ЗИС-120ФК* | ЗИС-120ВК** | ЗИС-123Ф | ЗИС-150В | ЗИЛ-485 | ЗИЛ-152В1 | |
Рабочий объём, л | 5,55 | 5,55 | 5,55 | 5,55 | 5,55 | 5,55 |
Число цилиндров | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Диаметр цилиндров, мм | 101,6 | 101,6 | 101,6 | 101,6 | 101,6 | 101,6 |
Ход поршня, мм | 114,3 | 114,3 | 114,3 | 114,3 | 114,3 | 114,3 |
Степень сжатия | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 6,2 | 6,5 | 6,5 |
Мощность, л.с. | 118 | 114 | 110 | 100 | 110 | 110 |
Число оборотов при макс. мощности, мин-1 | 2500 | 2500 | 3000 | 2800 | 3000 | 3000 |
Момент, кГм | 36 | 35 | 32,5 | 33 | 32,5 | 34 |
Число оборотов при макс. кр. моменте, мин-1 | 1500 | 1500 | 1200-1300 | 1300 | 1200-1300 | 1100-1400 |
Уд. расход топлива, г/л.с.час | 205 | 225 | 265 | 250 | 265 | 250 |
Литровая мощность, л.с./л | 21,7 | 20,5 | 19,8 | 18,0 | 19,8 | 19,8 |
Pe,Me max, кгс/см2 | 8,2 | 7,9 | 7,4 | 7,5 | 7,4 | 7,7 |
Pe,Ne max, кгс/см2 | 7,7 | 7,4 | 6,0 | 5,8 | 6,0 | 6,0 |
Скорость поршня, м/сек | 9,5 | 9,5 | 11,4 | 10,7 | 11,4 | 11,4 |
Вес с картером сцепления, кг | 437 | 435 | 430 | 410 | 430 | 410 |
Уд. вес, кг/л.с. | 3,7 | 3,8 | 3,9 | 4,1 | 3,9 | 3,7 |
Топливо | А-66 | А-70 | Б-70 или А-70 | А-66 | Б-70 или А-70 | А-72 |
*форкамерный верхнеклапанный, опытный образец, **верхнеклапанный, обычного смесеобразования, опытный образец
ЗИЛ-158В | ЗИЛ-120ВК* | ЗИЛ-164А | ЗИЛ-157К | ЗИЛ-157Д** | *ЗИЛ-2Э157Д** | |
Рабочий объём, л | 5,55 | 5,55 | 5,55 | 5,55 | 5,38 | 5,38 |
Число цилиндров | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Диаметр цилиндров, мм | 101,6 | 101,6 | 101,6 | 101,6 | 100 | 100 |
Ход поршня, мм | 114,3 | 114,3 | 114,3 | 114,3 | 114,3 | 114,3 |
Степень сжатия | 6,5 | 6,2 | 6,3 | 6,2 | 6,5 | 6,75 |
Мощность, л.с. | 110 | 130 | 100 | 104 | 110 | 132 |
Число оборотов при макс. мощности, мин-1 | 2800 | 2800 | 2800 | 2600 | 2800 | 2800 |
Момент, кГм | 34,5 | 39,5 | 33 | 34 | 35 | 38 |
Число оборотов при макс. кр. моменте, мин-1 | 1300 | 1600 | 1300 | 1100-1400 | 1100-1400 | 1600 |
Уд. расход топлива, г/л.с.час | 250 | 245 | 250 | 255 | 250 | 245 |
Литровая мощность, л.с./л | 20,0 | 23,4 | 18,0 | 18,7 | 20,4 | 24,5 |
Pe,Me max, кгс/см2 | 7,8 | 8,9 | 7,5 | 7,7 | 8,2 | 8,9 |
Pe,Ne max, кгс/см2 | 6,3 | 7,5 | 5,8 | 6,4 | 6,6 | 7,9 |
Скорость поршня, м/сек | 10,7 | 10,7 | 10,7 | 9,9 | 10,7 | 10,7 |
Вес с картером сцепления, кг | 420 | 433 | 415 | 420 | 410 | 433 |
Уд. вес, кг/л.с. | 3,8 | 3,3 | 4,1 | 4,0 | 3,7 | 3,3 |
Топливо | А-72 | А-66 | А-66 | А-66 | А-72 | А-72 |
**на этих двигателях применяется поршневая группа ЗИЛ-130,*верхнеклапанный, опытный образец
Двигатель ЗИЛ-2Э157Д
Разработан в 1977-1979 гг. Карбюраторный 6-цилиндровый, рабочий объём 5,38 л, степень сжатия 6,75. Камера сгорания клиновидная.
Головка блока цилиндров чугунная (СЧ-18-36), съёмная, общая для всех цилиндров с верхним расположением клапанов. Вставные сёдла из чугуна под тарелку выпускного клапана, вставные направляющие всех клапанов- чугунные.
Поршни ЗИЛ-130 из алюминиевого сплава с плоским днищем. Поршневые кольца ЗИЛ-130: три компрессионных чугунных (два верхних- хромированные) и одно маслосъёмное стальное, составное (хромированное).
Поршневые пальцы плавающие. Шатуны двутаврового сечения, стальные, кованые.
Коленчатый вал стальной, семиопорный, без противовесов, шейки подвергаются поверхностной закалке; с каналами для смазки и грязеуловителями; динамически сбалансированый. Шатунные и коренные подшипники тонкостенные, сталеалюминиевые (сталь 08КП, антифрикционный слой- сплав АМО-1-20)
Маховик чугунный (СЧ-28), крепится к фланцу коленвала четыремя болтами, имеет зубчатый венец для шестерни стартера; внутри маховика устанавливается однодисковое сцепление с диаметром ведомого диска 340 мм.
Распределительный вал стальной, кованый; расположен с правой стороны блока, имеет 12 кулачков с одинаковым профилем подъёмной части. Посередине вал имеет спиральную шестерню для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя, а между кулачками пятого и шестого цилиндров ещё одну аналогичную шестерню для привода датчика ограничителя числа оборотов.
Опорные шейки, кулачки, эксцентрик и зубья шестерён обработаны ТВЧ. Вал установлен в блоке на четырёх подшипниках скольжения (биметаллические втулки), запрессованных в гнёзда блока. В продольном направлении удерживается фланцем, надетым на него на переднем конце у укреплённым к блоку двумя болтами. Приводится во вращение парой цилиндрических шестерён (на коленвалу- стальная, на распредвале- чугунная)
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 31
закрытие впускного клапана после н.м.т. 83
продолжительность открытия впускного клапана, град: 294
открытие выпускного клапана до н.м.т. 67
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 47
продолжительность открытия выпускного клапана, град: 294
перекрытие клапанов, град: 78
Клапаны верхние, расположены в головке блока цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров; приводятся от одного распредвала при помощи толкателей, штанг, коромысел; выпускные - пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой посадочных поверхностей, имеют механизм принудительного проворота. Тарелка пружины клапана фиксируется сухарями. Диаметр выпускного 39 мм, угол седла 45°, диаметр впускного 48,5 мм, угол седла 30°. Стержни обоих клапанов 9,5 мм. Пружины спиральные. Расстояние между головками клапанов и стенками камеры сгорания 3,85 мм.
Газопроводы чугунные: впускной представляет собой общую отливку с центральным верхним фланцем под карбюратор; расположен с правой стороны двигателя и обеспечивает раздельную подачу смеси от каждой камеры карбюратора к своей группе цилиндров (к 1-2-3 или к 4-5-6); два отдельных выпускных газопровода с левой стороны двигателя: для газов из 1-2-3 цилиндров и из 4-5-6.
Карбюратор К-88АТ, двухкамерный, с падающим потоком, снабжён встроенным диафрагменным механизмом ограничения числа оборотов, имеет ускорительный насос и экономайзер. Диффузоры: малый - 8,5 мм, большой - 36 мм. Воздушная горловина 60 мм. Ограничитель числа оборотов: центробежно-вакуумный; привод датчика расположенного в правой нижней части блока цилиндров, от шестерни распредвала, расположенной между кулачками 5 и 6 цилиндра; исполнительный механизм на карбюраторе. Начало срабатывания 2800+150 мин-1. Конец срабатывания 3200 мин-1, не более.
Картер сцепления и маховика предусматривает установку однодискового сцепления сцепления с наружным диаметром ведомого диска 340 мм; пятиступенчатой коробки передач ЗИЛ-130.
Двигатель был спроектирован, построен и испытан. Предназначался для одиночных автомобилей ЗИЛ-130АН, ЗИЛ-130К, ЗИЛ-157КД. Показал очень хорошие характеристики по сравнению с нижнеклапанным ЗИЛ-157К, однако в производство не пошёл.
Работы велись под руководством главного конструктора Кригера Анатолия Маврикиевича, заместителя главного конструктора Михайлова Григория Георгиевича, заместителя начальника УКЭР-начальника КЭИР Парадашвили Летнида Ивановича, Матерова Георгия Алексеевича, Овчинникова Николая Дмитриевича.
Разработчики конструкторских и исследовательских подразделений, ведущие специалисты, инженеры-конструкторы, инженеры-исследователи и мотористы: Сокульский Вячеслав Николаевич, Латышев Андрей Петрович, Шабанов Анатолий Дмитриевич, Потанина Нонна Павловна, Рубинштейн Самуил Моисеевич, Муравьёв Виктор Дмитриевич, Ивлев Василий Птрович, Морозов Виктор Васильевич, Пшеничников Ростислав Евгеньевич, Муханов Виктор Яковлевич, Киселёв Лев Самуилович, Михелев Борис Михайлович, Панфилов Владимир Трофимович, Одинцов Юрий Николаевич, Трубинская Римма Анатольевна.
ЗИЛ-2Э157Д. Верхнеклапанный 6-цилиндровый рядный бензиновый карбюраторный двигатель (опытный образец)
Источник: АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ АМО, ЗИС, ЗИЛ ЗА 90 ЛЕТ (1916-2006 ГГ.) МГИУ 2006
Выдержки из книги предоставлены пользователем m1609