ГТ-М (объект 564) Гусеничный транспортер-тягач.
НАЗВАНИЕ.
- индекс заказчика: объект 564
- сокращенное: ГТ-М
- полное: гусеничный транспортёр-тягач малый ГТ-М
НАЗНАЧЕНИЕ.
Предназначен для эвакуации раненых с поля боя, транспортировки стрелково-минометного вооружения, боеприпасов и продовольствия.
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО.
Разработка была задана Постановлением СМ СССР от 17 апреля 1957 г. конструкторскому бюро Мытищинского машиностроительного завода под руководством Н.А. Астрова.
МОДИФИКАЦИИ.
- "Терек" - проект ЗСУ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.
Машина массой 3,4 т имела схему компоновки с передним расположением силовой установки и трансмиссии. Отделение управления находилось в носовой части корпуса (справа по ходу) и отделялось перегородкой от МТО (слева по ходу). В кормовой части корпуса находилась грузовая платформа, которая была рассчитана для перевозки раненых (восьми - сидя или двух - на носилках) или груза массой до 800 кг. Для укрытия механика-водителя и перевозимых раненых от воздействия атмосферных осадков на верхней части корпуса транспортера устанавливался тент.
Корпус машины изготавливался из 4 мм броневых листов, которые защищали от пуль калибра 7,62 мм с дальности свыше 250м.
На тягаче устанавливался четырехтактный карбюраторный двигатель ГАЗ-54 (так в источнике, скорее всего это опечатка, имеется в виду мотор ГАЗ-51 - PXL) мощностью 54 кВт (70 л.с.). Он обеспечивал максимальную скорость машины 45 км/ч. Механическая трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения, аналогичного тому, что был разработан для легкового автомобиля М20 "Победа" Горьковского автозавода, четырехступенчатой коробки передач с синхронизаторами, двух двухступенчатых ПМП и двух планетарных бортовых редукторов. Двигатель, коробка передач и ПМП составляли единый агрегат.
В ходовой части применялись индивидуальная торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидравлическими амортизаторами на ее передних узлах, опорные катки с наружной амортизацией, обрезиненные направляющие колеса, механизмы натяжения гусениц (винтового типа), ведущие колеса цевочного зацепления и гусеницы с ОМШ. Гусеницы имели аналогичную конструкцию, что и гусеницы самоходной установки АСУ-57.
В комплект тягача входил одноосный колесно-лыжный прицеп (КЛП-0,5) грузоподъемностью 500 кгс. Машина оснащалась тяговой лебедкой с тросом длиной 110м.
Одновременно с началом разработки комплекса "Шилка" ГАУ МО СССР задало Мытищенскому машиностроительному заводу проведение ОКР по созданию 23 мм спаренной ЗСУ "Терек" на шасси ГТ-М. Выполнение технического проекта затянулось в связи с перегрузкой КБ ММЗ ранее выданными правительственными заданиями. В 1961 г. работы по ЗСУ "Терек" были остановлены из-за прекращения работ по транспортёру ГТ-М.
ЭКПЛУАТАЦИЯ
В 1958-1961 гг. транспортер-тягач проходил испытания, но на вооружение принят не был.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Масса - 3,4 т;
экипаж - 1 чел.;
посадочных мест - 8;
оружие – штатное отсутствует;
броневая защита - противопульная;
двигатель – ГАЗ-51;
мощность двигателя - 54 кВт (70 л.с.);
максимальная скорость - 45 км/ч.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- http://strangernn.livejournal.com/548124.html
- "Отечественные бронированные машины" Том 3
- http://russianarms.ru