Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » История ПАРМ и не только » Система технического обеспечения Сухопутных войск Вооруженных сил СССР


Система технического обеспечения Сухопутных войск Вооруженных сил СССР

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Система технического обеспечения Сухопутных войск Вооруженных сил СССР представляла собой совокупность органов управления, учреждений, соединений, частей и подразделений технического обеспечения (ремонтно-восстановительных (РВО), научно-исследовательских, учебных, органов снабжения вооружением, техникой, боеприпасами, техническим имуществом и т. п.) от Центра до подразделения, объединенных единством цели и функционирующих на основе общих принципов. Структура системы технического обеспечения соответствовала организационной структуре войск и имела три основных иерархических уровня: стратегический, опeративный и войсковой.

Стратегический уровень составляли звенья Центр — Вооруженные Силы на ТВД. Оперативный уровень системы состоял из фронтового (окружного) и армейского (корпусного) звеньев. Войсковой уровень включал дивизионное, полковое, батальонное, ротное звенья и личный состав (экипажи, расчеты, водители), непосредственно использующий вооружение и военную технику (ВВТ). Каждое звено системы технического обеспечения войск имело характерные задачи и соответствующие им органы управления, силы и средства. Взаимоотношению органов управления различных звеньев была свойственна иерархическая подчиненность. По функциональным признакам систему технического обеспечения можно представить в виде ряда подсистем: управления техническим обеспечением; обеспечения вооружением и техникой, боеприпасами, техническим имуществом; эксплуатации; восстановления; подготовки кадров, оперативной, боевой и специальной подготовки .

В звене Центр — группировка войск на стратегическом направлении (ТВД) для решения задач технического обеспечении существовали стационарные ремонтные заводы, арсеналы, базы, склады, научно-исследовательские учреждения, полигоны, учебные центры, учебные заведения, аппарат военной приемки. Стационарные ремонтные заводы — по ремонту бронетанкового воору-жения и техники, автомобильной техники и других видов ВВТ — предназначались для капитального ремонта и модернизации вооружения, техники и агрегатов. Так, для производства капитального ремонта автомобильной техники в системе технического обеспечения ВС СССР в 1991 году имелось 58 авторемонтных заводов, в том числе 11 заводов центрального подчинения, 10 заводов принадлежащим видам ВС, 37 заводов окружного и группового подчинения.

Производственные возможности этих предприятий обеспечивали потребность видов ВС РФ и военных округов в капитальном ремонте автомобильной техники. В среднем за год они могли отремонтировать 54 тыс. машин, 140 тыс. двигателей, 170 тыс. агрегатов. Кроме того, авторемонтные заводы ежегодно выпускали средства обслуживания и ремонта автомобильной техники различных модификаций: МТО-АТ, ПАРМ-1М, ПАРМ-3М, эвакуационные средства, технологическое оборудование для ремонтных средств оперативного звена. После развала СССР к концу 1999 года в системе ГАБТУ МО оставалось всего лишь 25 автомобильных ремонтных заводов, в том числе: центрального подчинения – 8, заводов видов ВС – 9, военных округов – 83 .

Арсеналы, базы и склады ракетно-артиллерийского управления предназначались для ремонта, приема, хранения и выдачи вооружения, ракет и боеприпасов. Базы и склады хранения бронетанкового вооружения и техники, автомобильной техники, средств инженерного вооружения, других видов вооружения и техники, а также технического имущества предназначались для их приема, хранения, комплектования и выдачи (отправки) войскам. Характерной особенностью учреждений технического обеспечения центрального подчинения являлась их четкая специализация по родам войск, специальным войскам и службам. Во фронтовом звене после выполнения ряда мероприятий мобилизационного характера предполагалось иметь два типа ремонтно-восстановительных органов: объединенный – для комплексного и специализированного восстановления вооружения и техники всех видов и специализированный – для восстановления некоторых видов вооружения, техники и агрегатов.

Объединенным органом, предназначенным для комплексного и специализированного ремонтов и эвакуации всех типов вооружения и техники фронта, ведения технической разведки, являлась фронтовая ремонтно-восстановительная база (ФРВБ). Она включала: управление базы и подразделения обеспечения; ремонтно-восстановительный полк ракетно-артиллерийского вооружения (рвп РАВ) – для среднего ремонта ракетно-артиллерийского вооружения и текущего ремонта базовых машин; два ремонтно-восстановительных полка бронетанковой техники (рвп БТ) – для среднего ремонта танков, БМП, БТР, их вооружения и средств связи, а также среднего ремонта базовых машин, относящихся к бронетанковой технике; ремонтно-восстановительный полк автомобильной техники (рвп АТ) – для среднего ремонта автомобильной техники; отдельный ремонтно-восстановительный батальон инженерной техники (орвб ИТ) – для среднего ремонта средств инженерного вооружения и текущего ремонта базовых машин; отдельный ремонтно-восстановительный батальон средств химической защиты (орвб СХЗ) – для среднего ремонта вооружения и средств РХБЗ; отдельный ремонтно-восстановительный батальон средств связи (орвб СС) – для среднего ремонта средств связи; фронтовую мастерскую ремонта и поверки измерительной техники (мрпит); отдельный эвакуационный батальон (оэб), предназначенный для эвакуации всех видов вооружения и техники, разведки маршрутов перемещения, районов размещения и развертывания частей и подразделений базы, путей эвакуации, выявления (уточнения) районов наибольшего выхода вооружения и техники из строя и определения состояния этих районов и поврежденных объектов, выявления в полосе действий фронта промышленных и других предприятий, пригодных для нужд технического обеспечения; отдельный батальон материального обеспечения базы, в который входил обменный пункт агрегатов (ОПА), предназначенный для сбора и отправки неисправных агрегатов во фронтовые специализированные агрегаторемонтные части, для получения от них отремонтированных агрегатов и выдачи их в ремонтно-восстановительные части базы, а также для взаимного обеспечения техническим имуществом частей базы при комплексном ремонте.

То есть в ФРВБ были сосредоточены силы и средства всех технических и специальных войск (инженерных, РХБЗ, связи), позволяющие выделять из ее состава как комплексные, так и специализированные отделения. Для комплексного ремонта и эвакуации вооружения и техники одновременно в нескольких районах, на различных направлениях действий войск организационно-штатная структура ФРВБ позволяла выделить одно-два отделения базы. В состав каждого отделения комплексного восстановления вооружения и техники, как правило, могли входить: один-два ремонтно-восстановительных батальона бронетанковой техники; ремонтно-восстановительный батальон машин и агрегатов; ремонтно-восстановительный батальон РАВ для общевойсковых соединений; одна-две ремонтные роты инженерной техники; ремонтный взвод средств РХБЗ; три-четыре ремонтных отделения средств связи; одна-две выездные группы фронтовой мастерской ремонта и поверки измерительной техники. В состав отделений для специализированного восстановления вооружения и техники включались соответствующие специализированные части и подразделения ФРВБ.

Количество и состав их определялся условиями обстановки. Кроме того, из состава ФРВБ и ее отделений для выполнения комплексных и специализированных работ по ремонту вооружения и техники, эвакуация которых на СППМ фронта не целесообразна, могли высылаться соответствующие подразделения к местам выхода их из строя или на пути эвакуации. В зависимости от боевого состава фронта во фронтовой комплект органов технического обеспечения могло входить две-три ФРВБ. Для обеспечения агрегатного метода ремонта во фронте имелись специализированные ремонтно-восстановительные органы — фронтовая ремонтно-восстановительная база агрегатов бронетанковой техники (ФРВБА БТ), фронтовая ремонтно-восстановительная база агрегатов автомобильной техники (ФРВБА АТ), отдельный ремонтно-восстановительный батальон агрегатов инженерной техники (орвба ИТ). В составе соединений и частей родов войск, специальных войск и тыла фронтового подчинения также имелись штатные силы и средства технического обеспечения. Органы снабжения системы технического обеспечения входили в состав фронтовой тыловой базы (ФТБ) и фронтовой бригады материального обеспечения (фбрмо), где имелись соответствующие склады с установленными запасами материальных средств (имущества). Таким образом, во фронте только для ремонта автомобильной техники могло насчитываться: мастерских типа МТО – 1100— 1300, типа ПАРМ-1А – 400—500, типа ПАРМ-3М – 35—40 единиц. Расчётные среднесуточные возможности ремонтных частей и подразделений фронта по среднему ремонту машин составляли 200—220 единиц, а по капитальному ремонту агрегатов до 200 комплектов .

В общевойсковой (танковой) армии для комплексного и специализированного ремонтов всех типов вооружения и техники армии, технической разведки и эвакуации имелась армейская ремонтно-восстановительная база (АРВБ) в составе: управление базы и подразделения обеспечения; отдельный ремонтно-восстановительный батальон ракетно-артиллерийского вооружения (орвб РАВ) – для среднего и текущего ремонтов РАВ и текущего ремонта базовых машин; отдельный ремонтно-восстановительный батальон бронетанковой техники (орвб БТ) – для среднего и текущего ремонтов танков, БМП, БТР, их вооружения, средств связи и среднего ремонта базовых машин; отдельный ремонтно-восстановительный батальон автомобильной техники (орвб АТ) – для среднего и текущего ремонтов автомобильной техники; отдельная ремонтная рота инженерной техники (оремр ИТ) – для среднего и текущего ремонтов средств инженерного вооружения и текущего ремонта некоторых базовых машин; отдельная ремонтная рота средств РХБЗ (оремр РХБЗ) – для среднего и текущего ремонтов вооружения войск РХБЗ; отдельная ремонтная рота средств связи (оремр СС) – для среднего и текущего ремонтов средств связи; мастерская ремонта и поверки измерительной техники (мрпит); отдельный эвакуационный батальон (оэб), имеющий такое же предназначение, как и аналогичный батальон ФРВБ; рота материального обеспечения базы, в которую входил обменный пункт агрегатов, предназначенный для сбора и отправки неисправных агрегатов в фронтовые специализированные агрегаторемонтные части, для получения из них отремонтированных агрегатов и выдачи их в ремонтно-восстановительные части базы, а также для взаимного обеспечения техническим имуществом частей базы при комплексном ремонте.

Структура ремонтно-восстановительных частей АРВБ позволяла выделять силы и средства в состав одного-двух комплексных отделений базы для восстановления вооружения и техники одновременно в нескольких районах и для усиления дивизий, действующих на главном или на изолированном направлениях. В состав каждого отделения для комплексного восстановления вооружения и техники могли входить: ремонтная рота танков; ремонтная рота автомобильной техники; ремонтная рота вооружения (выездная); один-два ремонтных взвода инженерной техники; ремонтный взвод средств РХБЗ; одна—две ремонтные бригады средств связи; выездная группа армейской мастерской ремонта и поверки измерительной техники.

В отделения для специализированного восстановления вооружения и техники включались соответствующие специализированные подразделения АРВБ. Количество и состав их определялся условиями сложившейся обстановки. Из состава АРВБ и ее отделений для выполнения комплексных и специализированных работ по ремонту вооружения и техники, эвакуация которых на СППМ армии нецелесообразна, могли высылаться соответствующие подразделения к местам выхода их из строя или на пути эвакуации. Таким образом, организация АРВБ позволяла осуществлять функции технической разведки, эвакуации и ремонта вооружения и техники по всем техническим службам и специальным войскам, осуществляющим техническое обеспечение. Кроме того, в соединениях и частях армейского подчинения существовали штатные подразделения технического обеспечения, предназначенные для текущего ремонта и эвакуации вооружения и техники, оказания личному составу помощи в их обслуживании.

Подсистема снабжения техническим имуществом (запчастями) в армейском звене была представлена соответствующими складами, которые входили в состав армейской бригады материального обеспечения (абрмо). Всего в армии для ремонта автомобильной техники предполагалось иметь 200-300 батальонных мастерских, 65-90 полковых и 5-6 ремонтных батальонов соединений . В дивизионном звене содержался отдельный ремонтно-восстановительный батальон, предназначенный для текущего и среднего ремонтов артиллерийского вооружения, бронетанковой, автомобильной техники, средств инженерного вооружения и связи, вооружения войск РХБЗ, эвакуации вооружения и техники.

Структура и оснащение отдельного ремонтно-восстановительного батальона обеспечивали выполнение комплексного ремонта вооружения и техники дивизии, за исключением пусковых установок, отдельного оборудования ракетных и зенитных ракетных комплексов и некоторых других видов вооружения, средства для ремонта которых были сосредоточены в ремонтно-восстановительных частях оперативного звена. Структура отдельного ремонтно-восстановительного батальона позволяла делить его на технологически самостоятельные группы и использовать их для ремонта вооружения и техники автономно в двух районах.

К недостаткам существовавшего отдельного ремонтно-восстанови-тельного батальона, по-видимому, можно было бы отнести отсутствие специализированного подразделения для ведения технической разведки и неделимость роты по ремонту вооружения. Органами снабжения в дивизионном звене являлись склады артиллерийский, бронетанкового имущества, автомобильного имущества и другие, входившие в состав отдельного батальона материального обеспечения.

В отдельных частях дивизионного подчинения имелись штатные подразделения технического обеспечения, которые осуществляли текущий ремонт, эвакуацию вооружения и техники, оказывали помощь экипажам (расчетам, водителям) в проведении технического обслуживания. В полках дивизии имелись ремонтные роты для комп¬лексного и специализированного текущего ремонтов, эвакуации вооружения и техники, а также для оказания помощи экипажам (расчетам, водителям) в техническом обслуживании. Возможность выделения из состава ремонтных рот самостоятельных ремонтно-эвакуационных групп обеспечивали соблюдение принципа соответствия их структур закономерностям процесса выхода из строя вооружения и техники.

В батальонном звене системы технического обеспечения для оказания помощи экипажам (расчетам, водителям) в обслуживании вооружения и техники и в устранении простейших неисправностей батальоны (дивизионы) имели отделения технического обслуживания. Состав и возможности этих отделений были неодинаковы. Ротное звено системы технического обеспечения характеризовалось различной структурой органов технического обеспечения. Некоторые роты (батареи) — рота материального обеспечения, зенитная ракетная батарея зенитно-ракетного полка — имели штатные отделения технического обслуживания, предназначенные для оказания помощи расчетам (водителям) в обслуживании вооружения и техники и устранении неисправностей.

В ротах (батареях), входящих в состав батальонов (дивизионов), и в некоторых других подразделениях штатные средства технического обеспечения отсутствовали. Личный состав (экипажи, расчеты, водители), выполняя боевые и специальные функции в соответствии со своим основным тактическим предназначением, участвовал также в выполнении некоторых функций технического обеспечения. Всего в составе дивизии для технического обслуживания и ремонта автомобильной техники содержалось до 50 мастерских типа МТО, 8 комплектов ПАРМ-1А, один комплект ПАРМ-3М, 10-12 эвакотягачей .

Для подготовки и решения вопросов ремонта автомобильной техники в условиях военного времени система восстановления ВВТ предусматривала постоянное совершенствование ремонтных средств войскового уровня и оснащение ими войск, содержание на хранении достаточного (расчетного) количества подвижных средств ремонта оперативного уровня, создание и хранение различных специальных ремонтных комплектов, а также использование промышленной базы народного хозяйства.

Проводилась работа по изготовлению, накоплению и обновлению материальной части ремонтных органов, в том числе ремонтных комплектов, технологического оборудования, ремонтных мастерских, машиноремонтных и агрегаторемонтных средств. Была разработана организационно-штатная структура ремонтных органов оперативного уровня, созданы кадры этих формирований во всех военных округах, разработаны нормы и порядок содержания подвижных ремонтных средств оперативного уровня, нормы и порядок накопления и содержания ремонтных комплектов, а также документы, которые определяли порядок использования ремонтных предприятий народного хозяйства в условиях военного времени. Таким образом, существовавшая система технического обеспечения Сухопутных войск ВС СССР соответствовала действующим на тот период времени взглядам на вероятный характер военных действий и была в состоянии обеспечивать проведение крупномасштабных операций войск с достаточной степенью эффективности.

Текущий и средний ремонты ВВТ выполнялись в войсках силами РВО, максимально приближаемых в ходе боевых действий к местам выхода техники из строя, что позволяло оперативно возвращать в строй значительную часть вооружения и техники, получивших боевые повреждения, и тем самым поддерживать боеспособность войск на необходимом уровне. Начальник эксплуатации ВВТ Вооруженных сил РФ – Начальник ГАБТУ МО РФ генерал-полковник С.А. Маев на научно-практической конференции «Проблемы организации технического обеспечения объединенной группировки войск (сил) при проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе» в 2000-м году отмечал: «… Я не могу привести примеров, чтобы недостаточное количество типов ВВТ, их конструктивное несовершенство или неумелое владение ими личным составом, неэффективная организация технического обеспечения войск ограничивали бы замыслы командования» .

Вместе с тем, несомненно, что в системе технического обеспечения имели место и значительные недостатки. К ним, повидимому, в первую очередь, следует отнести следующее: – маломощные подразделения эвакуации и полное их отсутствие в батальонном звене. Отсутствие в них эвакуационных средств, обладающих противопульной и противоосколочной защитой экипажей, обеспечивающих выполнение такелажных работ без выхода членов экипажа из-под брони и способных эвакуировать все типы боевых машин с повреждениями различной тяжести (путем буксирования, в полупогруженном и в погруженном состояниях); – маломощные и плохо оснащенные штатные подразделения технической разведки в оперативном звене и полное их отсутствие в звеньях дивизия – полк – батальон; – автомобильные базовые шасси большинства подвижных ремонтных средств, особенно войскового уровня, перестали соответствовать современным требованиям по мощности силовых установок, грузоподъемности и проходимости; – отсутствие в полковом звене штатных средств технического обеспечения инженерного вооружения, средств РХБЗ, связи и тыла; – громоздкие, тяжелые, крупногабаритные в транспортном состоянии и сложные в монтаже (демонтаже) элементы производственных палаток подвижных ремонтно-восстановительных органов; – недостаточная оснащенность подвижных мастерских автономными энергетическими установками, высокоэффективными транспортными и грузоподъемными механизмами; – применение в РВО устаревших производственных технологий; – отсутствие в подвижных мастерских малогабаритного, высокотехнологичного производственного оборудования, аппаратуры, приспособлений и инструмента; – низкое качество технического обслуживания и ремонта сложных и ответственных изделий, обусловленное недостаточной подготовкой специалистов РВО; – отсутствие в ремонтно-восстановительных органах всех уровней и звеньев высокоэффективных средств управления и недостаточная их защищённость от высокоточного оружия противника; – низкая квалификация специалистов-ремонтников, особенно армейских и фронтовых ремонтно-восстановительных органов.

2

http://sd.uploads.ru/t/oeQXn.jpg

3

http://sg.uploads.ru/t/K7WUL.jpg


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » История ПАРМ и не только » Система технического обеспечения Сухопутных войск Вооруженных сил СССР