ГАЗ-44 АРМЕЙСКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ АВТОМОБИЛЬ
В рамках опытно-конструкторской темы «Универсал-1» на ГАЗе в начале 1970-х годов было разработано целое семейство унифицированных корпусных плавающих двух-, трех– и четырехосных армейских машин грузоподъемностью 2 — 5 т с целью создания универсальной военной автотехники, способной одинаково легко перемещаться по суше и вплавь форсировать неширокие водные преграды, а также максимально унифицированной как с серийными автомобилями гражданского назначения, так и с колесной бронетехникой.
Базовой машиной в этом семействе стал 5-тонный четырехосный бортовой вариант ГАЗ-44 (8x8) оригинальной конструкции (такое же название носил выпущенный промышленной партией перед войной первый отечественный газобаллонный грузовой автомобиль на базе ГАЗ-ММ), напрямую не базировавшийся на каком-либо шасси, а являвшийся промежуточной поисковой стадией между обычными грузовиками и бронетранспортерами. Он снабжался герметизированным рамно-несущим цельнометаллическим основанием, вынесенной вперед кабиной с люком, размещенным за ней силовым агрегатом и цельнометаллической грузовой платформой. На нем предполагалось внедрить двигатели и агрегаты трансмиссии от перспективных грузовиков Горьковского автозавода, а ведущие мосты, подвеску, различные редукторы, тормоза, колеса и шины – от бронетранспортера БТР-70. На заводе ГАЗ-44 расценивали как альтернативу сходным автомобилям серии 395 Уральского автозавода.
Единственный прототип ГАЗ-44 в 1972 году успешно прошел заводские и военные приемочные испытания в 21 НИИИ, но конкурировать с похожей продукцией Брянского и Минского автозаводов не смог, а первые неудачи с подобными уральскими плавающими грузовиками остановили все дальнейшие работы по проекту «Универсал-1».
Источник: --
Кочнев Е.Д. Секретные автомобили Советской Армии. М.: Яуза, Эксмо, 2011