Двигатель ЗИЛ-645
Изготовитель: Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачёва (производственное объединение ЗИЛ)
Начало выпуска: 1987 г.
Общие сведения:
Двигатель дизельный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и жидкостным охлаждением.
Предназначены для установки на грузовые автомобили и самосвалы полной массой до 12 т. и автомобильные тягачи, используемые в составе автопоездов полной массой до 23,5 т.
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С, а также в районах, расположенных на высоте 3500 м над уровнем моря, при соответствующем изменении мощности.
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 20°,
поперечные: 10°
Комплектации:
ЗИЛ-645.1000400 Базовая модель
Основные технические данные:
Количество цилиндров 8
Рабочий объём цилиндров, л 8,74
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 110х115
Степень сжатия 18,5
Номинальная мощность при 2800 мин-1 , кВт (л.с.) 136 (185)
Максимальный крутящий момент при 1400-1600 мин-1, Н.м (кгс.м) 510 (52)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 600
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг 680
Ресурс до первого кап. ремонта, км 400 000
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 15,56 (21,16)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 224,4 (165)
Средняя скорость поршня, м/с 10,7
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 666,85 (6,8)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 5,0 (3,67)
Литровая масса двигателя, кг/л 77,8
Эксплуатационные данные
Топливо дизельное
Летом при 0°С и выше Л-0,2-40; Л-0,5-40
Зимой при -20°С и выше З-0,2 минус 35; З-0,5 минус 35
при -30°С и выше З-0,2 минус 45; З-0,5 минус 45
при -50°С и выше А-0,2; А-0,4
Масло
летом М-10Г2к
зимой М-8Г2к
Охлаждающая жидкость антифриз "Тосол-А40" или "Тосол-А65"
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, из серого чугуна, отлит за одно целое с верхней часть картера
Гильзы цилиндров "мокрые", из легированного чугуна, уплотнение нижнего пояса обеспечено тремя резиновыми уплотнительными кольцами
Головки цилиндров две, литые из чугуна, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов
Камера сгорания однополостная в поршне
Поршни литые, из алюминиево-кремниевого сплава
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, верхнее - трапецеидальное, нижнее - прямоугольное, рабочие кромки- хромированные
маслосъёмное: 1, с пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью
Поршневые пальцы стальные, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами
Шатуны стальные, двутаврового сечения, с прямым разъёмом нижней головки шатуна
Коленчатый вал стальной, 5-опорный, изготовлен методом горячей штамповки, с противовесами заодно с валом. Диаметр коренных шеек - 92 мм, шатунных - 72 мм
Подшипники коренные и шатунные со сменными тонкостенными сталебронзовыми вкладышами с приработочным слоем
верхней головки шатуна сталебронзовая втулка
Маховик литой, из чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый, расположен в развале блока цилиндров
Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала
Толкатели клапанов стальные, пустотелые, плоские, со сферическим торцом
Штанги толкателей стальные, трубчатые, с наконечниками приваренными к трубе
Коромысла клапанов литые, стальные с бронзовой втулкой
Клапаны 2 на цилиндр - впускной и выпускной
впускные из стали 40Х10С2М, диаметр тарелки 51 мм, высота подъёма клапана 11,7 мм
выпускные из стали 55Х20Г9АНЧ, с износостойкой наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616-Б и хвостовиком из стали 40Х10С2М, диаметр тарелки 43,5 мм, высота подъёма клапана 12,3 мм
Пружина клапана 1, с гасителем вибрации пружины
Направляющие втулки клапанов из специального чугуна
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 11
закрытие впускного клапана после н.м.т. 51
открытие выпускного клапана до н.м.т. 66
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 10
Сцепление
модели ЗИЛ-4331, 1-дисковое, сухое, с периферийными цилиндрическими пружинами, ведомые диски с демпферным устройством, диаметр диска 380 мм
Подвеска двигателя
Количество опор 3
передняя 1 - кронштейн, на крышке распределительных шестерён
задние 2 - лапы картера маховика
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, толкатели, втулки коромысел клапанов, ТНВД
Масляный насос шестерёнчатый, 2-секционный, верхняя секция подаёт масло через редукционный клапан в систему, нижняя- в масляный радиатор через центробежный очиститель
Масляный фильтр 2 - один с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами, включён в систему смазки последовательно, и второй- центробежный маслоочиститель
Система вентиляции картера закрытого типа с мембранным клапаном
Маслянный картер стальной, штампованный, "мокрого"типа
Система питания
Топливный насос 8-плунжерный, рядный, золотникового типа, правого вращения, установлен в развале блока цилиндров
Регулятор частоты вращения механический, 2-режимный, центробежного типа, прямого действия
Муфта опережения впрыска топлива автоматическая, центробежного типа, прямого действия
Топливоподкачивающий насос поршневого типа
Форсунка закрытого типа , с 2-дырчатым распылителем
Топливные фильтры
грубой очистки ФГ-75, устанавливается вне двигателя
тонкой очистки с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами
Воздухоочиститель сухого типа, с 2-ступенчатой очисткой воздуха, со сменным бумажным фильтрующим элементом
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор 6-лопастный, осевого типа
Термостат 2, типа ТС-107-01, с твёрдым наполнителем
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Генератор 3822.3701
Стартер СТ142-Б
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 16,5 л
Система охлаждения без радиатора 18 л
Муфта опережения впрыска 0,15
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами, мм 0,4-0,5
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2800 оборотах 4,0-4,5 кгс/см2
на 650 оборотах 1,0 кгс/см2
Температура масла в картере 60-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 75-95°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,6%
Установочный угол опережения впрыска, град 15,0
Давление начала подъёма иглы форсунки кгс/см2 185+5
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 3. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1988 г