Двигатель ЯМЗ-236М
Изготовитель: Ярославский моторный завод
Начало выпуска: 1985 г.
Общие сведения:
Двигатель дизельный 4-тактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90°
Предназначен для установки на грузовые автомобили и самосвалы Минского автомобильного завода полной массой 16 т и автомобильные тягачи, используемые в составе автопоездов полной массой до 26 и 30 т и для поставки в запасные части к ним
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С, при условиях обеспечения температуры не более 70°С в подкапотном пронстранстве, замеренной над серединой ТНВД на расстоянии не более 100 мм, относительной влажности воздуха до 98% при +25°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 18°,
поперечные: 12°
Комплектации:
236М-1000010 Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач
236М-1000016 Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач (для запасных частей)
236М-1000175 Двигатель в сборе
236М-1000186 Двигатель в сборе (для запасных частей)
236М-1000011 Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач (1-я комплектация)
236М-1000017 Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач 1-я комплектация (для запасных частей)
236М-1000187 Двигатель в сборе 1-я комплектация (для запасных частей)
Основные технические данные:
Количество цилиндров 6
Рабочий объём цилиндров, л 11,15
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 130х140
Степень сжатия 16,5
Номинальная мощность при 2100 мин-1 , кВт (л.с.) 132 (180)
Максимальный крутящий момент при 1600 мин-1, Н.м (кгс.м) 667 (68)
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 600±50
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг 890
Ресурс до первого кап. ремонта, тыс.км 350
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 11,84 (16,14)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 215 (158)
Средняя скорость поршня, м/с 9,8
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 678,6 (6,92)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 6,74 (4,94)
Литровая масса двигателя, кг/л 79,8
Эксплуатационные данные
Топливо дизельное
Летом при 0°С и выше Л-0,2-40; Л-0,5-40; Л-0,2-61; Л-0,5-61
Зимой при -20°С и выше З-0,2 минус 35; З-0,5 минус 35
при -30°С и выше З-0,2 минус 45; З-0,5 минус 45
при -50°С и выше А-0,2; А-0,4
Масло
всесезонно М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В)
летом М-10В2; М-10В2С
зимой М-8В2; М-8В1
Охлаждающая жидкость антифриз "Тосол-А40" или вода
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, из низколегированного чугуна, отлит за одно целое с верхней частью картера
Гильзы цилиндров "мокрого" типа, из легированного чугуна, уплотнение водяного стыка обеспечено тремя резиновыми кольцами
Головки блока цилиндров 2 литые из низколегированного чугуна, по одной на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов
Камера сгорания однополостная в поршне
Поршни литые, из алюминиевого сплава
Поршневые кольца:
компрессионные: 3, трапецеидального сечения, наружная поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома,
маслосъёмное: 2, коробчатого сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью
Поршневые пальцы стальные, плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничивается стопорными кольцами
Шатуны стальные, двутаврового сечения, с косым разъёмом нижней головки шатуна и продольным сверлением для подвода смазки к пальцу
Коленчатый вал стальной, 4-опорный, изготовлен методом штамповки, с привёртными противовесами. Диаметр коренных шеек - 110 мм, шатунных - 88 мм
Подшипники коренные и шатунные со сменными тонкостенными биметаллическими сталебронзовыми вкладышами
верхней головки шатуна бронзовая втулка
Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 4-опорный, стальной, штампованный
Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала
Толкатели клапанов стальные, роликовые, качающегося типа
Штанги толкателей из стальной бесшовной трубы, с запрессованными с обеих сторон стальными наконечниками
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Коромысла клапанов стальные, штампованные
Клапаны 2 на цилиндр- впускной и выпускной
впускные из стали 40Х10С2М, диаметр тарелки 61 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм
выпускные из стали 45Х14Н14В2М, с наплавкой рабочей фаски сплавом ВЗК, диаметр тарелки 48 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм
Пружины клапана 2, с противоположным направлением витков
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 20
закрытие впускного клапана после н.м.т. 46
открытие выпускного клапана до н.м.т. 66
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 20
Сцепление
модели ЯМЗ-236К, 2-дисковое, сухое, фрикционное, с периферийными цилиндрическими пружинами. Ведомые диски с демпферным устройством
Подвеска двигателя
Количество опор 3
передняя 1 - кронштейн на крышке шестерён распределения
задние 2 - расположены с обеих сторон картера маховика
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг и втулки толкателей. ТНВД и регулятор частоты вращение оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя
Масляный насос шестерёнчатый, 2-х секционный
Масляный фильтр 2 - грубой очистки - сетчатый, металлический, включён в систему последовательно, тонкой очистки - центробежный, включён параллельно
Маслянный картер стальной, штампованный, "мокрого"типа
Система питания разделённая
Смесеобразование объёмное, с организацией движения воздушного заряда в камере сгорания
Топливный насос высокого давления 6-плунжерный, золотникового типа, установлен в развале блока цилиндров
Регулятор частоты вращения механический, всережимный, центробежного типа, прямого действия
Муфта опережения впрыска топлива автоматическая, центробежного типа, прямого действия
Топливоподкачивающий насос поршневого типа, с насосом ручной подкачки топлива
Форсунка закрытого типа, с многодырчатым распылителем
Топливные фильтры
грубой очистки со сменным фильтрующим элементом
тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом
Воздухоочиститель инерционно-масляного типа
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, с приводом от коленвала
Вентилятор 6-лопастный, осевого типа
Термостат 2- с твёрдым наполнителем
Электрооборудование
Номинальное напряжение 24 В
Генератор Г-273В
Стартер 25.3708-01
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 23 л
Система охлаждения без радиатора 17 л
Воздухоочиститель 1,2
Муфта опережения впрыска 0,14
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами, мм 0,25-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2100 оборотах 4,0-7,0 кгс/см2
на 500 оборотах 1,0 кгс/см2
Температура жидкости в системе охлаждения, град 75-98°С
Температура масла в поддоне двигателя, °С 80-100°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,6%
Установочный угол опережения впрыска, град 18±1
Давление начала подъёма иглы форсунки, мПа (кгс/см2) 16,18+1,47 (165+15)
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 3. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1988 г