ЦИПУЛИН Владимир Иванович 1882 -1940
Конструктор первого советского автомобиля АМО-Ф15, первый руководитель технических служб Московского (АМО) и Горьковского автозаводов. Родился в Калуге в семье богатого пароходного подрядчика. В 1901 г. окончил Калужское реальное училище и поступил в Императорское московское техническое училище (ИМТУ). Во время учебы участвовал в работе научного кружка под руководством профессора-теплотехника Гриневецкого и Н.Р. Брилинга, изучая автомобили. В 1906 г. собрал с использованием деталей старой модели "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton) свой первый автомобиль. Окончив в 1910 г. ИМТУ и одним из первых в России получив звание инженера-автомобилиста, побывал на ряде зарубежных заводов. Закупал оборудование для завода братьев Никоновых. По возвращении в страну в 1914 г. проектировал и строил этот завод. С началом первой мировой войны служил прапорщиком в саперном батальоне. В 1916 г., будучи откомандирован в распоряжение Главного Военно-инженерного управления, был техническим руководителем военными авторемонтными мастерскими в Одессе, а в 1917 г. - Государственным авторемонтным заводом в Родниках Ивановской губернии (вместе с И.Ф. Германом). После октября 1917 г. принял участие в создании отечественного автомобилестроения, работая в Центральной автосекции ВСНХ, Автоотделе Главного военно-инженерного управления и Совете военной промышленности. В 1919 г. направлен на московский военный автозавод "Спартак" (бывшая экипажная и автомобильная фабрика П.П. Ильина,). В марте 1920 г. - технический руководитель завода АМО, с января 1921 г. стал его управляющим. В начале 1922 г. Ципулина назначили заведующим производственным отделом объединения "Промбронь", куда входило два московских Броне-танко-автомобильных завода (БТАЗ). На 1-м БТАЗ (бывший "Русско-Балтийский автомобильный завод" в Филях) 8 октября 1922 г. был собран первый советский легковой автомобиль "Промбронь". Позднее вновь направлен на АМО на должность главного инженера для подготовки выпуска нового автомобиля. С 1 июня 1924 г. - главный конструктор завода. Вместе со Б.Д. Строкановым, Е.И. Важинским и др. внес большой вклад в создание первых автомобилей АМО-Ф15. С сентября 1925 г. - технический директор завода, с февраля 1926 г. - главный инженер. В марте 1928 г. перешел в Автотрест для ведения работ по расширению завода АМО, но его проект был признан неудачным. После увольнения из треста в 1929 г. стал начальником технического бюро Автостроя по проектированию и строительству автозавода в Нижнем Новгороде. В конце того же года отправлен на полтора года в США для изучения производства, выпуска документации, заказа оборудования. По возвращении в 1931 г. назначен начальником технического отдела автозавода. С января 1933 г. работал в Научном автотракторном институте (НАТИ) в качестве представителя Нижегородского автозавода. Здесь проводил научно-исследовательские работы по созданию образцов новых автомобилей. Курировал создание 3-осных и полугусеничных автомобилей. С 1933 г. являлся также заместителем начальника технического отдела Главного автотракторного управления. Увлекался автоспортом. В середине 30-х годов разработал двухместный спортивный автомобильГАЗ-ЦАКС. В 1937 г. В.И. Ципулин был арестован, в 1940 г. его не стало. Реабилитирован посмертно.
Источник: http://www.amo-zil.ru