001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



УАЗ-3907 "Ягуар"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

УАЗ-3907 "Ягуар"

В серию запущен не был.
Водоплавающий автомобиль на базе УАЗ-469. Герметичный кузов, измененная рама, усиленная ходовая часть. У амфибии перед задним мостом установлены два гребных винта.
Масса перевозимого груза 1 человек и 600 кг или 7 человек
Масса снаряженного автомобиля, кг 2050
Масса полная, кг 2750
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг 750
Модель двигателя 41416.10
Номинальная мощность, л/c 77
Максимальный крутящий момент, кгс.м 17
Максимальная скорость, км/ч 100
Максимальная скорость на воде, км/ч 9
Контрольный расход топлива, л/100 км 11.8
Тяговое усилие лебедки 1600
Запас хода по контрольному расходу топлива, км 950

Удивительное дело, когда смотришь на забытые проекты, ранее разрабатываемые на Ульяновском автомобильном заводе, невольно проникаешься гордостью и уважением и к людям, которые раньше творили, и к машинам, которые они создавали. Актуальность этих машин, созданных 20-30 лет назад, не потеряна до сих пор. 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1977 году на Ульяновском автомобильном заводе в УГК (управлении главного конструктора), которым руководил Старцев Л.А., был создан отдел, в задачу которого входила разработка специальных автомобилей повышенной проходимости для нужд армии и сельского хозяйства. Его образовали под заказ Министерства обороны на создание плавающего автомобиля-амфибии, с кодовым названием УАЗ-3907 "Ягуар". Основное предназначение нового автомобиля была перевозка личного состава, воинских грузов, монтаж специального оборудования и буксировка прицепов полной массой до 0.75 тонны. За основу "Ягуара" взяли базу УАЗ-3151. В 1978 году была разработана конструкторская документация для изготовления опытных образцов. Объем этих чертежей значительно превосходил объем документации на серийный автомобиль. Это произошло вследствие того, что было разработано и применено очень много оригинальных узлов и деталей, таких как лебедка с приводом от КПП, ходовые винты с коробкой отбора мощности, откачивающие насосы, водяной руль и многое другое.

В 1 и 2 кварталах 1980 года было изготовлено и предъявлено на полигонные испытания 4 образца УАЗ-3907 "ЯГУАР". Испытания проводились в условиях степи +45 С (Астрахань), в зимних условиях (Якутия), также лазали по горам(горный район Памира, высота над уровнем моря до 4635 м). Таким образом, интервал температур был огромный от +45 С до -47 С . Машина показала себя отлично, в состоянии справиться с большинством препятствий. Также параллельно дорабатывали чертежи. Была доведена система водооткачки, доработан привод стояночного тормоза.

Во втором квартале 1982 года было изготовлено еще 2 образца по доработанной документации, в которой практически все замечания в конструкции были устранены. С учетом последних, ресурсных испытаний, которые прошли эти 2 автомобиля (150 тыс. километров), было принято совместное решение Министерства обороны и Министерства автомобильной промышленности о начале выпуска этих автомобилей.

С 1986 года по 1989 по отдельному договору с Комитетом Государственной Безопасности для пограничников была разработана и испытана модификация УАЗ-39071 " БАКЛАН " с установкой 6-и пар лыж, радиолокационной станции ,радиостанции, ручного пулемета и другое.

http://s7.uploads.ru/t/x1RMw.jpg  УАЗ-39071 Баклан

КОНСТРУКЦИЯ

К раме от автомобиля УАЗ-3151 были приварены передние и задние удлинители дляустановки лебедки, кронштейнов гребных винтов, заднего бампера. Особо не мудрствуя, мосты взяли с колесными редукторами. Для увеличения плавности хода передние короткие рессоры заменили на задние длинные. Так как автомобиль плавающий, то соответственно он имел герметичный кузов, что было большим плюсом по сравнению с серийными автомобилями. Это позволяло уберечь от грязи и механических повреждений двигатель и агрегаты автомобиля.
Система охлаждения включала дополнительный теплообменник, для обеспечения нормального рабочего температурного режима работы двигателя на плаву.
На машине стояла лебедка ,которая могла работать одновременно с движением на 1 передаче и при размотке троса на передаче заднего хода. Лебедка приводилась в действие с помощью коробки отбора мощности.

Салон не блистал роскошью. Да оно и понятно. Так как автомобиль предназначался для армии, то, следовательно, роскошь не только нужна, но даже и вредна.
Салон был оборудован 2 мягкими сиденьями и 2 откидными продольными. То есть вмещалось полноценное армейское отделение из 7 человек в полной боевой выкладке.

Двигатель, модели 4141610, представлял собой 77-сильный карбюраторный агрегат, который позволял все это хозяйство перекинуть из пункта А в пункт Б со скоростью 100 километров в час и расходуя при этом 11.8 литров на 100 километров. 

МНЕНИЕ ИСПЫТАТЕЛЯ

Плавучие свойства УАЗ-3907 "ЯГУАР" были спроектированы таким образом, что поражали воображение. Во время приемочных испытаний провели такой эксперимент. В машину села приемочная комиссия в составе 21 человека, и машина форсировала водную преграду. Автомобиль прекрасно справился с этим заданием. На первых образцах были водяные рули, для маневрирования в водной среде. Но однажды произошел курьезный случай. После очередного водного испытания на Волге, при выезде на берег, испытатели заметили отсутствие водяного руля. Видимо в результате какого-либо столкновения руль отвалился. Причем этот момент испытатели не заметили. На маневренности, это как ни удивительно, никоим образом не отразилась, то есть поворачиваемость с помощью передних колес оказалась достаточной, и было принято решение вообще отказаться от водного руля.
Проходимость, по бездорожью, была практически на уровне своего прародителя УАЗ-3151. Большим минусом была большая масса снаряженного автомобиля, на 400 кг больше, чем у УАЗ-3151.

http://s6.uploads.ru/t/FzHCE.jpg  http://s2.uploads.ru/t/3t6lT.jpg
http://s6.uploads.ru/t/qJ0Fd.jpg  http://s3.uploads.ru/t/1J0kZ.jpg
http://s3.uploads.ru/t/or3eF.jpg  http://s6.uploads.ru/t/c0g3Z.jpg
http://s3.uploads.ru/t/z69M2.jpg  http://s2.uploads.ru/t/kuO4z.jpg

"ЯГУАР" в снаряженном состоянии весил 2050 кг. А двигатель стоял на обоих автомобилях практически одинаковый - 2.5 литра. Но этот недостаток в какой-то мере компенсировало то, что у машины было плоское дно, как у лодки. То есть она как бы всплывала на грязи или на снегу. Впрочем, испытатели, действительно отмечали случаи всплытия машины, за счет этого она плыла по грязи. По результатам испытаний испытатели сделали вывод, что для этой машины наиболее полно подходит 3-литровый двигатель, тем более что при применении этого двигателя водная скорость увеличивалась из-за увеличения крутящего момента на двигателе.

Из-за того, что на автомобиле была применена раздаточная коробка дифференциального типа, ходимость мостов была намного выше, чем у серийных автомобилей. Но- Всегда есть большое НО. В 1985 начались всем известные события. И чем это кончилось также всем известно. Наступили проблемы с финансированием, инфляция -. . И проект закрыли в 1990 году.
В принципе этот автомобиль востребован и в наши дни. По своим функциональным способностям он прекрасно подходит под запросы Министерства обороны (тем более это их заказ).Также его могут закупать рыбная и охотоинспекция. В общем, дело за малым - за деньгами.

Автор: Николай ХРАМОВ 10.04.2003 За рулем-Ульяновск(rus73.ru)

2

http://s3.uploads.ru/t/kH6yS.jpg

3

В 1977 году поступило предложение заключить договор на разработку автомобиля «Ягуар» (тогда оно было секретным). Под этим шифром значился плавающий автомобиль на базе УАЗ-469.

Плавающий автомобиль назвали «Ягуар», в честь единственного животного из семейства кошачьих, которое не боится воды и достаточно хорошо плавает.

Из архивных данных: «Завод подписал договор. Мы никогда не делали таких автомобилей, но это было ново и интересно, а сил у нас было достаточно.
http://s6.uploads.ru/t/3B4d7.jpg
Только в начале разработок я спросил у представителей заказчика: „Вы хотите иметь катер, который может ездить по суше или автомобиль, который может плавать?“. Ответ последовал незамедлительно: „Автомобиль“.

Так началась разработка „Ягуара“. В первую очередь разработали отбор мощности на два входных винта, их установку и сами винты. Они располагались перед задним мостом. Построили макет способный плавать (в габаритах предполагаемого автомобиля) — нужно было проверить компоновочные решения и определить развесовку, чтобы автомобиль на плаву не имел дифферента на перед. Запустили его сначала в бассейн танкового училища, а затем в Волгу. Все получилось удачно, хотя проблем впереди еще было много. В этих трудах конструкторы-разработчики и испытатели провели 1977 год и начало 1978-го, в середине которого сменился директор завода. Новый руководитель категорично заявил, что плавающим автомобилем заниматься не будут. Активные разработки не представлялись возможными, но мы продолжали работать над „Ягуаром“. Создавался облик машины, разрабатывались системы. А позднее мы получили от директора срочное задание доделать „Ягуар“.

http://s6.uploads.ru/t/DE163.jpg
Были разработаны все узлы и системы для водоходности. Система водоотлива, лебедка для самовытаскивания, отборы мощности. Серьезной проблемой был кузов. Он имел две двери с уплотнением, не пропускавшим воду, днище для плавания, пол для выполнения жизни и работы на земле. Но самая каверзная задача состояла в обеспечении охлаждения двигателя и всех агрегатов трансмиссии, нагревающихся при длительной работе в замкнутом пространстве. Было много экспериментов и идей. Все они проверялись на образцах и на плаву, и на дорогах. Хорошую службу сослужили водители-испытатели, которые предложили изменить поток воздуха не спереди на двигатель и далее горячий на агрегаты, а из „трюма“ на двигатель и радиатор. Кроме того, дополнительный воздух забирался из зоны давления перед лобовым стеклом, и весь горячий воздух выбрасывался вверх в передней части корпуса в зоне разрежения. Решение этого вопроса сделало наш „Ягуар“ жизнеспособным во всех условиях эксплуатации и в Каракумах, и на Памире, и в Якутии. На плаву он мог находиться неограниченное время и проходил на испытаниях многие километры по рекам. Своим ходом он добрался вплавь по Волге от Ульяновска до Астрахани.

http://s3.uploads.ru/t/LqEnv.jpg

При испытаниях „Ягуар“ показал лучшую маневренность, чем у специальных водоходных судов, сохранил способность движения до 8 км/час, а на суше развивал скорость до 100 км/час. А при испытаниях ударом ядерной взрывной волны на спец. полигоне, сохранил способность к выполнению боевой задачи.

В 1981 году были построены образцы для приемочных испытаний, а в следующем году сданы заказчику. В 1983 году конструкторская документация выдана в подготовку производства. „Ягуар“ был принят на вооружение Советской Армии. Началось строительство производственного корпуса, но грянула перестройка и „Ягуар“ поставили в музей.

В заключении хочу сказать, что разработка „Ягуара“ была творческим порывом конструкторов, экспериментаторов и испытателей. Они показали, что могут создать автомобиль, какого не было ни в одной армии мира».

Источник: http://www.uaz.ru