БРИЛИНГ НИКОЛАЙ РОМАНОВИЧ (1876 – 1961 )
Николай Романович Брилинг является одним из виднейших учеников и продолжателей основоположника русской теплотехнической школы профессора В. И. Гриневецкого и одним из основателей московской школы двигателистов. В течение своей 50-летней педагогической деятельности Николай Романович воспитал несколько поколений инженеров и научных работников, из которых многие впоследствии заняли высокие посты, как в области науки, так и в области промышленности и административно-общественной деятельности. Николай Романович Брилинг родился в 1876 г. в г. Клин в семье агронома. Среднее образование Николай Романович получил в Москве и поступил в Императорское Московское высшее техническое училище (ИМТУ). Учение в ИМТУ шло с большими перерывами и затруднениями ввиду неоднократных арестов и ссылок Николая Романовича за участие в революционном движении и за распространение нелегальной литературы.
Поездка за границу дала Николаю Романовичу возможность прослушать ряд курсов, которые вели крупнейшие ученые Германии: проф. Арнольд по электротехнике (г. Карлсруэ), проф. Бах по сопротивлению материалов (г. Штутгарт), проф. Ридлер по теории автомобиля, и выполнить дипломную работу по двигателям внутреннего сгорания у проф. Молье (г. Дрезден). Вернувшись в Москву, Николай Романович защитил дипломный проект по паровым машинам у проф. В. И. Гриневецкого. В последующие полтора года он работал в Дрезденской высшей технической школе над докторской (кандидатской по нынешней классификации ВАК РФ) диссертацией в области паровых турбин, которую он защитил в 1907 г. по кафедре профессора Левитского. Диссертация под названием “Потери в лопатках паротурбинного колеса” была опубликовала в Германии в 1908 г. и получила высокую оценку. В частности, работа получила признание таких крупнейших специалистов в области паровых турбин, как Стодола, Молье и Хедер, а выведенные Николаем Романовичем зависимости до настоящего времени используются при тепловых расчетах паровых турбин.
Докторская диссертация Н. Р. Брилинга была выполнена фактически на заре турбостроения, когда паровые турбины только-только получали внедрение. Знания в этой области были в то время довольно скудными, да и то касались лишь направляющих аппаратов. Н. Р. Брилинг впервые провел экспериментальное исследование колеса турбины и выявил влияние температуры, теплоемкости, скорости заряда и профиля лопатки на работу колеса турбины. В результате этого Николаем Романовичем были разработаны рекомендации и был выведен ряд расчетных формул, например, по определению шага турбины и выбору угла установки лопаток. При анализе внутреннего относительного КПД паровых турбин Николаем Романовичем было введено понятие КПД колеса турбины и предложена методика его вычисления.
К этому же времени относится знакомство Н. Р. Брилинга с Рудольфом Дизелем и установление деловых отношений с Г. Гюльднером.
По возвращении в Россию Николай Романович был приглашен в Императорское Московское техническое училище лаборантом в лабораторию двигателей внутреннего сгорания (по нынешним понятиям заведующим этой лабораторией) для ведения преподавательской и научной работы. На протяжении двух лет Николай Романович подготовил курс теории двигателей внутреннего сгорания, который начал читать с 1910 года как обязательный для студентов всех специальностей (в это время для студентов, специализирующихся в области ДВС, специальный курс по двигателям внутреннего сгорания читал В. И. Гриневецкий) и поставил курсовое и дипломное проектирование по легким двигателям внутреннего сгорания. Этим было положено начало развитию теории легких поршневых двигателей в России. Кроме того, с 1907 г. Николай Романович работал в качестве главного конструктора на заводе Дюплон-Константинович в Петербурге. Сочетание научной и педагогической работы в вузе и конструкторской работы в промышленности стало характерной чертой деятельности Николая Романовича в течение всей его жизни.
В 1910 г. Н. Р. Брилинг издал свой первый курс по двигателям внутреннего сгорания, который лег затем в основу капитального труда по двигателям внутреннего сгорания, издаваемого в 1927 и в 1935 г. Изданный литографически на восьми печатных листах, этот курс непрерывно пополнялся новыми теоретическими и экспериментальными работами автора и выдержал пять изданий. За последующие 25 лет этот труд увеличился в объеме более чем в 5 раз - до 45 печатных листов. В нем сконцентрированы как основные теоретические разработки Николая Романовича по теории двигателей (потери действительного цикла, уравнение сгорания в двигателе и др.), так и опыт мирового двигателестроения. Эта работа легла в основу многочисленных трудов по теории, расчету и конструкции поршневых двигателей внутреннего сгорания в нашей стране и за рубежом.