001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История ЛАЗ

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Днём основания завода считается 21 мая 1945 года - в этот день началось строительство будушего предприятия. Ещё до полного завершения строительства, в 1949 году, здесь налаживают производство запасных частей для автокранов, сборка которых велась на соседнем заводе автопогрузчиков. В том же 1949 году, 26 апреля, постановлением Совмина СССР, будущему заводу предписывается освоить у себя производство электромобилей и автобусов, а сам завод с этого момента называется Львовским автобусным заводом.
http://s2.uploads.ru/t/ZOXqw.jpg
В 1950-1951 годах на ЛАЗе изготовили первую партию электромобилей (НАМИ-ЛАЗ-750), отправив на опытную эксплуатацию в Москву и Ленинград, но по результатам решение о постановки в производство не было принято положительно.
Привод колёс осуществлялся от двух электродвигателей (2х2, 85кВт и 2х4, 0кВт) через колёсные редукторы. Источником питания служили железоникелевые батареи. Запас хода составлял 55—70 км, а наибольшая скорость — 30—36 км/ч
http://s3.uploads.ru/t/TwCgB.jpg  НАМИ-750 (1951 г.)
http://s6.uploads.ru/t/2YWBI.jpg  http://s6.uploads.ru/t/bBxyM.jpg
В первые послевоенные годы, когда страна востанавливалась, шло массово гражданское и промышленное строительство автокраны были крайне необходимы стране, ведь везде шли как крупномасштабные стройки, так и восстановление городов. Поэтому они занимали ведущее положение в производстве и разработке. Предприятие осваивает производство автомобильных кранов АК-32 грузоподъёмностью на крюке 3 тонны, на шасси ЗИС-150, и автомобилеё-фургонов ЛАЗ-150Ф.
http://s3.uploads.ru/t/tBDFT.jpg  http://s7.uploads.ru/t/QZ59V.jpg
Силами конструкторского отдела автокран был модернизирован и новая модель получила индекс ЛАЗ-690. Она имела гнутую стрелу, обладала грузоподъемностью 3 тонны и могла поднимать груз на высоту до 7,2 метра. Машину снабдили потенциометрическим ограничителем грузоподъемности. Наибольшая высота подъёма крюка - 6,6 (7,2) м. Длина стрелы - 6,2 м. Производительность крана - 23,25 тонн/час.
Эти автокраны можно было встретить во всех уголках страны. Они участвовали в перегрузках в портах и на складах, выполняли погрузо-разгрузочные работы, участвовали в сельском строительстве, дорожных работах, трудились на городских новостройках.
Коллектив завода продолжал работать и за автокраном появились новые разработки кузовов к ЗИС 150 и прицепы к нему. Требовалось создать универсальную серию фургонов одинаково пригодных для перевозки продуктов и промышленных товаров. Разработанный автопоезд в составе автомобиля-фургона ЛАЗ-150Ф с прицепом-фургоном ЛАЗ-730 обладал общей грузоподъёмностью 7000 кг. В 1954-1955 годах опытные образцы этих автопоездов, изготовленные эксперементальным цехом ЛАЗа проходили всесторонние испытания, но оказались не востребованными.
Всего ЛАЗ выпустил более 25000 автокранов.
http://s7.uploads.ru/t/Zs3Yk.jpg  http://s7.uploads.ru/t/n3Kvk.jpg
Автокран ЛАЗ-690
http://s7.uploads.ru/t/aOt0K.jpg
Первым серийным прицепом на ЛАЗе в 1954 году стал одноосный прицеп-фургон для перевозки хлеба ЛАЗ-712.

http://s3.uploads.ru/t/VodXD.jpg
В 1956 году на ЛАЗе приступили к производству автоприцепов-автолавок ЛАЗ-742Б.

Параллельно со строительством нового завода и освоением на нём производства прицепов и автокранов, шла организация конструкторского коллектива под руководством В.В.Осепчугова. Первоначально на Львовском автобусном заводе планировалось производство автобуса ЗИС-155, но такая перспектива не устраивала молодой колектив КБ во главе с Виктором Васильевичем.

http://s7.uploads.ru/t/ZVBsg.jpg  Автобус ЗИС-155.

По воспоминаниям первого директора ЛАЗа Б.П.Кашкадамова, Осепчугов буквально заразил молодых конструкторов, только что покинувших институтские аудитории, своей "автобусной болезнью".

Инициатива по созданию собственной модели автобуса на ЛАЗе была поддержена "в верхах" и для ЛАЗа были закуплены образцы самых современных европейских автобусов: Магирус, Неоплан, Мерседес. Немецкие производители имели большой и длительный опыт автобусостроения.

Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса "Мерседес Бенц 321",

http://s6.uploads.ru/t/u80Q2.jpg  http://s3.uploads.ru/t/X74Gv.jpg
внешние стилистические решения были использованы с Mercedes и практически скопированы с автобуса "Магирус".

http://s6.uploads.ru/t/NYpMo.jpg
Первый опытный образец автобуса "Львов" был изготовлен 12 февраля 1956 года в канун ХХ съезда КПСС, чуть позже ему был присвоен индекс ЛАЗ-695.

http://s2.uploads.ru/t/MSzcU.jpg
Изначально на первом автобусе не было боковых молдингов и задняя дверь была двухстворчатой. Молдинги и четырехстворчатая дверь появились на автобусе в том же 1956 году в процессе доводки конструкции.
Число мест для сидения - 27, всего мест - 35. На автобусе был установлен двигатель ЗИЛ-158Л, максимальной мощностью 109 л.с.

Второй образец автобуса ЛАЗ-695 был построен в июне 1956 года в пригородном варианте с одностворчатой передней дверью, открываемой вручную. На этом опытном образце были установлены мягкие сидения на губчатой резине с обивкой павинолом.
http://s2.uploads.ru/t/aDUPF.jpg  http://s7.uploads.ru/t/dneP7.jpg
ЛАЗ-695 выпускали всего два года — с 1956-го по 1958-й — по спецзаказу для 6-го Международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Специально для иностранных гостей в крышу автобуса вмонтировали окна. На фото отреставрированный "фестивальный" ЛАЗ-695.
http://s2.uploads.ru/t/7TveJ.jpg  http://s7.uploads.ru/t/BwgkH.jpg

                                                      http://s6.uploads.ru/t/6UD1C.jpg
В процессе эксплуатации производились доработки конструкции. Последствие одной такой доработки - знаменитый раструб воздухозаборника на крыше. Четвёртый опытный экземпляр ЛАЗ 695 был построен в декабре 1956 года. Он был построен в пригородном варианте с распашной дверью, но сиденьями обычной конструкции на 32 посадочных места. На этом экземпляре впервые был применён верхний забор воздуха для двигателя, впоследствии эта характерная деталь станет визитной карточкой для целого поколения автобусов ЛАЗ. На этом экземпляре также несколько изменили переднее оформление кузова и максимально, по сравнению с предыдущими автобусами, увеличили площадь остекления скатов крыши. Интересная деталь - выдвигающаяся при открытии входной двери подножка.
http://s2.uploads.ru/t/3crvV.jpg  http://s2.uploads.ru/t/Ei2AJ.jpg

ЛАЗ-699Б - это попытка создать большой городской автобус из базового ЛАЗ-695Н по тому же принципу, как был создан большой туристический автобус ЛАЗ-699Н из ЛАЗ-697Н путём удлиннения автобуса на одну секцию (1345мм), оснащением его более мощным двигателем ЗИЛ-375 (180л.с.) и применением более надёжных мостов. В средней части автобуса была добавлена третья четырехстворчатая входная дверь для пассажиров, по конструкции однотипная с дверьми автобуса ЛиАЗ-677, в свесах стояли двухстворчатые двери, точно такие же как были применены на опытных образцах пригородного автобуса ЛАЗ-695Н. Автобус ЛАЗ-699Б был построен Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения в единственном экземпляре.
http://s7.uploads.ru/t/Jgm3S.jpg

Выпускаемые модели "ЛАЗ".
http://s7.uploads.ru/t/9UsNX.jpg  1951: НАМИ-ЛАЗ-750
http://s2.uploads.ru/t/xp1D2.jpg  1956: ЛАЗ-695 "Львiв"
http://s2.uploads.ru/t/ytVgH.jpg  1958-1963: ЛАЗ-697 "Турист"
http://s6.uploads.ru/t/CF6hg.jpg  1958-1964: ЛАЗ-695Б "Львiв"
http://s2.uploads.ru/t/M4bSr.jpg  1960: ЛАЗ-698 "Карпаты"
http://s2.uploads.ru/t/G41nq.jpg  1960: ЛАЗ-698 "Карпаты-2"
http://s3.uploads.ru/t/00rZY.jpg  1960:  ЛАЗ-699 "Карпаты"
http://s3.uploads.ru/t/uZB7l.jpg  1960-1963: ЛАЗ-699А "Карпаты" опытные
http://s2.uploads.ru/t/o6HLm.jpg  1961: ЛАЗ-695Е «Львiв»
http://s6.uploads.ru/t/OJ32E.jpg  1961:  ЛАЗ-"Украина-1"
http://s6.uploads.ru/t/ymp8U.jpg  1961:  ЛАЗ-"Украина-2"
http://s6.uploads.ru/t/r3AEv.jpg  1961-1969: ЛАЗ-697Е "Турист"

На базе модернизированного серийного ЛАЗ-697Е "Турист" привозили на стартовую площадку первых космонавтов.
http://s7.uploads.ru/t/rVlyB.jpg

Прекрасно зарекомендовали себя ЛАЗ-695 и как служебные, заказные автобусы. Однако на городских маршрутах с большим пассажиропотоком ЛАЗ-695 оказался не слишком удобным. Пространство перед задней входной дверью ограничено, пол ступенчатый из-за раз­мещения под ним силового отсека. Проход к передней двери также затруднён: пассажирам приходится протискиваться между передними сиденьями и стенкой кабины водителя. Поэтому на городских маршрутах в 1970-1980-е гг. большее распространение получили автобусы ЛиАЗ-677 с передним расположением двигателя, но с большими накопительными площадками. Зато ЛАЗ-697 на туристических маршрутах оказались как нельзя кстати. Долгие годы экскурсионные и ту­ристические бюро составляли группы численностью 30 чел. именно исходя из вместимости ЛАЗ-697.
http://s6.uploads.ru/t/32K6t.jpg  1963-1965: ЛАЗ-695Т  троллейбус
http://s3.uploads.ru/t/g39cu.jpg  1963-1965: ЛАЗ-695Ж "Львiв" с гидромеханической трансмиссией
http://s3.uploads.ru/t/b3FrE.jpg  1964-1966: ЛАЗ-699А "Турист"
http://s3.uploads.ru/t/2UmEn.jpg  1966-1967: ЛАЗ-698
Городской автобус ЛАЗ-698 выпускался небольшими партиями с 1966 года (!). В сравнении с серийными моделями ЛАЗа, автобус имел трехрядную планировку сидений, обеспечивающую широкий проход, накопительную площадку в задней части кузова и две атоматические четырехстворчатые широкие двери. Несмотря на длину машины (9,7 м.), ЛАЗ-698 был способен перевозить до 96 пассажиров.
http://s3.uploads.ru/t/IpuKM.jpg  http://s6.uploads.ru/t/vzNnq.jpg
http://s7.uploads.ru/t/21zlo.jpg  1966-1968: ЛАЗ-696
http://s2.uploads.ru/t/YTX0j.jpg  1967: ЛАЗ-"Украина-67"
http://s6.uploads.ru/t/hdAWi.jpg  1967 ЛАЗ-"Украина-69"
http://s2.uploads.ru/t/tfd5K.jpg  1969-1976: ЛАЗ-695М "Львiв"
http://s6.uploads.ru/t/FzD1Q.jpg  1970: ЛАЗ-360
http://s3.uploads.ru/t/0PtpG.jpg  1970: ЛАЗ-360ЭМ
В 1970 году при создании ЛАЗ-360ЭМ (в некоторых источниках ЛАЗ-360Э) главной задачей конструкторов было опустить уровень пола в автобусе до 360мм над уровнем дороги (отсюда и индекс автобуса - "360"). Сделать автобус низкопольным возможно было, только отказавшись от карданных передач, поэтому трасмиссия на ЛАЗ-360ЭМ электромеханическая. Автобусы ЛАЗ-360ЭМ и ЛАЗ-360 лет на двадцать опередили своё время - эра низкопольных автобусов началась только в 90-х годах ХХ-го столетия. Досадно, что остов первого прогрессивного отечественного низкопольника долгое время в заброшенном виде находился на территории НАМИ, где, видимо, и закончил свои дни.
http://s3.uploads.ru/t/dSjet.jpg  1970-1975: ЛАЗ-697М "Турист"
http://s3.uploads.ru/t/lSqDw.jpg  1971; ЛАЗ-"Украина-71"
http://s2.uploads.ru/t/trSe9.jpg  1973: ЛАЗ-"Украина-73"
http://s2.uploads.ru/t/6lE0m.jpg  1971-1978: ЛАЗ-697Н "Турист"
http://s7.uploads.ru/t/a3dew.jpg  1973: ЛАЗ-699П
Создан для перевозки космонавтов.
http://s2.uploads.ru/t/idhsI.jpg  http://s7.uploads.ru/t/YW52Q.jpg
http://s2.uploads.ru/t/5FTIp.jpg  Колеса "космических" ЛАЗов подвергались предполетной традиции.
В 1974 г. на автобусах ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697М изменили заднюю часть кузова. Забор воздуха сделали сбоку, позади задних боковых окон, ставших прямоугольными, такими же, как остальные боковые. На ЛАЗ-697М, где отсутствует задняя пассажирская дверь, вообще все боковые окна салона стали одинаковыми.
http://s7.uploads.ru/t/iQS6N.jpg  http://s7.uploads.ru/t/3vct8.jpg
В 1975 г. автобусы вновь модернизировали. Сначала на ЛАЗ-697, а в следующем 1976 г. и на ЛАЗ-695 изменили переднюю часть кузова, сделав лобовые окна большими, стойки дверей — прямыми. Такие автобусы получили индексы ЛАЗ-697Н и ЛАЗ-695Н.
http://s6.uploads.ru/t/q5JOv.jpg  1976-1978: ЛАЗ-699Н
http://s3.uploads.ru/t/hPAO6.jpg  1976-2002: ЛАЗ-695Н «Львiв»
Машины стали выглядеть более гармонично. Однако изготовленные в 1973 г. первые автобусы ЛАЗ-695Н были ещё со старой хвостовой частью кузова. Кроме того, опытные образцы ЛАЗ-695Н име­ли двустворчатые пассажирские двери с широкими створками, которые потом опять заменили на обычные, но передние двери остались такими же, как и задние.
http://s3.uploads.ru/t/x0bXe.jpg  1978: ЛАЗ-699Р
К московской Олимпиаде разработали модификацию ЛАЗ-695Р, которая затем производилась и на экспорт. Внешне эти автобусы отличались двухстворчатыми дверями вместо четырехстворчатых, у которых изменился и механизм привода. Кроме того, эти автобусы имели несколько инные сиденья и ряд мелких усовершенствований в конструкции, которые в 80-х годах перешли и к ЛАЗ-695Н. Справедливости ради напомним, что унифицированные одинаковые двухстворчатые двери на автобусах ЛАЗ появились ещё в 1969 году на опытном автобусе ЛАЗ-695Н
http://s6.uploads.ru/t/0dmBb.jpg  http://s2.uploads.ru/t/XJ9Ci.jpg
http://s3.uploads.ru/t/QM8DY.jpg  1978 - 1993: ЛАЗ-4202 с ГМТ
http://s3.uploads.ru/t/85n7g.jpg  1978 - 1993:  ЛАЗ-42021 пригородный
http://s6.uploads.ru/t/ESDoA.jpg  1978-1985: ЛАЗ-697Р "Турист"
http://s7.uploads.ru/t/zHlY6.jpg  1979-1985: ЛАЗ-695Р
http://s7.uploads.ru/t/PM1FA.jpg  1980: ЛАЗ-5255 "Карпаты"
http://s3.uploads.ru/t/K0NT6.jpg  1985-1991: ЛАЗ-4206

http://s2.uploads.ru/t/LoK3Y.jpg

Источник: http://www.budda.gorod.tomsk.ru

2

Отличный материал!!!

3

https://b.radikal.ru/b20/2202/f0/bbc6bcd0ba11t.jpg
По автобусам ЛАЗ в Штатах были бы проблемы, связанные с конструкцией двигателя ЗИЛ-130 и с применением транзисторного коммутатора в его системе зажигания. Но куда удивительнее патентные ограничения, распространенные кем-то на рынки Сирии и Египта в отношении конструкции комбинированных стрелочных приборов. С учетом того, что поставки ЛАЗов в эти страны все-таки были налажены, вопрос с патентами был решен

https://c.radikal.ru/c08/2202/8c/d3a64796e55ct.jpg
В отношении междугородных автобусов ЛАЗ-699Н - все то же самое, как в случае с ЛАЗ-695Н, плюс претензии по радиальным шинам размерности 280-508Р на рынке США

https://c.radikal.ru/c33/2202/fb/1326c9942122t.jpg
А вот с автобусом ЛАЗ-698 (который позднее трансформируется в ЛАЗ-4202) - машине принципиально нового поколения - к озвученному ранее добавился патентный вопрос по регулятору положения кузова в пневмоподвеске на рынках Западной Европы и США

https://b.radikal.ru/b42/2202/92/ec4bd85aecfbt.jpg https://a.radikal.ru/a02/2202/6f/c6cd8ed20018t.jpg
Новый ЛАЗ-698 являлся машиной весьма современной, о чем прямо говорят 32 позиции в перечне приоритетов и свидетельств. Категорически жаль, что этот автобус, полностью доведенный и избавленный от большинства детских болезней, не был поставлен на конвейер. Вся история Львовского автобусного завода могла пойти совсем по другому сценарию! Как нам рассказывали, его "зарубил" лично министр Поляков. Причем из самых благих побуждений. Осматривая одну из машин последних опытных серий на автополигоне (которая стала результатом десятилетней работы завода), он долго ходил в задумчивости и в конце концов резюмировал: "Нам не простят [в ЦК], если мы сейчас поставим на производство эту машину с бензиновым мотором, когда вовсю идет строительство камазовского завода дизелей". В итоге конструкторам пришлось перекраивать готовую машину под дизель ЯМЗ-740 вместо карбюраторного мотора ЗИЛ-375. И погоня за лучшим вместо хорошего отодвинула сроки освоения еще на целую пятилетку и привела к тому, что полный переход на новую модель осуществить не удалось. Эта история, впрочем, заслуживает отдельного долго рассказа.

https://d.radikal.ru/d24/2202/94/a9ddae0321e2t.jpg https://b.radikal.ru/b17/2202/d6/ffa7e5f1a645t.jpg
Междугородная модель ЛАЗ-699Н считалась серийной, но выпускалась совершенно мизерными тиражами, став в результате одним из самых редких серийных автобусов в СССР. Меньшим тиражом, наверное, разошлись только предшествующая модель ЛАЗ-699А да еще многострадальная курганская "Сибирь" КАВЗ-3100. В перечне свидетельств многие пункты пересекаются с ЛАЗ-698, ибо некоторая унификация и преемственность между ними все-таки сохранялась. Но есть и оригинальные технические решения, касающиеся, в частности, тормозной системы. На ЛАЗ-699Н был очень необычный привод стояночной тормозной системы - механический, от классического рычага на полу, но снабженный пневматическим усилителем для возможности использования его в качестве аварийного тормоза

https://c.radikal.ru/c29/2202/18/66e05c9b5338t.jpg https://b.radikal.ru/b22/2202/06/1df5dccda4aft.jpg
Лайнер "Украина-73" (который на самом деле официально назывался ЛАЗ-699Д) стал самым "крутым" советским автобусом середины 1970-х годов - "переплюнуть" его смогли только появившиеся к Олимпиаде лайнеры серии "Карпаты". Вы, например, знали, что на "Украине-73" было целых два двигателя внутреннего сгорания - один дизельный и один бензиновый? Ладно, не ломайте голову, как такое возможно - на самом деле, карбюраторный мотор мощностью 16,5 л.с. работал только на привод компрессора системы кондиционирования, делая эту самую систему полностью автономной. Но сложность конструкции автобуса имела одну отрицательную сторону: тогдашней советской автомобильной промышленности освоение серийного производства такой машины было банально не под силу.

https://a.radikal.ru/a09/2202/c4/efd3a5fa0b97t.jpg https://c.radikal.ru/c31/2202/90/4ae06ecb2e88t.jpg https://a.radikal.ru/a34/2202/89/c2ef37bca36dt.jpg
Космический ЛАЗ-699П служил для доставки космонавтов на стартовую площадку. Вообще космические ЛАЗы - и этот 699П, и следующий 699И для предполетного обслуживания космонавтов на стартовой площадке - машины настолько специфические, что я проще оставлю ссылку на отдельную статью, где мы уже подробно разбирали их устройство.

https://a.radikal.ru/a27/2202/b6/1d1ede84285at.jpg  https://d.radikal.ru/d39/2202/ba/8acac6d9ee88t.jpg

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mmariya/pat … 22c7?&