Двигатель ЗИЛ-114
Изготовитель: Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачёва (производственное объединение ЗИЛ)
Начало выпуска: 1967 г.
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на автомобили высшего класса ЗИЛ-117, ЗИЛ-41044 и их модификации, а также для поставки в запасные части к ним и автомобилю высшего класса ЗИЛ-114
Двигатель также выпускается с экранированным электрооборудованием (ЗИЛ-114Е)
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С,
Комплектации:
ЗИЛ-114 Двигатель с гидродинамической передачей (для установки на автомобиль)
ЗИЛ-114 Двигатель с гидродинамической передачей (для запасных частей)
Основные технические данные:
Количество цилиндров 8
Рабочий объём цилиндров, л 7
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 108х95
Степень сжатия 9,5
Номинальная мощность при 4000 мин-1 , кВт (л.с.) 202,3 (275)
Максимальный крутящий момент при 2600-2800 мин-1, Н.м (кгс.м) 559 (57)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 550-600
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без КПП и компрессора, кг 265
Ресурс до первого кап. ремонта, км 100 000
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 29 (39,3)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 292 (215)
Средняя скорость поршня, м/с 12,66
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 1010 (10,3)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 1,31 (0,96)
Литровая масса двигателя, кг/л 37,9
Эксплуатационные данные
Топливо А-95 "Экстра"
Масло
летом М-12Г1; М-12ГИ
зимой М-8Г1; М-8ГИ
Охлаждающая жидкость антифриз "Тосол-А40" или вода
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, из алюминиевого сплава
Гильзы цилиндров "мокрые", из серого чугуна, с резиновыми уплотнительными кольцами в канавках блока цилиндров
Головки цилиндров две, литые из алюминиевого сплава, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов
Камера сгорания в головке цилиндров, клиновая
Поршни литые, из алюминиевого сплава, с овально-бочкообразной лужёной юбкой
Поршневые кольца:
компрессионные: 3, из легированного чугуна, с заданой эпюрой давления: 2 верхних хромированные
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное
Поршневые пальцы стальные, полые, запрессованные в шатун.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения
Коленчатый вал стальной, кованый, 5-опорный, с противовесами, с каналами для смазки шатунных подшипников и грязеуловителями. Диаметр коренных шеек - 70 мм, шатунных - 59,5 мм
Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными стале-бронзовыми вкладышами с приработочным покрытием
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 2; антифрикционного слоя - 0,2
Зубчатый венец гидротрансформатора стальной, служит для для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 5-опорный, из легированного чугуна с закалёнными ТВЧ кулачками
Привод распределительного вала бесшумной цепью от коленчатого вала
Втулки распределительного вала биметаллические сталебаббитовые, свёртные
Толкатели клапанов гидравлические, автоматически обеспечивающие отсутствие зазора в клапанном механизме
Штанги толкателей стальные, сплошные, со сферическими концами
Коромысла клапанов , литые, стальные со свертной бронзовой втулкой
Клапаны расположены в головке цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров
впускные тюльпанообразные из жаропрочной стали. диаметр тарелки 52 мм, угол фаски седла 30°, высота подъёма клапана 10,4 мм
выпускные из жаропрочной аустенитной стали, с износостойкой наплавкой рабочей фаски и принудительным вращением специальным механизмом шарикового типа, диаметр тарелки 41,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 10,4 мм
Направляющие втулки клапанов бронзовые
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 35,5
закрытие впускного клапана после н.м.т. 102,5
открытие выпускного клапана до н.м.т. 77,5
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 60,5
Сцепление гидротрансформатор
Дополнительное оборудование Компрессор системы кондиционирования приводимый ремнём от коленчатого вала расположенный спереди на коленчатом вале двигателя
Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 3
передняя 2 - резинометаллических элемента, прикреплённые с обеих сторон к блоку двигателя
задние 1 - подушка, привёрнутая к удлинителю коробки передач
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, толкатели, втулкам коромысел, вал привода масляного насоса и вал привода распределителя зажигания
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный,с приводом от шестерни на преднем конце коленвала
Масляный фильтр полнопоточный, со сменным фильтрующим бумажным элементом
Масляный радиатор водомасляный, включён в систему последовательно, расположен в водяной рубашке блока цилиндров
Система вентиляции картера принудительная, с отсосом картерных газов во впускную систему двигателя (под карбюратор) через специальный клапан
Система питания
Топливный насос диафрагменный, с электромагнитным приводом, двойной, стоит на раме у топливного бака
Карбюратор К-254Б, 4-камерный, с падающим потоком, камеры включаются последовательно, снабжён автоматом воздушной заслонки и ускорителем холостого хода
Воздухоочиститель ВСГ-4, сухой, со сменным бумажным фильтрующим элементом, снабжён глушителем шума всасывания
Фильтр тонкой очистки топлива с керамическим фильтрующим элементом
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор 5-лопастный, крепится к ступице на валу водяного насоса
Термостат с твёрдым наполнителем, установлен в выпускном патрубке, начало открытия - при 80°С
Электрооборудование ЗИЛ-114 ЗИЛ-114Е
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, контактно-транзисторная контактно-транзисторная, экранированная
Катушка зажигания Б-114 Б111-В
Распределитель зажигания Р116 Р128
Транзисторный коммутатор ТК102 ТК106
Свечи зажигания А9БС Э679
Генератор Г-160 Г160-Б
Реле-регулятор РР139 РР139
Стартер СТ14-В
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 9 л
Система охлаждения без радиатора 7 л
Основные данные для контроля
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 1000 оборотах 2,5 кгс/см2
Температура масла в картере 70-125°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 75-95°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,5%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1982 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог ЦНИИЭИАВТОПРОМ 1987 г.