под звуки оркестра сошел с конвейера 18 августа 1951 года. Именно с этого момента берет свое начало официальная история Кутаисского автозавода (КАЗ). 

В 1952 году на смену бортовым грузовикам КАЗ-150 пришло семейство самосвалов КАЗ-585, которое являлось полностью самостоятельной разработкой заводского КБ.

С 1955 года на заводе освоен серийный выпуск седельных тягачей семейства КАЗ-120Т. Такие автомобили имели большую грузоподъемность в сравнении с бортовыми грузовиками и на определенных маршрутах имели большую экономическую эффективность. В том же году для данных тягачей началось производство полуприцепов КАЗ-716, которые предназначались для перевозки хдопка-сырца.

В 1956 году на смену КАЗ-585 было разработано и освоено в производстве новое семейство самосвалов КАЗ-600.

С 1956 года для строительной отрасли на автозаводе начинается выпуск цементовозов КАЗ-601.

Не обошлось и без военных разработок. В 1958 и 1960 годах были построены бронетранспортеры «Объект-1015» и «Объект-105Б», которые так и остались опытными разработками.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов на Кутаисском автозаводе было разработано и запущено в производство новое семейство бортовых грузовиков КАЗ-605 «Колхида» и седельных тягачей КАЗ-606 «Колхида».
http://s4.uploads.ru/t/unoyS.jpg
Строительство сборочного корпуса для КАЗ-608. 1960 г.

Вскоре было представлено новое семейство седельных тягачей КАЗ-608 «Колхида» и полуприцепов КАЗ-717. В 1976 году было запущено производство тягача КАЗ-608В, с 1986 года — КАЗ-608В2
http://se.uploads.ru/t/eCtOx.jpg
Борис Ильич Вашакидзе, будущий гендиректор КАЗа, первым сел за руль новой КАЗ-608 «Колхида» и 12 апреля 1961 г. отправился в испытательный пробег Ингури ГЭС–Братская ГЭС

В 1970-х годах предприятие разработало опытное семейство грузовиков: седельный тягач КАЗ-4430 «Колхида» и бортовые грузовики КАЗ-4530 «Колхида» и КАЗ-4540 «Колхида».

В 1988 году совместно с НАМИ был разработан и построены опытные образцы мини-автомобиля КАЗ-НАМИ-0342 «Кузя».

После распада СССР в 1991 году выпуск грузовиков на Кутаисском автозаводе значительно упал из-за потери основного рынка сбыта. В 1995—1996 годах американский концерн General Motors планировал купить КАЗ для организации производства собственных моделей автомобилей и их экспорта в Россию. Но из-за высоких налогов в Грузии и по рекомендациям МВФ концерн GM отказался от реализации данного проекта. В это время на самом автозаводе вплоть до 2001 года так и продолжался выпуск грузовиков семейства КАЗ-4540 по 15-20 экземпляров для внутреннего рынка, а также выполняли временные заказы: отливали 20-тонные металлические противовесы для итальянских кранов, выпускали садовые тележки, шпингалеты, задвижки и другие предметы хозяйственного назначения.

К 2001 году огромные площади автозавода простаивали, а от 16000 сотрудников осталось лишь 1200. Начался поиск партнеров для организации производства автомобилей на заводских мощностях. Велись переговоры с немцами, итальянцами, россиянами, корейцами. Реально же удалось договориться с индийской фирмой Mahindra & Mahindra о сборке внедорожников Mahindra CL500 Bolero. Для этого КАЗ выделил светлый и просторный цех, в котором раньше собирали двигатели, а Mahindra & Mahindra обязывалась наладить поставки машинокомплектов своих внедорожников. В общей сложности из Индии было поставлено четыре контейнера с 12 машинокомплектами Mahindra CL500 Bolero, которые были собраны силами 15 рабочих в первом полугодии 2002 года. Первый внедорожник был собран 15 января 2002 года без наличия технологических карт, чем привели к удивлению индийских партнеров.

Следующим этапом в истории Кутаисского автозавода (КАЗ) стало подписание осенью 2003 года договора с Камским автозаводом о производстве дизельных двигателей. В этот период КамАЗ развивал модельный ряд грузовых автомобилей и увеличение выпуска двигателей пришлось бы очень кстати, а КАЗ располагал оборудованием для производства 6-цилиндрового дизельного двигателя, который был унифицирован с двигателями КамАЗа и получил обозначение КАЗ-642. В рамках проекта из кутаисских комплектов на Камском автозаводе было собрано 20 двигателей, но в дальнейшем КамАЗ отказался от сотрудничества с КАЗом, выбрав для своих среднетоннажных грузовиков дизельный двигатель Cummins бразильской сборки.

В ноябре 2005 года была достигнута договоренность с Харьковским тракторным заводом о создании в Кутаиси на территории автозавода совместного предприятия по сборке тракторов малой мощности ХТЗ-2511, которые получили название «Имэчи-35». Но наладить серийного производства данных тракторов так и не удалось.
http://s4.uploads.ru/t/zcrUW.jpg

В конце 2009 года было объявлено о планах создания совместного предприятия с немецкой компанией MAN по сборке грузовых автомобилей, но в реальности ни одного грузовика собрано не было.

Кутаисский автозавод к 2010 году постепенно приходил в запустение, обветшали заводские корпуса и заросли дикими кустами и деревьями. Проспекты между цехами заросли травой, а из асфальта растут даже многолетние деревья. Начали распродавать заводскую территории и цеха, а станки и другие металлоконструкции сдавать в металлолом. Один из цехов вместе с имуществом выкупил толи Китай, толи Объединенные Арабские Эмираты.
http://s6.uploads.ru/t/8v9xP.jpg
Административный корпус и проходная КАЗа. Единственное целое и действующее здание на заводе

Источники:
http://rus-texn.ru
https://ru.wikipedia.org
http://denisovets.ru
https://www.drive2.ru
http://www.gruzovikpress.ru/