Петр Иванович Музюкин
На территории Ульяновского автомобильного завода установлена мемориальная доска Петру Музюкину. Главный конструктор предприятия с 1955-го по 1967 год, он в этот период вместе со своим коллективом создал первый в мире полноприводный автомобиль «УАЗ-450», который стал первым в знаменитой серии, прославившей Ульяновск на весь мир. Под его руководством также происходила разработка конструкции легендарного «УАЗ-469».
Петр Музюкин родился в 1908 году в Рязани. В 1934 году он окончил в Москве Военную академию бронетанковых войск по специальности «инженер мотомехвойск». И уже в следующем, 1935 году пришел на Горьковский автомобильный завод, на котором проработал ровно двадцать лет. Большую часть этого времени он занимал должность ведущего конструктора по грузовым автомобилям, специальной и боевой технике. Петр Иванович принимал участие в разработке автомобилей «ГАЗ-51, 62, 63, 33, 40 и 63А». В 1950 году за освоение автомобиля «ГАЗ-63» Музюкин как ведущий конструктор вместе со всем коллективом разработчиков был удостоен Сталинской премии. Правда, через несколько лет времена круто изменились, и дальше Петр Иванович уже числился лауреатом Государственной премии, но суть от этого не меняется.
В том памятном 1954-м, на тринадцатом году жизни, у завода УАЗ кончилось затянувшееся детство, и началась полнокровная взрослая жизнь. К концу года с нового главного конвейера сошла первая наладочная партия автомобилей ГАЗ-69, и окончательно определилась внедорожная, лёгкая полноприводная профессия УАЗа. В том самом 1954-м на заводе реорганизовали Конструктороско-экспериментальный отдел (КЭО) в Отдел главного конструктора (ОГК). Сначала это была небольшая группа инженеров под руководством И.А. Давыдова, которая принимала с ГАЗа документацию и передавала ее после обработки и комплектования в технологический отдел. Трудно переоценить, что такое для любого завода именно ОГК – элитное подразделение, мозг предприятия, где собирались самые культурные и грамотные люди во всей промышленности.
А главное, в тот год вместе с хорошей машиной в Ульяновск из Горького приехал хороший руководитель. Повезло тому заводу, у руля которого оказался способный главный конструктор! Андрей Александрович Липгарт с нуля создал ГАЗ, завод МЗМА, выпускавший «Москвичи», держался на Александре Фёдоровиче Андронове, изящные львовские автобусы увидели свет, когда ЛАЗ возглавил Виктор Васильевич Осепчугов, а путевку в жизнь мытищинским самосвалам дал Николай Александрович Астров. Руководителем такого же масштаба стал для УАЗа Пётр Иванович Музюкин, назначенный главным конструктором как раз в период освоения ГАЗ-69.
Музюкин был профессиональным военным автомобильный конструктором, отличным специалистом в области шасси повышенной проходимости. Выпускник Академии механизации и моторизации рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) с 1935 года работал на ГАЗе в группе, которой руководил легендарный Виталий Андреевич Грачёв. Музюкин вместе с Грачёвым прошел все этапы создания трехосных внедорожных модификаций полуторки и «Эмки», а когда окончательно проявила себя бесперспективность этого направления, встал у истоков советского полного привода. В конце 30-х из Экспериментального цеха ГАЗа вышли первые опытные автомобили со всеми ведущими колёсами. Лёгкую командирскую машину ГАЗ-61 Грачёв конструировал сам, а шасси броневика ГАЗ-62 и грузовик ГАЗ-63 поручил своему товарищу Музюкину. Те машины не добрались до производства из-за начала войны, уступив нишу американским автомобилям, поступавшим по Ленд-лизу. Но, согласно уже упомянутому плану 1943 года, А.А. Липгарт дал команду конструировать новый ГАЗ-63, унифицированный процентов на 80 с гражданским грузовиком ГАЗ-51. Эта машина прославила своего ведущего конструктора Музюкина. Потом Петр Иванович создавал на той же агрегатной базе лёгкий и компактный полноприводный бронетранспортёр с несущим кузовом БТР-40. Последние горьковские разработки Музюкина – средние между ГАЗ-63 и ГАЗ-69 1,5-тонные ГАЗ-68 и ГАЗ-62 – сгинули в той же «атомной гонке», что и УАЗ-300.
В 1955 году Петр Музюкин был назначен главным конструктором Ульяновского автомобильного завода, поскольку производство автомобилей «ГАЗ-69» переводилось в наш регион. По воспоминаниям ветеранов автозавода, присутствовавших на церемонии открытия памятной доски, начинать ему пришлось буквально с нуля. Правда, на родину Ленина Музюкина «бросили» не одного - первоначально отдел главного конструктора практически на сто процентов состоял из выходцев с ГАЗа. Но насчитывал тогда ни много ни мало - пять человек. Небольшой коллектив был «мозгом» предприятия, главной задачей которого сначала было освоение выпуска и совершенствование модификаций «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А». А в 1955 году из министерства автомобильной и тракторной промышленности пришел приказ выполнить объем опытно-конструкторских работ по созданию нескольких разновидностей, как сегодня сказали бы - семейства, автомобилей вагонной компоновки. Фургона, санитарной машины, микроавтобуса и бортового грузовика. Причем, как у нас часто было и бывает, требовалось сделать все в сжатые сроки. Подобной задачи в нашей стране прежде не решали. В процессе работы конструкторы обнаружили, что водитель грузовика, сдавая назад, обычно смотрит не в зеркала, а через приоткрытую дверь. А она у опытных образцов «УАЗ-450» висела на задних петлях. Пришлось переделывать, а позже «переобуть» новинку в шины увеличенного сечения, поскольку при вагонной компоновке передний мост оказывался сильно перегружен. Первых образцов сделали всего пять штук. Кроме завода эти машины испытывались в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте и военном НИИ-21. В итоге их забраковали - заказчика, которым, кстати, было министерство обороны, не устроил дизайн кузова. По воспоминаниям ветеранов предприятия, точку в споре кузовщиков УАЗа, которым пришлось «доводить до ума» опытный образец, поставил неожиданно зашедший Музюкин. Он сообщил, что завтра в министерстве ждут готовый эскизный проект, и отобрал рисунок, сделанный карандашом на кальке. Через два дня из столицы пришло известие, что проект утвержден. Первый в мире полноприводный автомобиль, который гораздо позже окрестят «советским джипом», наконец родился.
Мемориальную доску памяти Петра Музюкина разместили на фасаде здания прессово-сварочного цеха, где первоначально размещался отдел главного конструктора Ульянов-ского автомобильного завода.
- Именно в этом здании, на третьем этаже, благодаря усилиям Петра Ивановича из «уголька» конструкторской мысли разгорелся большой «костер», вырос крепкий, мощный коллектив настоящего конструкторского бюро, - рассказал на церемонии открытия ветеран Ульяновского автомобильного завода, коллега Музюкина Альберт Рахманов. - Под руководством Петра Ивановича был сконструирован полноприводный автомобиль вагонной компоновки «УАЗ-450» - подобных аналогов полноприводных авто на тот момент в мире не было, то есть мы оказались в этой сфере «впереди планеты всей». Можно прямо сказать, что это была своеобразная революция в автомобильной технике - достойных конкурентов первым «уазикам» тогда просто не было.
По словам главного конструктора ОАО «УАЗ» Олега Крупина, традиции конструкторской школы УАЗ, заложенные Петром Музюкиным, - это фундамент, на основе которого предприятие работает и выпускает продукцию по сей день.
«Коньком» Петра Ивановича были экспериментальные специализированные прототипы ГАЗ-69 на арочных шинах, седельные тягачи и полуприцепы к ним, аэросани,снегоходы и снегоболотоходы,электромобиль на постоянном токе.Музюкин занимал пост главного конструктора УАЗа до 1967 года
Источник: http://uliyanovsk.bezformata.ru http://www.uazmadi.ru