«Уайт-АМО»
Во время Первой мировой войны Россия закупила для нужд армии большую партию трехтонных американских грузовиков White TAD. Эксплуатация в фронтовых условиях, хаос революционных событий, дефицит запасных частей, ужасное состояние дорог в России быстро превратили эти в целом надежные машины в «недвижимое имущество». Советскому государству грузовики White TAD в основном доставались в неисправном виде и требовали даже не капитального, а скорее восстановительного ремонта.
Планировалось, что этим ремонтом будет заниматься Казенный завод военных самоходов (КЗВС) близ Мытищ, куда со всей страны свозились «автотрупы» «уайтов». Но в связи с переориентацией в октябре 1918 года КЗВС на выпуск другой продукции, бесхозные грузовики White передали на завод АМО.
По воспоминаниям очевидцев, машины поступали в Москву в разобранном виде, причем отдельные части — двигатели, мосты и прочие механизмы — приходили груженными в вагонах внавалку. Из этого «ремонтного фонда» заводу удалось с огромными усилиями собрать 36 комплектных грузовиков. В это же время централизованным порядком АМО стал принимать на ремонт полуторатонные и трехтонные грузовики White и из других мест. Нередко для того, чтобы поставить эти машины на ход, требовалось изготовление большого количества новых деталей. Самой трудной задачей для завода оказалось производство новых блоков двигателей. Их для моторов грузовиков White на АМО научились отливать только к 1921 году. А к 1923-му восстанавливаемые машины White уже более чем на половину состояли из деталей, изготовленных на отечественных предприятиях, в основном на самом АМО.
Технические характеристики «Уайт-АМО»
Годы выпуска 1918–1924
Колесная формула 4×2
Грузоподъемность, кг 3000
Количество мест в кабине 2
Двигатель бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
Мощность 30 л.с. при 1400 об/мин
Коробка передач механическая, четырехступенчатая
Рабочий объем, см3 3684
Максимальная скорость, км/ч 21
Для проверки качества восстановительного ремонта два грузовика «Уайт-АМО» в 1923 году участвовали во Всероссийском испытательном пробеге Москва — Вышний Волочек — Москва и продемонстрировали отличные результаты, пройдя трассу без штрафных очков. А один из них показал наилучшую экономичность в расходе горючего и смазки из числа
машин, восстановленных на советских автозаводах.
Ремонт автомобилей продолжался до тех пор, пока в запасе имелись остовы американских грузовиков. Всего за шесть лет на АМО было восстановлено 219 машин White.
Источник: ЗИС 110 Выпуск №1, 2016 Еженедельное издание