001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



УАЗ-3171

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Незавершённая история

http://s6.uploads.ru/t/PJ3om.jpg
В середине 1980-х граждане СССР уже готовились воспринять «новое мЫшление», но советские традиции казались еще непоколебимыми: мандарины к Новому году, белые фартуки советских отличниц, первомайские демонстрации…

Сейчас на всё это уже появилась ностальгическая мода. В 80-х новогоднее празднество чётко ассоциировалось со смесью запахов свежей хвои и цитрусовых, школьную форму люто ненавидели абсолютно все советские мальчики и девочки, а значение праздника 1 мая мало кто понимал. Но все радовались, потому что был дополнительный выходной, котор ый знаменовался распитием «по маленькой» в кругу коллег где-нибудь в скверике после обязательного шествия не совсем стройными рядами по центральной площади. Первомай любили ещё и потому, что наступали первые тёплые деньки, а на демонстрации можно было встретить старинных друзей, которых не видел, может быть, аж со школьной скамьи. В колоннах царил свой микроклимат, каждое предприятие самовыражалось в соответствии с партийной линией, но в свете своей деятельности. Трудящиеся несли транспаранты с лозунгами, славящими трудовой народ, родную партию и великого Ленина, а также по возможности старались показать лицом, так сказать, продукцию родного предприятия. Иногда случались и сюрпризы.

Возможные модификации
http://s6.uploads.ru/t/P0aJj.jpg  http://s2.uploads.ru/t/GcqFv.jpg

Однажды на очередной первомайской демонстрации в колонне Ульяновского автозавода проехало несколько очень красивых, даже с каким-то иностранным лоском, автомобилей. У мужчин, присутствовавших на площади, они произвели настоящий фурор. «Неужели это новые уазики?» — гадали тогда все. Внедорожники джипами тогда ещё не называли, самыми распространёнными наименованиями были «уазик» и «козлик». Но этих красавцев в колонне автозавода язык не поворачивался так назвать. Правда, несмотря на такое громкое появление на публике, более нигде о них слышно не было. Сейчас реальные модели перспективной серии УАЗ-3170 можно увидеть только в гараже конструкторского бюро ОАО «УАЗ». На момент испытаний УАЗ-3170 во многом превосходил существующие аналоги. Вероятно, он первый в истории советского автопрома, удачно сочетающий в себе качества утилитарного военного и комфортного гражданского автомобилей.

А история его создания началась ещё в 1968 году. Тогда конструкторы ульяновского автозавода А.В. Винокуров и З.И. Стильбанс разработали техническое задание на новый автомобиль. По сути, эта идея ещё не оформилась в концепцию «семидесятки», но стала первой попыткой создать альтернативу УАЗ-469. В связи с неопределённостью позиции Министерства автомобильной промышленности СССР работы в этом направлении вскоре прекращаются. В 1974 году главным конструктором на автозавод приходит талантливый и чрезвычайно увлечённый конструктор Лев Старцев, при котором образовывается конструкторское бюро перспективного проектирования в составе В.И. Доманского, В.В. Горбачёва и А.П. Щербакова. В этом же году вновь начинается разработка первой редакции технического задания на легковой автомобиль. Теперь это уже УАЗ-3170 с принципиально новой компоновочной схемой, устраняющей главные недостатки УАЗ-469, и новыми агрегатами. Новый автомобиль должен был получить неразрезные ведущие мосты с редукторами внешнего зацепления, зависимые переднюю и заднюю пружинные подвески, дифференциальную раздатку, смещенный за переднюю ось и вправо двигатель, привод переднего моста слева. Такое решение позволяло оптимально организовать рабочее место водителя и обеспечить оптимальные углы (40) в шарнирах карданных валов, расположить основной топливный бак большого объёма между лонжеронами, значительно понизить высоту центра тяжести и высоту автомобиля при дорожном просвете не менее 325 мм. Расположение двигателя, близкое к УАЗ-452, что позволяло иметь на едином шасси и легковой капотный автомобиль, и автомобиль вагонной компоновки.
В эти же годы изготавливается посадочный макет легкового автомобиля на перспективном унифицированном шасси, а также пластилиновые макеты внешних форм и демонстрационный макет нового легкового автомобиля. В 1977 году проектируемое семейство перспективных полноприводных автомобилей дополняется проектом 1,5-тонного грузовика с колёсной формулой 4х2, максимально унифицированным с УАЗ-3170 и с новым бескапотным фургоном УАЗ-3770. В 1975 году также было разработано техническое задание на 3-литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель.

В 1982 году появляются первые образцы УАЗ-3170 с цельнометаллическим кузовом и УАЗ-3171 с мягким верхом. Вскоре выходит постановление ЦК КПСС и Совмина СССР по созданию семейства армейских автомобилей, получившее название «ГАК» (странное название темы чисто условное и никак не расшифровывается). За основу взята модель УАЗ-3171. Начались заводские испытания. В 1983 году технический проект успешно защищается в ГЛАВТУ Министерства Обороны. Также разработка получает одобрение Министерства автомобильной промышленности СССР. По сути, подпись тогдашнего министра Е.А. Башинджагяна открывала все двери к массовому производству нового внедорожника, но в 1984 году по непонятным причинам (очевидно, нехватка средств из-за освоения переднеприводных моделей на ВАЗе и АЗЛК) Башинджагян свою подпись отзывает и фактически хоронит проект УАЗ семидесятой серии.
На УАЗ приезжают комиссии из НАМИ, которые вынужденно бракуют компоновку УАЗ-3171. В действительности же правильность решений конструкторов УАЗа не вызывает сомнений (в том числе у членов комиссии), так как они устраняли принципиальные конструктивные недостатки УАЗ-469 и придавали автомобилю новые качества: дорожный просвет 325 мм при высоте автомобиля, равной высоте УАЗ-469Б с дорожным просветом всего лишь 220 мм. Тем не менее работа над семейством автомобилей 70-й серии не прекращалась до 1996 года.
В 1988 году изготовлены опытные образцы УАЗ-3171-01 и 3171-02. В них изменена компоновка двигателя: он поднят над передним мостом с серийными редукторами внутреннего зацепления, как на УАЗ-469. В ходе заводских испытаний один из этих образцов прошёл испытания в Средней Азии, на Тянь-Шани и Памире. В 1989 году в результате изменения военной доктрины совместным решением ГЛАВТУ и Минавтопрома закрываются темы «ГАК» и плавающего «ЯГУАР». Открывается тема «ВАГОН» в составе санитарного и многоцелевого (для перевозки отделения-10 чел.) автомобилей. Шасси этих автомобилей очень близки, но не едины. Работу над этим проектом возглавил конструктор А.П. Щербаков. В 1990 году готовы первые образцы санитарного автомобиля УАЗ-3972. При проектировании вагона пригодились наработки УАЗ-3170: применены ведущие мосты с колесными редукторами внешнего зацепления, привод переднего моста слева (дорожный просвет-325мм). В 1991 году на автозаводе был представлен многоцелевой автомобиль УАЗ-3172. Он имел дорожный просвет, аналогичный УАЗ-3170 325 мм, но высота автомобиля составляла 2125 мм, что выше, даже чем у УАЗ-469. Зато допустимая глубина преодолеваемого брода составляла 1,3 м. Одновременно разработан и изготовлен образец УАЗ-3172-01 для народного хозяйства на мостах без колёсных редукторов, с твёрдым верхом и изменённым дизайном. Дизайнерские разработки этих автомобилей вели А. Рахманов, Ю. Гришин, В. Казанцев, А. Лесин.
http://s3.uploads.ru/t/K9r47.jpg  http://s2.uploads.ru/t/zKZik.jpg 
http://s2.uploads.ru/t/Fv5B7.jpg  http://s7.uploads.ru/t/fcrik.jpg
В 1993 году были закончены государственные приёмочные испытания: УАЗ-3172 рекомендован межведомственной комиссией к принятию на вооружение Министерством обороны. Но в серию этот автомобиль так и не пошёл, так как велось освоение УАЗ-3160, а военные заказы утратили приоритет. Тем не менее ряд конструктивных решений 70-ой серии живет и в сегодняшнем «Патриоте».
http://s2.uploads.ru/t/Xg0nm.jpg

Источник: http://parkovka.pro

2

Конструктор "зарубленной" серии военных УАЗов.

http://s2.uploads.ru/t/oxEyg.jpg  Александр Щербаков - конструктор УАЗ-3171

Александр Щербаков внёс большой вклад в усовершенствование серийных моделей Ульяновского автозавода.
Он руководил конструкторским коллективом, создавшим перспективное семейство армейских внедорожников - УАЗ-3170/3171/3172/3972.

Александр Щербаков родился 14 октября 1945 года в городе Дзержинск Горьковской области.
В начале 1947 года семья переехала в Ялту. Отец Щербакова — инженер-механик, старший научный сотрудник крымского Всесоюзного научно-исследовательского института виноделия и виноградарства "Магарач", кандидат наук. Мать — техник-химик.
Александр не пошел по стопам родителей. По его собственному признанию, он с детства "бредил автомобилями", и полученная в школе специальность шофера пришлась как нельзя кстати. В 1964 году, после окончания школы, Александр Щербаков поступил на автомобильный факультет Запорожского машиностроительного института. Со второго курса он работал на кафедре «Автомобили» лаборантом по научно-исследовательской работе, занимался испытаниями, в том числе связанными с получением экспериментальных данных для диссертации главного конструктора Запорожского автозавода Владимира Петровича Стешенко, пробивавшего в те годы дорогу переднеприводным автомобилям. В 1967 году Щербаков женился на однокурснице, и в декабре 1968 года, имея на руках распределение на ВАЗ (в то время это считалось очень престижным), вместе с молодой женой Любой приехал на преддипломную практику на Ульяновский автозавод инженером-конструктором. Молодоженам так понравился завод, что они уступили распределение на ВАЗ товарищам по курсу в обмен на работу в Ульяновске.

http://s2.uploads.ru/t/BFmx6.jpg  Руководство завода на сравнительных испытаниях УАЗ-3171 и L-R 90.

В 1969 году Александр Щербаков успешно защитил дипломную работу по теме "Переднеприводный  автомобиль-фургон малой грузоподъемности", где речь шла о компоновке принципиально нового для СССР автомобиля.  Пригодились сделанные на УАЗе наработки различных агрегатов, прежде всего независимой торсионной подвески.
На основе разработанной Щербаковым компоновки защищалось еще несколько человек — по более узким темам.
30 июля 1969 года супруги Щербаковы были зачислены в штат ОГК УАЗ. Вначале молодые люди планировали отработать  три года, получить квартиру, а затем вернуться в Запорожье — на ЗАЗ их настойчиво приглашал Стешенко.
Но коллектив и работа привязали Щербаковых к УАЗу навсегда.
Конструкторскую карьеру Александр Петрович начал там же, где проходил практику — в бюро рулевых управлений  и передних мостов под руководством Егора Романовича Варченко, который в то время был еще и ведущим конструктором  по грузовым автомобилям.  Первая серьезная самостоятельная работа Щербакова — передний ведущий редукторный мост типа "банджо" для УАЗ-468 (экспериментальная "буханка" с редукторными мостами, подвеской с заделкой рессор по типу УАЗ-469  и телескопическими амортизаторами).
Проблема была в размещении картера моста в автомобиле, а банджо позволял исключить прогиб "чулок" передних  мостов, которым страдал УАЗ-468.
В мае 1972 года молодого конструктора призвали в армию, на срочную службу. К этому времени ему было почти  27 лет, сыну было девять месяцев, поэтому служил Щербаков всего год и недалеко от дома — в автовзводе  ульяновского милицейского батальона.
Демобилизовавшись в мае 1973 года, он сразу вернулся к прежней работе.
В 1974 году новый главный конструктор Ульяновского автозавода Лев Адрианович Старцев организовал бюро  перспективного проектирования из трех человек.
В их число вошел и Щербаков. Проанализировав недостатки УАЗ-469, конструкторы нового бюро искали пути их  устранения. Тогда и родилась идея компоновки гражданского полноприводника УАЗ-3170, его военного  аналога УАЗ-3171 и максимально унифицированного с ними шасси вагонника УАЗ-3770.
Но техническое задание к утверждению не принимали, хотя оно было согласовано с добрым десятком министерств,  институтов и других организаций. Хождение по кабинетам Минавтопрома и НАМИ не дало результата.
В декабре 1976 года бюро перспективного проектирования бросили на разработку эскизного проекта военной амфибии  (тема "Ягуар").

Дальнейшее руководство этой темой было поручено сотруднику бюро Владимиру Васильевичу Горбачеву.
В 1978 году в состав бюро вошел А. И. Макаров (будущий главный конструктор Ульяновского автозавода), начальник  бюро перешел на ВАЗ, и дальнейшая работа по перспективным моделям велась под руководством Щербакова: сначала  он работал в качестве исполняющего обязанности, а затем в ранге начальника КБ.
Вскоре в бюро пришли молодые специалисты — Р.С. Латыпов, В.Ф. Макаров, С.В. Клянчин, Е.В. Глазков, А.Н. Лазарев,  В.Н. Одинцов, А.Н. Морозов.
Коллектив бюро разработал практически все новые узлы и агрегаты перспективного семейства — подвеску, мосты,  раму, рулевой механизм и привод, систему выпуска, топливные баки и многое другое.  Эти разработки легли в основу доводки агрегатов для опытных образцов основными бюро Управления главного  конструктора (УГК).

В 1983 году успешно прошли заводские испытания двух опытных образцов новых джипов.
На основании результатов испытаний Министерство обороны открыло тему "ГАК", в рамках которой родился  новый УАЗ-3171.

http://s6.uploads.ru/t/na90v.jpg  Опытный образец УАЗ-3171 на войсковых испытаниях.

Позже тема "ГАК" плавно перешла в тему "ВАГОН", и на свет появился УАЗ-3172.
Две серии УАЗ-3172 успешно прошли заводские, а затем и государственные (приемочные) испытания и были  рекомендованы к принятию на вооружение.

В 1993-1994 годах начались работы по созданию нового гражданского внедорожника УАЗ-3160.
Военная тематика перестала быть приоритетной — тему "ВАГОН" закрыли.
Работы над семейством "3172/3972", которому Александр Петрович посвятил почти 20 лет своей жизни, были  свернуты.
Тогда же бюро перспективного проектирования разделилось на два отдела: отдел перспективных грузовых  автомобилей возглавил Щербаков, а легковых — Макаров.

Взамен закрытой темы "ВАГОН" военные предложили тему "ВАГОН-1".
Речь тоже шла об автомобиле для перевозки отделения, но максимально привязанном к действующему производству.
Под руководством Щербакова тему вел отдел серийных автомобилей.  Были созданы и успешно испытаны опытные образцы на платформе УАЗ-3151.
Версия с бензиновым двигателем получила обозначение УАЗ-2966, с дизелем ЗМЗ-5143 — УАЗ-29668.
Машины прошли приемочные испытания, по результатам которых были приняты на снабжение Вооруженных сил РФ  (приказ по МО № 161 от 27 мая 2004 года).  Но организовать массовое производство так и не удалось.

Источник: http://www.uazbuka.ru