На базе танка Т-34 был создан бронированный танковый тягач, выпускавшийся в различных модификациях. Опытный образец тягача был выпущен в 1941 г.
Позднее серийно выпускались тягачи Т-34-Т, предназначавшиеся для буксировки легких и средних танков, а затем - Т-34-Т с лебедкой и Т-34-ТО с комплектом такелажного оборудования, обеспечивавшие кроме буксировки еще и вытаскивание застрявшей бронетехники.
В Чехословакии на базе танка Т-34 был создан танковый тягач CW-34. Тягач массой 31 т был оборудован лебедкой тяговой силой 30 т, имел комплект ОПВТ и вооружался 7,62-мм пулеметом ДТМ. Позднее с использованием чехословацкой документации CW-34 выпускался также и в Польше.
Польскими специалистами на базе Т-34-85 был разработан бронированный тягач CZ/T-34/Panc. для вытаскивания застрявших танков и проведения демонтажно-монтажных работ на поврежденной бронетехнике.
В начале 60-х годов в Польше был создан ремонтно-эвакуационный тягач WPT-34, первые партии которого изготовлялись на базе СУ-85 и СУ-100, а более поздние - на базе Т-34-85. тягач массой 31т был оборудован ОПВТ, краном-стрелой грузоподъемностью 1000 кг и платформой грузоподъемностью 2400 кг. Вооружение составляли 2 пулемета - 12,7-мм ДШК и 7,62-мм ДТМ, экипаж 5 человек.
Средний танковый тягач Т-34-Т выпуска 1947 г. был разработан после окончания Великой Отечественной войны и являлся дальнейшим развитием танкового тягача Т-34-Т выпуска 1944 г. Тягач предназначался для эвакуации различных образцов бронетанкового вооружения и использовался в качестве подвижного пункта технического наблюдения. Созданный на базе среднего танка Т-34 (Т-34-85) тягач был принят на вооружение Советской Армии в 1947 г. Выпуск тягача был организован на танкоремонтных заводах Министерства Вооруженных Сил.
Корпус тягача имел три отделения: управления, моторное и трансмиссионное. В отделении управления находились рабочие места командира, механика-водителя и сцепщика, установлены приводы управления тягачом, 7,62-мм пулемет ДТМ с пятью пулеметными дисками, радиостанция и часть комплекта ЗИП.
Тягач отличался от базовой машины отсутствием башни. Отверстие в крыше корпуса танка (под установку башни) закрывалось приваренным броневым листом, в котором располагались командирская башенка и люк сцепщика. Командирская башенка и крышка люка сцепщика использовались от непригодных к ремонту башен танка Т-34-85.
Для эвакуации поврежденных (неисправных) боевых машин по бортам тягача укладывались буксирные тросы. На крыше укладывались блоки полиспастов и при необходимости запасные части, использовавшиеся при текущем ремонте.
При буксировании среднего танка, как правило, использовался один тягач, а для буксирования тяжелого танка обычно использовались два тягача. Средняя скорость при буксировании составляла 3 км/ч.
Для тушения пожара в комплекте тягача имелось два переносных углекислотных огнетушителя ОУ-2.
Источник: "Отечественные бронированные машины - ХХ век. 1946-1965."