Двигатель ЯМЗ-240Б
Изготовитель: Ярославский моторный завод
Начало выпуска: 1974 г.
Общие сведения:
Двигатель дизельный 4-тактный с V-образным расположением цилиндров под углом 75°
Предназначен для установки на колёсный трактор "Кировец" К-701
Основные технические данные:
Количество цилиндров 12
Рабочий объём цилиндров, л 22,3
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 130х140
Степень сжатия 16,5
Номинальная мощность при 1900 мин-1 , кВт (л.с.) 220,6 (300)
Максимальный крутящий момент при 1600 мин-1, Н.м (кгс.м) 1216 (124)
Порядок работы цилиндров 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 700±50
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг 1700
80% ресурс до первого кап. ремонта, ч 6 000
Габаритные размеры, мм 1688х1016х1374
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 238 (175)
Эксплуатационные данные
Топливо дизельное
Масло
летом М-10Г2к, М-10Г2
зимой М-8Г2к, М-8Г2
Охлаждающая жидкость антифриз "Тосол-А40" или вода
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, из низколегированного чугуна, отлит за одно целое с верхней частью картера
Гильзы цилиндров "мокрого" типа, из легированного чугуна
Головки блока цилиндров 4 литые из низколегированного серого чугуна, по две на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов
Камера сгорания однополостная в поршне
Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава
Поршневые кольца:
компрессионные: 3, трапецеидального сечения, наружная поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома,
маслосъёмное: 1, коробчатого сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью
Поршневые пальцы стальные, плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничивается стопорными кольцами
Шатуны стальные, двутаврового сечения, с косым разъёмом нижней головки шатуна и продольным сверлением для подвода смазки к пальцу
Коленчатый вал стальной, 7-опорный, изготовлен методом штамповки, с жидкостным гасителем крутильных колебаний. Диаметр коренных шеек - 191,92 мм, шатунных - 88 мм
Подшипники коренные и шатунные Коренные - роликовые подшипники качения, шатунные - со сменными тонкостенными биметаллическими сталебронзовыми вкладышами
верхней головки шатуна бронзовая втулка
Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 7-опорный, стальной, штампованный
Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала
Толкатели клапанов стальные, роликовые, качающегося типа
Штанги толкателей из стальной бесшовной трубы, с запрессованными с обеих сторон стальными наконечниками
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Коромысла клапанов стальные, штампованные
Клапаны 2 на цилиндр- впускной и выпускной
впускные из стали 40Х10С2М, диаметр тарелки 61 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм
выпускные из стали 45Х14Н14В2М, с наплавкой рабочей фаски сплавом ВЗК, диаметр тарелки 48 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм
Пружины клапана 2, с противоположным направлением витков
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 20
закрытие впускного клапана после н.м.т. 56
открытие выпускного клапана до н.м.т. 56
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 20
Подвеска двигателя
Количество опор 3
передняя 1 - цилиндрическая поверхность на передней крышке блока цилиндров
задние 2 - расположены с обеих сторон картера маховика
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг и втулки толкателей. ТНВД и регулятор частоты вращение оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя
Масляный насос шестерёнчатый, 2-х секционный
Масляный фильтр 2 - грубой очистки - сетчатый, металлический, включён в систему последовательно, тонкой очистки - центробежный, включён параллельно
Маслянный картер стальной, штампованный, "мокрого"типа
Система питания разделённая
Смесеобразование объёмное, с организацией движения воздушного заряда в камере сгорания
Топливный насос высокого давления модели 902, 12-плунжерный, золотникового типа, установлен в развале блока цилиндров
Регулятор частоты вращения механический, всережимный, центробежного типа, прямого действия
Муфта опережения впрыска топлива автоматическая, центробежного типа, прямого действия
Топливоподкачивающий насос 2 поршневого типа, с приводом от эксцентриков распредвала
Форсунка закрытого типа, с многодырчатым распылителем
Топливные фильтры
грубой очистки со сменным фильтрующим элементом
тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, с шестерёнчатым приводом
Вентилятор 5-лопастный с автоматическим регулированием частоты вращения
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Генератор Г-287-Д
Стартер 25.3708-01
Источники:
Двигатели серийного производства 1981 года. Номенклатурный справочник НИИНААВТОПРОМ