ПМЗ-А-750 (НАТИ-А-750)
Тяжёлый мотоцикл с коляской.
Разработка и производство
В 1931 году НАТИ было поручено спроектировать первый советский тяжёлый мотоцикл с двигателем 750 см3. За образец взяли "Харлей-Девидсон". В Москву из Ижевска был вызван П.В.Можаров, который только что вернулся из командировки в Германию на фирму BMW. Он возглавил группу молодых инженеров, занимавшихся проектированием мотоцикла, получившего обозначение НАТИ-А-750. Одновременно велась разработка мотоцикла НАТИ-Б-375. Мотоциклы были унифицированны по цилиндрам, поршням, шатунам, коробке передач, сцеплению, приводной цепи, раме, передней вилке, колёсам.
Первые 4 опытных образца были изготовлены весной 1933 года на Опытном мотоциклетном заводе (ОМЗ) в Ижевске. В мае они совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск - Нижний Новгород - Москва. Затем прошли испытания в различных дорожных условиях, зимой и летом под Москвой и Ленинградом. Мотоциклы выдержали суровые условия, но комплект документации ещё не был готов и на ОМЗ запустили в производство мотоцикл ИЖ-7. Тогда наркомат принял решение передать производство на Подольский механический завод. В марте 1934 года началось изготовление первой партии из 10 мотоциклов. В июле 9 из них были продемонстрировали наркому тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.
Серийное производство продолжалось до конца 1938 года.
Описание конструкции
Мотоцикл имеет штампованную стальную раму. Двигатель двухцилиндровый V-образный четырёхтактный воздушного охлаждения. Зажигание динамо-батарейное. Система смазки замкнутая (подачу масла осуществлял шестерёнчатый маслонасос непосредственно из картера двигателя). Коробка передач механическая трёхступенчатая с ручным пререключением передач. Привод на ведущее колесо цепной.
Боевое применение
Применялся в мотоциклетных частях РККА во второй половине 1930-х годов и во время Великой Отечественной войны.
Технические характеристики
База - 1395 мм
Дорожный просвет - 115 мм
Сухая масса:
- одиночного мотоцикла - 226 кг
- с коляской - 341 кг
Двигатель:
- число цилиндров - 2
- рабочий объём - 746 см3
- диаметр цилиндров - 70 мм
- ход поршня - 97 мм
- степень сжатия - 5
- мощность - 14 л.с. при 3700 об/мин.
Число передач - 3
Запас топлива - 18 л
Размер шин - 4,52x18" (4,00x19")
Скорость максимальная:
- одиночного - 95 км/ч
- с коляской - 80 км/ч
Запас хода по шоссе - 300 км
Источники информации
1. Воронцов А. Мотоциклы. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 161.
2. Курихин А. В серии тяжёлые // Техника - молодёжи. - 1989. - №5. - С. 18-19.
3. http://www.berezhki.ru/leg-pmz.htm