Тягач БТТ-1
Создан на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-122. Корпус машины подвергся изменениям в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварены два коробчатых демпферных упора для толкания танков с помощью бревна. Изменена крыша рубки, к которой приварена балка с подкосами для увеличения жесткости. Внутри корпус делится на три отделения: управления, машинное и силовое.
В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса, размещена лебедка (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с механизмом отбора мощности от двигателя. Привод к лебедке оборудован многодисковым фрикционом сухого трения и грузовым тормозом с устройством автоматического торможения. Управление лебедкой осуществляется механиком-водителем из машинного отделения, в котором для этой цели имеются второе сиденье и два рычага управления.
В кормовой части машины расположено сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче имеется разборная кран-стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. Вылет стрелы 3100 мм. На крыше силового отделения установлена грузовая платформа, рассчитанная на перевозку груза до 3 т. Буксирное устройство тягача оборудовано подрессориванием с двусторонней амортизацией и жесткой сцепкой.
На машине установлен двигатель В-54К-ИСТ, отличающийся коленчатым валом, заимствованным у двигателя В-12-5. На переднем конце коленчатого вала вместо крышки центрального подвода масла установлена проставка с отверстием для прохода рессорного валика механизма отбора мощности на лебедку. Шлицы рессорного валика находятся в зацеплении с внутренними шлицами коленчатого вала. Кроме того, двигатель В-54К-ИСТ отличается конструкцией выпускных коллекторов и раструба водяного насоса. В систему питания силовой установки введен дополнительный топливный бак емкостью 150 л, смонтированный в нише машинного отделения. В остальном силовая установка такая же, как и на базовой машине.
Силовая передача и ходовая часть оставлены без изменений. Для движения ночью у механика-водителя имеется ночной прибор БВН. Для тушения пожара служит ручной углекислотный огнетушитель.
Основные характеристики
Общие данные
Год принятия на вооружение 1962
Масса, т 46
Экипаж, чел. 2
Среднее удельное давление, кгс/см2 0,82
Удельная мощность, л. с /т 11,3
Основные размеры, мм:
Габаритные размеры: длина 7560
ширина 3080
высота 2660
Длина опорной поверхности 4310
Клиренс 470
Подвижность и проходимость
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 40
Запас хода по шоссе (по топливу), км 350
Преодолеваемый подъем, град 36
Преодолеваемый брод, м 1,3
Максимальная толщина брони, мм:
носовой части 90
бортов 90
кормовой части 60
рубки 90
крыши 30
днища 20
Вооружение Нет
Силовая установка
Двигатель:
марка В-54К-ИСТ
максимальная мощность, л. с. 520
число цилиндров 12
литраж, л 38.8
масса, кг 895
Емкость топливных баков, л:
внутренних 710
наружных 360
Емкость системы смазки, л 70
Тип воздухоочистителя ВТИ-2
Емкость системы охлаждения, л 80
Тип подогревателя Форсуночный
Трансмиссия
Тип силовой передачи механическая
Число передач в КП 8
Тип механизма поворота планетарный
Бортовые передачи:
тип Планетарные
передаточное отношение 13,02
Ходовая часть
Тип подвески индивидуальная
Тип рессоры Торсион
Опорные катки:
число 12
диаметр, мм 550
тип амортизации Нет
Число поддерживающих катков 6
Гусеничная цепь:
число траков 86
ширина, мм 650
шаг трака, мм 160
Количество зубьев ведущего колеса 14
Электрооборудование
Напряжение бортовой сети, В 24
Тип схемы электрооборудования Однопроводная
Мощность генератора, Вт 1500
Аккумуляторные батареи:
количество 4
марка 6СТЭН-140М
масса одной батареи, кг 64
Мощность стартера, л. с. 15
Средства связи
Марка радиостанции Р-113
Средства внутренней связи ТПУ Р-120
Источник: Ю. Н. Вараксин, И. В. Бах, С. Ю. Выгодский. Бронетанковая техника СССР. (1920 – 1974). Справочник ЦНИИ информации, 1981.