001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Гусеничные тягачи и транспортёры » "Коминтерн" ("Тяжелый (большой) трактор РККА") - артиллерийский тягач


"Коминтерн" ("Тяжелый (большой) трактор РККА") - артиллерийский тягач

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

"Коминтерн" ("Тяжелый (большой) трактор РККА") - артиллерийский тягач - 1930 г.

http://s7.uploads.ru/t/LWTZi.jpg

Тягач предназначен для буксировки орудий корпусной артиллерии и артиллерийских систем большой мощности артиллерии Резерва Главного Командования (РГК).

"Коминтерн" является первым советским специально сконструированным артиллерийским тягачом. В ходе разработки тягача, по мнению конструкторов, была найдена оптимальная компоновка для машин данного класса.

Вскоре после окончания Первой мировой войны во всех развитых странах начались работы по переводу артиллерии с конной на механическую тягу. Это сулило огромные преимущества – например, возрастала скорость буксировки, становилось возможно перевозить тяжелые артсистемы, не разбирая их, в кузове автомобиля помещались и расчет, и боеприпасы, что позволяло отказаться от целых караванов на одно орудие, и, наконец, машины не уставали и не боялись шума боя.
Однако если в Европе и США в качестве артиллерийских тягачей старались приспособить гражданские грузовики или создавали тягачи на их базе, то Советскому Союзу пришлось пойти другим путем. Дело в том, что страна только создавала развитую автомобильную промышленность и приспосабливать для буксировки пушек было нечего. Однако это положение имело и свои плюсы – необходимость создавать с нуля специальные арттягачи.
После ряда неудачных попыток создать тягачи по образцу тракторов советские конструкторы взяли за основу шасси снятого с производства танка Т-24. Тягач получил имя «Коминтерн». Данные новой машины на 30-е годы можно было считать отличными: тягач мог тащить прицеп, почти вдвое превосходящий его по массе, высокой была и скорость буксировки. Хотя «Коминтерн» считался средним артиллерийским тягачом, он мог буксировать тяжелые артсистемы.
Выпущенный в количестве 1798 штук «Коминтерн» прошел через всю войну. Его применяли не только для буксировки различных орудий, но и для эвакуации подбитых танков, работы в промышленности. Кроме боевого пути «Коминтерна», его заслуга состояла в том, что он стал основой для разработок арттягачей на следующие двадцать лет. Его компоновочная схема оказалась очень простой и удачной – этакий грузовик на гусеницах.

В 1930 г. Остехбюро ГУВП ВСНХ совместно с ГКБ ОАТ и АНИИ начали разработку проектов "гусеничных тракторов РККА". Разработка велась по требованиям "системы танко-тракторно-автоброне-вооружения РККА" 1929 года. То этим требованиям на вооружении РККА должны были состоять "легковой (малый) трактор РККА", "средний трактор РККА" и "тяжелый (большой) трактор РККА". При проектировании тракторов предписывалось использовать ходовую часть и силовые агрегаты (соответственно) танкеток (малых танков), основных танков и средних (маневренных) танков.

Тяжелый трактор проектировался для транспортировки орудий весом до 11 000 кг со скоростью до 15 км/ч. В 1933 г. трактор получил собственное имя "Коминтерн" и, несмотря на наиболее противоречивые ТТХ для него, был не просто создан, но даже в 1934 г. запущен в серию, едва ли не одну из самых больших перед войной. При создании трактора, а точнее - артиллерийского тягача, широко применялись элементы ходовой части танка Т-24. Машина оказалась удачной и, несмотря на прекращение производства базового танка, выпуск "Коминтернов" не только не прекратился, но постоянно увеличивался. Недостатки у трактора, несомненно, были, но к чести его создателей заметим, что многие из них были преодолены усилиями проектировщиков и изготовителей. Тягач использовался для транспортирования практически всех орудий РГК калибром до 152-мм, а иногда и 203-мм гаубиц Б-4 на гусеничном ходу. Всего до 1940 г. было выпущено около 1800 "Коминтернов", после чего его сменил более совершенный "Ворошиловец".

Разработка тягача велась группой конструкторов Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством Б.Н. Воронкова с 1930 по 1932 год. Тягач был принят на вооружение Красной Армии в 1933 году, установочная партия в 50 машин  была выпущена в 1934 году. Серийное производство тягача было развернуто в 1935 году.

Компоновка: двигатель расположен в передней части, двухместная кабина - в средней, грузовая платформа - сзади.
Крутящий момент от четрехцилиндрового двигателя жидкостного охлаждения передается на задние ведущие колеса (звездочки) гусеничного хода. В тягаче использованы элементы ходовой части и подвески выпускавшегося ранее малой серией танка Т-24. Облегченная гусеница танкового типа снабжена 50-мм грунтозацепами, обеспечивающими хорошее сцепление с почвой и не повреждавшими дорожное покрытие. Деревянная кабина по конструкции была аналогична кабине грузового автомобиля ЗИС-5, однако водитель располагался справа. Грузовая платформа площадью 5,36 кв. м была снабжена откидными бортами и съемным тентом. Для размещения расчета буксируемого артиллерийского орудия имелись два поперечных сиденья и скамейка над бензобаком, который был установлен сразу за кабиной водителя. Несмотря на такие недостатки, как повышенный расход топлива и трудоемкость обслуживания, тягач «Коминтерн» зарекомендовал себя как надежная, мощная машина,
способная транспортировать все состоявшие в то время на вооружении Красной Армии артиллерийские орудия калибром до 152 мм включительно.

До 1940 г. было выпущено 1798 тягачей этого типа, которые использовались вплоть до конца второй мировой войны (к 1945 г. в артиллерийских частях имелось 568 тягачей «Коминтерн»).

В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке арттягача «Коминтерн», и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 («Борис Никонорович Воронков»).

В машине широко использовались элементы танка Т-24. Трактор оказался весьма удачным и был запущен в массовое производство. С апреля и до конца 1934 года изготовили первую установочную партию в 50 «Коминтернов», а с 1935 года началось серийное производство — в месяц выпускали по 25 — 30 машин.

Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди — двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад).

Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором.

Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика ЗиС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака.

Армейские испытания «Коминтерна», прошедшие в августе — ноябре 1937 года показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений — она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. При движении по плохим дорогам «Коминтерн» развивал достаточную скорость; проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Кроме того, тягач оказался ремонтопригодным и надежным.

«Коминтерн» применялся для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии. В 1940 году производство «Коминтерна» было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного арттягача «Ворошиловец». Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 «Коминтернов».
"Спец & Техника" N 2004-02 (12) Первые советские тягачи - Олег Никитин
После окончания Гражданской войны перед Советской Россией встала задача наращивания вооружений. Как иначе можно было противостоять враждебному окружению? И одним из самых важных направлений стало усиление огневой мощи артиллерийских орудий, повышение дальности стрельбы, скорострельности и маневренности. Широко применявшаяся до этого конная тяга уже не отвечала современным правилам ведения боя - существенно возросла масса новых артсистем, особенно корпусных и большой мощности. Требовались машины, специально созданные для перевозки противотанковых, зенитных и полевых орудий.
Поэтому в 1924 году на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) началось производство промышленного гусеничного трактора «Коммунар». Прототипом для него был выбран немецкий трактор «Hanomag WD-50». При технической конторе ХПЗ создали конструкторскую группу, которая стала сопровождать производство. Вновь созданный трактор применялся как в мирной жизни, так и в Красной Армии - там с их помощью буксировали тяжелые (массой до 11 т) артсистемы. Однако первые «Коммунары» с этим плохо справлялись, и по заказу военных конструкторы ХПЗ разработали модификацию «3-90» с двигателем мощностью 90 л.с. Скорость машины повысилась до 15 км/ч. Но это тем не менее не спасло трактор. Он уже совершенно не устраивал РККА – ни по силе тяги, ни по маневренности и надежности. И в 1930 году Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ и головное КБ ОАТ начали разработку новых проектов. Часть из них предусматривала создание «малого (легкового) трактора», «среднего трактора» и «большого трактора» для нужд РККА. В качестве базы для нового поколения тракторов предполагалось использовать шасси танков и танкеток, уже состоявших на вооружении Красной Армии. Таким образом, в том же году по ведущие конструкторы ХПЗ Б.Н. Воронков, Д.М. Иванов и Д.Ф. Бобров начали разработку среднего трактора-тягача «Коминтерн». Согласно плану, в конструкции тягача широко использовали узлы танка Т-24. К праздничной дате 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 («Борис Никанорович Воронков»). Тракторы разгонялись до 18 км/ч, были оснащены новой подвеской и ходовой частью. Однако полигонные испытания, состоявшиеся в 1932 году, показали, что тяговое усилие все еще недостаточно. Также отсутствовали закрытая кабина, грузовая платформа и лебедка, совершенно необходимые артиллерийскому тягачу. Стало очевидно, что новый трактор не имеет весомых преимуществ перед «Коммунаром».

Конструктор Воронков, давший имя трактору, успел перейти на Харьковский тракторный завод, и доведением машины пришлось заняться Н.Г. Зубареву. В помощь к нему придали конструкторов А.Г. Гулиту и В.П. Каплина. Они поставили дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с. (мог работать на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), ходовую часть и подвеску от танка Т-24, повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии. Систему смазки приспособили для устойчивой работы при преодолении машиной подъемов до 400. Установили кабину от грузовика ЗИС-5 для экипажа и платформу для боекомплекта и снаряжения, с поперечными сиденьями для размещения орудийного расчета. Имелся даже съемный тент. У тягача наконец-то появилась лебедка с тяговым усилием до 10 тыс. кгс, которой можно было управлять из кабины. Испытания показали, доработанная машина в состоянии буксировать артсистемы калибра 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. Хотя расход топлива был велик, а устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центра тяжести - напротив, мала, трактор приняли на вооружение РККА. Правда, при езде по слабым грунтам и обледенелым дорогам сцепные свойства гусениц оказались недостаточными, но эту проблему решили просто - в комплект ЗИП были включены дополнительные «шпоры», крепившиеся к гусеницам болтами. С апреля до конца 1934 года изготовили первые 50 «Коминтернов», а с 1935 года началось их серийное производство. В месяц изготовляли по 25-30 машин, а всего с 1934 по 1940 годы было построено 1798 «Коминтернов», из них 1712 поступило в армию. Они заслуженно считались лучшими средними арттягачами того времени, и за годы войны было потеряно всего 56 машин. «Коминтерны» широко применялись в армии и мирном хозяйстве вплоть до конца 40-х годов, хотя в 1940 году их производство было прекращено в связи в появлением более мощного и надежного тягача «Ворошиловец». Ни одного «Коминтерна» до наших дней, к сожалению, не сохранилось.

http://s6.uploads.ru/t/BmChJ.jpg  http://s6.uploads.ru/t/4zXkv.jpg

После окончания Гражданской войны перед Советской Россией встала задача наращивания вооружений. Как иначе можно было противостоять враждебному окружению? И одним из самых важных направлений стало усиление огневой мощи артиллерийских орудий, повышение дальности стрельбы, скорострельности и маневренности. Широко применявшаяся до этого конная тяга уже не отвечала современным правилам ведения боя - существенно возросла масса новых артсистем, особенно корпусных и большой мощности. Требовались машины, специально созданные для перевозки противотанковых, зенитных и полевых орудий.

http://s2.uploads.ru/t/IL42w.gif  http://s7.uploads.ru/t/SJPt4.gif

Годы выпуска: 1934-1940

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 10640
Грузоподъемность платформы, кг: 2000
Масса буксируемого прицепа, кг: 12000, с перегрузкой - 14 000
Число мест в кабине: 2
Число мест в кузове для сидения: 12
Габариты, мм: длина - 5765, ширина - 2208, ширина с тентом - 2300, высота по кабине (без нагрузки) - 2538, высота с тентом - 2980
База опорных катков, мм: 3278
Колея (по серединам гусениц), мм: 1530
Ширина гусениц, мм: 360
Ширина трака, мм: 170
Дорожный просвет, мм: 400
Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе. кг/кв. см: 0.49
Максимальная мощность двигателя при 1260 об/мин. л.с: 131
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 30,5
Запас хода по грунту с прицепом, км: 80
Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа, град.: 33.5
Километровый расход топлива на шоссе с грузом и прицепом, кг: 2.5
Часовой расход топлива на шоссе, кг: без прицепа - 18, с прицепом - 22
Запас хода для средних условий движения с прицепом, ч: 11
Запас хода по шоссе: 170 км

Источник: http://www.russianarms.ru

2

Статья из журнала "Техника и вооружение"

http://s6.uploads.ru/t/jcXyt.jpg

Эта гусеничная машина, серийно выпускавшаяся на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна, предназначалась для буксировки артиллерийских систем массой до 10 т, перевозки личного состава, а также грузов массой до 2 т. В годы Великой Отечествен- ной войны успешно использовалась для транспортировки 122- и 152-мм пушек, 152- мм гаубиц-пушек, 203-мм гаубиц, 280-мм мортир. В 1935 — 1940 гг. для Вооруженных Сил их было изготовлено 1712 единиц, в том числе для артиллерии — 1017.
Тягач обладал неплохой проходимостью. Он преодолевал подъем крутизной до 34' (с прицепом — 16 ), ров шириной до 1,3 м, эскарп с высотой вертикальной стенки 0,7 м, брод с твердым грунтом глубиной до 0,75 м и мог двигаться по косогору с уклоном до 19'. Небольшие габаритные размеры (5765x2300x2980 мм) и удельное давление (0,46 кгфм'), а также большой (400 мм) дорожный просвет обеспечивали движение по грунтам со слабой несущей способностью. Масса машины в снаряженном состоянии не превышала
10,5 т.
В двухместной закрытой частично унифицированной с автомобилем ЗИС-5 кабине «Коминтерна» справа находилось кресло механика-водителя. На деревянной платформе с тремя открывающимися бортами, съемным тентом и двумя поперечными сиденьями могли разместиться 12 человек. Кроме того, размеры платформы (2048х2086х600 мм) позволяли перевозить боекомплект артиллерийской системы. Для доступа к агрегатам и узлам трансмиссии и лебедки в настиле пола предусматривались люки, закрываемые сверху крышками. В передней части рамы машины имелись буксирные скобы, а в задней — буксирный прибор с амортизатором в виде спиральной листовой буферной пружины. Конструкция обеспечивала поворот буксируемых систем вокруг продольной оси тягача в горизонтальной плоскости на угол ~35'.
На «Коминтерне» был установлен четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель мощностью 97,5 кВт(130 л. с.) с жидкостным охлаждением, который позволял двигаться со скоростью до 29,6 км/ч. Он отличался надежностью в работе, топливной экономичностью — 496 г/кВт ч (300 г/л. с. ч) и располагался в передней части тягача маховиком назад. Два топливных бака, размещавшихся за кабиной в передней части платформы, имели вместимость 550 л. Топливом служил низкооктановый автомобильный бензин или его заменитель (смесь, состоявшая из 50% бензина и 50% тракторного керосина или лигроина). Запас хода по топливу при движении с прицепом по шоссе 220 км, по грунтовым дорогам — 160 км.
Механическая трансмиссия «Коминтерна» состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), автомобильной трехходовой пятиступенчатой коробки передач, карданной и главной передач, фрикционных муфт с ленточными тормозами, служивших механизмами поворота, и одноступенчатых бортовых передач.
Главная передача с механизмами поворота (так называемая коробка конических шестерен) включала две пары конических шестерен и две многодисковые фрикционные муфты. Ведущие шестерни устанавливались на продольном валу, а ведомые колеса — на полуосях. Муфты обеспечивали соединение вала с ведущими шестернями. Конструкция механизмов поворота позволяла машине осуществлять поворот радиусом, равным ширине колеи (1 53 м). Управление трансмиссией производилось с помощью рычагов, педалей и тяг.
Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи с от- крытым шарниром и зубчатым зацеплением, сдвоенных 8 опорных и 3 поддерживающих катков, имеющих наружную амортизацию в виде резиновых бандажей, направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения и заднего ведущего с 12 зубьями. Стальные литые траки (всего 63) с развитыми грунтозацепами и гребнями, расположенными посередине, между собой соединялись пальцами, осевое перемещение которых ограничивалось шплинтами (на машинах первого выпуска) или заклепками, вставленными в отверстия крайних проушин.
Подвеска машины была блокированная (зависимая). На каждом борту тягача размещались четыре балансирные тележки. В качестве упругих элементов использовались винтовые цилиндрические пружины, вертикально установленные в полых стойках, защищавших их от наружных повреждений. Подобная конструкция обеспечивала среднюю скорость движения машины по шоссе до 16, а по грунтовым дорогам до 12 км/ч.
Электрооборудование вы- полнено по однопроводной схеме с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус. Напряжение бортовой сети 12 В. В качестве источников электрической энергии использовались генератор постоянного тока мощностью 250 Вт и стартерная аккумуляторная батарея СТЭ-14БС. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился электрическим стартером мощностью 1,84 кВт (2,5 л. с.) или с помощью пусковой рукоятки и понижающей цепной передачи.
«Коминтерн» оснащался лебедкой тяговым усилием 98,1 кН (10 тс) с рабочей длиной троса до 30 м. Она крепилась в средней части рамы тягача за коробкой передач. Выдача троса производилась вручную назад. Три предохранительных штифта, установленных в соединительной муфте и срабатывавших при возникновении усилия в тросе свыше 117 — 147 кН (12— 15 тс), исключали перегрузки лебедки.
По мнению военных специалистов, применение этой машины, одной из лучших среди отечественных сред- них тягачей довоенного и военного времени, повысило тактическую и оперативную подвижность артиллерии, суточные переходы которой составляли 80 — 100 км. По скорости движения и силе тяги на крюке «Коминтерн» также удовлетворял предъявляемым к нему требованиям. Однако тягач имел и от- дельные недостатки. В частности, из-за сравнительно узкой колеи он был неустойчив в поперечной плоскости. Быстро изнашивались зубья ведущих колес, из-за чего соскакивали гусеницы, недостаточно прочным был первичный вал коробки передач.
В послевоенные годы на смену этой машине пришли более мощные и совершенные средние артиллерийские тягачи типа АТ-С.

Подполковник запаса А. ПРОТАСОВ,
кандидат технических наук

3

http://s3.uploads.ru/t/I1DVC.jpg
Общий вид трансмиссии трактора. 1 — двигатель; 2 — главный фрикцион; 3 — коробка передач; 4 — карданный вал; 5 — фрикционная муфта; 6 — коробка конических шестерен; 7 — бортовая передача; 8 — ведущее колесо; 9 — лебедка.

http://s6.uploads.ru/t/fN7DB.jpg  http://s7.uploads.ru/t/HkU3X.jpg
http://s7.uploads.ru/t/XjPdH.jpg  http://s3.uploads.ru/t/s4W1c.jpg
http://s3.uploads.ru/t/wEhxn.jpg  http://s3.uploads.ru/t/ZXIq1.jpg

Источник: http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/T … uck048.htm


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Гусеничные тягачи и транспортёры » "Коминтерн" ("Тяжелый (большой) трактор РККА") - артиллерийский тягач