Гусеничный бронированный тягач БТС-4
Тягач БТС-4 создан на базе танка Т-44М, принят на вооружение в 1965 г. Внутри корпуса установлена лебедка с выводом троса на корму. Рабочая длина троса 200 м, сила тяги 25 тс. Для увеличения тягового усилия имеются два блока полиспаста. Привод лебедки – механический, от двигателя через гитару. Для самозакрепления на местности к корме корпуса тягача крепится откидной сошник, который опускается и поднимается при помощи троса лебедки. Над крышей силового отделения размешена платформа с откидными бортами. Впереди платформы слева монтируется разборная стрела крана с ручным приводом грузоподъемностью 3 т.
На крыше отделения управления имеются два люка: слева – механика-водителя, справа – сцепщика-такелажника (он же радист). Над последним люком устанавливается труба-лаз системы ОПВТ. У перегородки силового отделения расположено дополнительное сиденье. Для буксировки неуправляемых танков служит специальное подрессоренное буксирное устройство.
Тягач оборудован приборами ночного видения, гирополукомпасом ГПК-48, радиостанцией Р-113, системами ППО и ТДА.
На тягаче установлен двигатель В-54-Э. Емкость топливных баков 990 л. Силовая передача заимствована у танка Т-44М, за исключением гитары, имеющей отбор мощности для привода лебедки.
Тактико-технические характеристики
Масса, т 31,4
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см2 0,71
Сила тяги по двигателю, кгс 15200
Запас хода по топливу при буксировании танков, км 100-200
Расчетная скорость движения на I передаче, км/ч 6,85
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч 50,0
Средняя скорость при буксировании танков, км/ч 7-15
Глубина преодолеваемого брода без подготовки, м 1,3
Клиренс, мм , 460
Габаритные размеры в походном положении, мм:
длина 7170
ширина 3270
высота 2210
Двигатель: марка В-54
максимальная мощность, л. с 520
Грузовая платформа: Разборная с откидывающимися бортами
грузоподъемность, кг 4000
длина, мм . 2500
ширина, мм 2080
высота, мм 400
Тяговая лебедка:
максимальное тяговое усилие на тросе, т 25
рабочая длина троса, м 200
способ закрепления тягача на грунте при работе лебедкой сошник-упор
способ увеличения тягового усилия (при работе лебедкой) полиспаст
Буксирное устройство Подрессоренное с двусторонней амортизацией и с жесткой сцепкой
Грузоподъемное средство:
тип разборная кран-стрела с ручным приводом
грузоподъемность, кг 3000
вылет стрелы, мм 1200-3000
высота подъема крюка, мм:
при максимальном вылете стрелы 2600
при минимальном вылете стрелы 4200
общий сектор обслуживания, град 230
Количество буксирных тросов, шт. 4
Гусеничный бронированный тягач БТС-4А отличается базовым шасси – Т-54.
Отличия в ТТХ:
Масса, т 34,4
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см2 0,71
Габаритные размеры в походном положении, мм:
длина 7040
высота 3020
Двигатель: марка В-55А
Гусеничный бронированный тягач БТС-4В отличается базовым шасси – Т-62.
Отличия в ТТХ:
Масса, т 33
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см2 0,66
Сила тяги по двигателю, т 16,9
Средняя скорость при буксировании танков, км/ч 6-18
Глубина преодолеваемого брода без подготовки, м 1,4
Клиренс, мм , 372
Габаритные размеры в походном положении, мм:
длина 7605
высота 3046
Двигатель: марка В-55В
Источники: Ю. Н. Вараксин, И. В. Бах, С. Ю. Выгодский. Бронетанковая техника СССР (1920 – 1974). Справочник ЦНИИ информации, 1981.
Руководство по эвакуации бронетанковой техники. Воениздат, 1982.