МОДЕРНИЗАЦИЯ
С октября 1961 года завод перешёл на выпуск модернизированного грузовика ЗИЛ-164А, продолжавшийся до 24 декабря 1964 г. Данное обстоятельство было связано с тем, что сроки начала производства ЗИЛ-130 постоянно откладывались, но в то же время предприятие уже наладило изготовление некоторых узлов этого автомобиля, поэтому было принято решение о постановке на конвейер переходной модели с использованием сцепления, коробки передач, конических шестерён главной передачи, ручного тормоза и тормозного крана от новой машины.
На автомобиль устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырёхтактный рядный нижнеклапанный двигатель, получивший наименование ЗИЛ-164А, мощностью 97 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 33 кГм при 1100-1400 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 5555 см3.
Вместо двухдискового стало монтироваться однодисковое сухое сцепление с пружинным демпфером на ведомом диске, в связи с чем был внедрён маховик изменённой конструкции – с плоской конфигурацией без выточки, облегчённый на 2,6 кг. Привод остался механическим.
Также была введена трёхходовая пятиступенчатая коробка передач (пять передач вперёд, одна назад, пятая передача – прямая) с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения II и III, IV и V передач. Синхронизаторы предназначались для облегчения переключения ступеней КПП путём выравнивания скоростей вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи.
Одновременно в связи с исключением повышающей передачи в коробке передач понизилось передаточное число главной передачи (с 7,63 до 6,45) путём увеличения числа зубьев ведущей конической шестерни с 11 до 13 и соответствующим изменением профиля зубьев ведомой конической шестерни (на шасси ЗИЛ-164АН и бортовом тягаче ЗИЛ-164АР коническая передача осталась прежней). Тогда же с 8 до 12 возросло количество отверстий для крепления в ведомой цилиндрической шестерне главной передачи и комплекте чашек дифференциала.
Заметные перемены произошли в тормозной системе автомобиля: началась установка тормозного крана новой конструкции (одинарного для самосвалов и грузовиков, не предназначенных для постоянной работы с прицепом, и комбинированного для тягачей), а взамен дискового внедрён ручной тормоз барабанного типа с двумя внутренними колодками, с механическим приводом на вторичный вал КПП.
Вследствие этого стал монтироваться новый фланец-вилка кардана промежуточного карданного вала.
В связи с установкой новых коробки передач и ручного тормоза, повлёкшей за собой изменение расположения рычагов управления этих устройств, поменялась крышка люка в полу кабины.
МОДИФИКАЦИИ И ИХ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
На базе ЗИЛ-164А выпускались самосвальное шасси ЗИЛ-164АГ, грузовик с экранированным электрооборудованием ЗИЛ-164АД, бортовой тягач ЗИЛ-164АР, шасси под седельный тягач ЗИЛ-164АН, экспортные варианты ЗИЛ-164АЭ и ЗИЛ-164АЮ, а также грузовик для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине ЗИЛ-166В, по назначению, комплектации и конструкции идентичные своим предшественникам, производившимся на базе ЗИЛ-164.
На шасси ЗИЛ-164АН и бортовой тягач ЗИЛ-164АР устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырёхтактный рядный нижнеклапанный двигатель ЗИЛ-164АН мощностью 104 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 34 кГм при 1100-1400 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 5555 см3, укомплектованный двухкамерным карбюратором МКЗ-К-84М, двухсекционным масляным насосом и масляным радиатором. Кроме того, мотор шасси ЗИЛ-164АН оснащался радиатором с медными пластинами охлаждения и герметичной резьбовой пробкой без клапанов, а также конденсационным бачком с клапанной пробкой повышенного давления с выпускным (паровым) и впускным (воздушным) клапанами. На обе эти машины монтировались главная передача с повышенным передаточным числом, равным 6,97, достигнутым путём изменения числа зубьев цилиндрических шестерён, коробка передач 164АН-1700009, отличавшаяся деталями привода спидометра, и новый комбинированный тормозной кран. В связи с установкой на грузовик ЗИЛ-164АР двигателя повышенной мощности и ведущего моста с увеличенным передаточным числом главной передачи общий вес буксируемого им прицепа увеличился до 6400 кг.
На грузовик ЗИЛ-164АД продолжали устанавливаться генератор Г112, реле-регулятор РР24-Э, распределитель Р51 и катушка зажигания Б5-А с отдельным добавочным сопротивлением СЭ40-А, а также фильтры радиопомех ФР81-А и ФР82-А и проходные конденсаторы КБП-С 500-40-0,025-П в цепях датчиков манометра системы смазки и термометра системы охлаждения. Двигатель этой машины получил наименование ЗИЛ-164АД.
Газобаллонный автомобиль ЗИЛ-166В комплектовался двигателем ЗИЛ-166В мощностью 87 л.с. и максимальным крутящим моментом 31 кГм при 1100-1400 об/мин при работе на газе и 97 л.с. и 33 кГм при 1100-1400 об/мин при работе на бензине, с карбюратором МКЗ-К-82МЕ. Остальное газовое оборудование было идентично устанавливавшемуся на грузовике ЗИЛ-166А.
Экспортные модификации ЗИЛ-164АЭ и ЗИЛ-164АЮ комплектовались моторами ЗИЛ-164АЭ и ЗИЛ-164АЮ мощностью 107 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 34,5 кГм при 1100-1400 об/мин, степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5555 см3, с головкой блока цилиндров с уменьшенным объёмом камеры сгорания, двухкамерным карбюратором МКЗ-К-84МВ и выпускными клапанами с тарелками из коррозионностойкой жаростойкой стали ЭИ-72 (30Х13Н7С2), двухсекционным масляным насосом и масляным радиатором. Применяемое топливо – бензин А-70. Эти автомобили, как и раньше, оборудовались усиленными рессорами, лонжеронами рамы с усилителями, платформой с металлическим основанием и шинами 260-20 повышенной грузоподъёмности, а система зажигания – свечами СН55-Б. На тропические варианты по-прежнему устанавливалась усиленная система охлаждения с радиатором с медными пластинами охлаждения и герметичной пробкой без клапанов, конденсационным бачком с клапанной пробкой повышенного давления с выпускным (паровым) и впускным (воздушным) клапанами и не ставились термостат, жалюзи радиатора и отопитель. В кабине монтировался вентилятор. В ходовой части применялись шины 260-20 марки Т-13, а в системе электрооборудования использовалась 12-вольтовая батарея 6-СТ-68 тропического исполнения ёмкостью 68 Ач.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ
С I квартала 1962 года наряду с генератором Г12-В грузовики стали в нарастающих объёмах комплектоваться малогабаритным генератором постоянного тока Г108-В мощностью 250 Вт и силой тока 20 А. Модификация ЗИЛ-164АД параллельно с генератором Г112 начала оснащаться генератором Г118 с такими же мощностью (250 Вт) и силой тока (20 А).
Со II квартала 1962 года на части автомобилей монтировались колёса размера 7,0-20 с уширенным ободом (178 мм против 152 мм у прежних) и коническими полками, с шинами 260-20 с уширенной ободной лентой (170 мм против 115 мм).
Тогда же вместо термобиметаллического прерывателя указателя поворотов типа РС55 начал ставиться электромагнитный РС57-В.
С марта на машину стали устанавливаться новые карданные валы, отличие которых от прежних заключалось в том, что скользящее шлицевое соединение было перенесено с основного карданного вала на промежуточный. Шлицевое соединение имело эвольвентный профиль шлиц большего диаметра вместо прежнего прямобочного профиля. Изменения коснулись и опоры промежуточного карданного вала: новый подшипник 114 опоры с двумя напрессованными крышками с уплотнительными войлочными сальниками с отражателями монтировался в более эластичной резиновой подушке, вставленной в штампованный кронштейн, крепившийся на поперечине рамы. До этого подшипник 210 ставился в резиновом кольце-амортизаторе опоры с двумя соединявшимися болтами крышками, также с войлочными сальниками, помещавшемся в литом кронштейне.
В сентябре внедрены стёкла кабины толщиной 5 мм вместо 5,5 мм.
В декабре введены новые поворотные кулаки с диаметром резьбы хвостовика под гайку 36 мм вместо 30 мм и крышка ступицы переднего колеса.
С 1962 года фары ФГ1-А2 оснащались полуразборными оптическими элементами ФГ105 с изменённым рассеивателем и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт (дальний и ближний свет) с цоколем 2ФД42, с американским асимметричным светораспределением ближнего света.
В III квартале 1963 года задние фонари ФП13 и ФП13-К были заменены на разработанные по предложению ЗИЛа двухсекционные двухламповые задние фонари типа ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый). Новые световые приборы отличались от своих предшественников тем, что в них применялись пластиковые полистироловые рассеиватели вместо стеклянных, одновременно служившие световозвращателями, в связи с чем были упразднены отражатели света на заднем борту платформы. К тому же пластиковый рассеиватель непосредственно крепился к корпусу фонаря, в связи с чем отпала необходимость в металлическом ободке, с помощью которого фиксировался прежний стеклянный рассеиватель. Лампы, устанавливавшиеся в фонарях, остались прежними (А-24 и А-26).
В октябре этого года на коробке передач и ведущем мосту начали ставиться сапуны новой конструкции 308387-П взамен 307900-П.
В 1963 году внедрён задний мост, унифицированный с аналогичным узлом ЗИЛ-130, со стальным штампованным сварным картером вместо литого из ковкого чугуна, и тормозными камерами, монтировавшимися сзади балки.
С этого же года упразднён сальник привода насоса ускорения карбюратора МКЗ-К-84М двигателя ЗИЛ-164АН с пружиной и кольцом.
В 1963 году вместо тумблеров переключателя указателя поворотов, переключателя освещения щитка приборов и плафона кабины типа П20-А, а также включателя электродвигателя отопителя типа ВК26-А с рукояткой переключения со стандартной навёрнутой головкой в виде пластмассового шарика внедрены П20-А2 и ВК26-А2 с цельной рукояткой в виде плоской лопатки удлинённой формы.
С января 1964 года усовершенствовано крепление промежуточной опоры карданного вала:
– в кронштейне и поперечине опоры уменьшено количество и увеличен диаметр отверстий под крепёж (по одному отверстию диаметром 15 мм против двух отверстий диаметром 13 мм на концах кронштейна и по два отверстия диаметром 15 мм против четырёх отверстий диаметром 13 мм в поперечине), в связи с чем поменялись конструкции упомянутых деталей;
– взамен четырёх болтов крепления кронштейна 201540-П8 с резьбой М12 и пружинными шайбами, вворачивавшихся в накладки крепления, установлены два 201585-П8 с гайками 250558-П8 с резьбой М14×1,5 с соответствующими пружинными шайбами;
– по причине изменений в деталях крепежа упразднены две из четырёх накладок крепления кронштейна;
– для предотвращения боковых смещений подушки опоры добавлена стопорная скоба.
Одновременно на карданных валах для улучшения защиты игольчатых подшипников шарниров от попадания воды и грязи были введены подшипники ГПЗ №804805 (или ЦКБ №1713К) с двухкромочным резиновым сальником вместо подшипников ГПЗ №804705 с войлочным сальником с торцовым пробковым уплотнением, а также крестовины увеличенного размера (в связи с изменением уплотнения подшипников).
В феврале центральный переключатель света П7-Б заменён на П300-Б, отличавшийся от прежнего меньшими габаритами из-за упразднения кронштейна корпуса и кронштейна предохранителя переключателя.
С марта того же года для повышения надёжности тормозной системы внедрены тормозные камеры с диафрагмами толщиной 4 мм вместо применявшихся ранее толщиной 6 мм.
Начиная с мая 1964 года на двигатель ЗИЛ-164А монтировался регулятор разрежения, располагавшийся на впускном газопроводе.
С июля этого года на ЗИЛ-164А устанавливался компрессор, унифицированный с компрессором грузовика ЗИЛ-130, но с изменёнными нижней крышкой и шкивом. В новом агрегате применялись впускные клапаны и вкладыши в нижних головках шатунов, а также использовалось охлаждение не только головки, но и блока цилиндров. Одновременно взамен регулятора давления АР10-Б, крепившегося на моторном щите кабины, введён АР11, ставившийся на блоке цилиндров компрессора.
В декабре 1964 года внедрён изменённый клапан тормозного крана со штампованным седлом, фиксировавшийся стержнем с гайкой вместо чеки.
СЕРИЙНАЯ БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ И ЕЁ МОДИФИКАЦИИ
· ЗИЛ-164А (1961-1964) – модернизированный бортовой автомобиль (и шасси для специализированных автомобилей) грузоподъёмностью 4000-4500 кг с двигателем ЗИЛ-164А мощностью 97 л.с.
· ЗИЛ-164АЭ (1961-1964) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 5500 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
· ЗИЛ-164АЮ (1961-1964) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 5500 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
· ЗИЛ-164АГ (1961-1964) – шасси под промышленный самосвал ЗИЛ-ММЗ-585Л и сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-ММЗ-585М.
· ЗИЛ-164АД (1961-1964) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с экранированным электрооборудованием.
· ЗИЛ-164АР (1961-1964) – бортовой тягач, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа. Общий вес буксируемого прицепа – 6400 кг.
· ЗИЛ-164АН (1961-1964) – шасси под седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН производства Мытищинского машиностроительного завода.
· ЗИЛ-166В (1961-1964) – бортовой газобаллонный для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине.
ОПЫТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
· ЗИЛ-166Г (1963) – газобаллонное самосвальное шасси для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине.
· ЗИЛ-166Д (1963) – бортовой газобаллонный с экранированным электрооборудованием, для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине.
· ЗИЛ-166Н (1963) – газобаллонное шасси под седельный тягач для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине.
· ЗИЛ-164АК (1964) – опытный бункеровоз со съёмным кузовом и системой саморазгрузки.
ИСТОЧНИКИ
1. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М.Транспорт, 1958, 1967.
2. Боровский Б., Попов М., Пронштейн М. Справочная книга автомобилиста. – Л. Лениздат, 1967, 1973.
3. В.И.Анохин. Отечественные автомобили. – М. Машгиз, 1961, М. Машиностроение, 1964, 1968.
4. В.И.Наумов, Н.Г.Сидоров, В.К.Сахаров. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – М., Л. Машиностроение, 1965.
5. Конструктивные изменения автомобилей ЗИЛ. – М. 1958-1964.
6. Автомобили ЗИЛ. Конструктивные параметры автомобилей, автобусов и двигателей ЗИЛ / Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачёва. – М. 1958.
7. Каталог деталей грузовых автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164Р, автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-585И и ЗИЛ-ММЗ-585К и седельного тягача ЗИЛ-ММЗ-164Н. – М. Машгиз, 1959.
8. Каталог деталей двухосного автомобиля ЗИЛ-164А, автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-585Л и ЗИЛ-ММЗ-585М, автомобиля-тягача ЗИЛ-164АР, трёхосного автомобиля ЗИЛ-157К и седельных тягачей ЗИЛ-ММЗ-164АН и ЗИЛ-157КВ. – М. Машгиз, 1961, 1964.
9. Автомобиль ЗИЛ-164. Инструкция по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачёва. – М. Машгиз, 1958.
10. Автомобиль ЗИЛ-164А. Инструкция по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачёва. – М. Машгиз, 1962.
11. Детали грузовых автомобилей ЗИЛ. Каталог-справочник. – М. Машгиз, 1962.
12. Автомобили ЗИЛ-164А, ЗИЛ-ММЗ-585Л, ЗИЛ-ММЗ-585М, ЗИЛ-164АР, ЗИЛ-157К. Каталог деталей. – М. Запчастьэкспорт, 1977.
13. Альбом рабочих чертежей автомобиля ЗИЛ-164. – Части I-III.– М. Оргавтотранс, 1959-1960.
14. История Московского автомобильного завода имени И.А.Лихачёва. – М. Мысль, 1966.
15. В.Г.Мазепа, М.А.Шелепенков. ЗИЛ. Завод и люди. 1916-2016. т.1-3. – М. Университет машиностроения, 2016.
16. Г.И.Самоль, И.И.Гольдблат. Газобаллонные автомобили. – М. Машгиз, 1963.
17. Руководство по эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе. РД-200-РСФСР-12-0185-83. – Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
18. Л.Кузнецов. ЗИЛ-164 // М-Хобби, 2001, №5, с. 30-38.
19. А.Г.Зарубин. Автомобили ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К. // Автомобильная промышленность, 1960, №9, с. 8-10.
20. А.Ефимьев. Автопоезда выходят из ОКБ // Техника молодёжи, 1964, №5, с. 31.
21. Е.Кочнев. Автомобили Советской Армии 1946-1991.
22. RC-Forum – Форум коллекционеров масштабных моделей. Семейства: ЗИЛ-150/164; 151/157. http://rcforum.ru/showthread.php?t=17242.
(Особые благодарности Дмитрию Боголюбову, Максиму Шелепенкову, С.А.Леонтьеву, Валентину 1963, LegAl96, В.Головкову, Евгению 05757АА, andjey, РВ, KOBRA-V, dizel153624, DEmon310 и всем завсегдатаям форума. Отдельное огромное спасибо m1609).
Автор статьи Юркеш 1 Уточнено на 07.01.22