Двигатель ЗМЗ-672-11

http://s1.uploads.ru/t/YeVvP.jpg

Изготовитель: Заволжский моторный завод

Начало выпуска:   1982 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на автобусы ПАЗ-672 (ПАЗ-3205) и ПАЗ-3201 (ПАЗ-3206), , а также для поставки в запасные части
Двигатель выпускается также в экспортном исполнении: ЗМЗ-672-81 для умеренного климата и ЗМЗ-672-61 для влажного и сухого тропического климата

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С, относительной влажности воздуха до 98% при +25°С,
ЗМЗ-672-61 - при температурах окружающего воздуха от +45° до -10°С, относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные:  20°,
поперечные:  20°

Комплектации:
672-11-1000400-10    Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса с предпусковым подогревателем
672-11-1000450-10    Двигатель в сборе без электрооборудования и топливной аппаратуры, с сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса с предпусковым подогревателем
672-11-1000400-50    Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса с предпусковым подогревателем с бесконтактной системой зажигания
672-11-1000400-20    Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, с сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса ПАЗ-3205 и -3206 с предпусковым подогревателем
672-11-1000450-20    Двигатель в сборе без электрооборудования и топливной аппаратуры, с сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса ПАЗ-3205 и -3206 с предпусковым подогревателем
672-11-1000400-60    Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса ПАЗ-3205 и -3206 с предпусковым подогревателем с бесконтактной системой зажигания
672-11-1000400-11    Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса с предпусковым подогревателем, высокотурбулентными головками цилиндров
672-11-1000400-21    Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, с сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса ПАЗ-3205 и -3206 с предпусковым подогревателем, высокотурбулентными головками цилиндров
672-11-1000450-11    Двигатель в сборе без электрооборудования, топливной аппаратурой, с сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса с предпусковым подогревателем, высокотурбулентными головками цилиндров
672-11-1000450-21    Двигатель в сборе без электрооборудования, топливной аппаратурой, с сцеплением, и закрытой системой вентиляции для автобуса ПАЗ-3205 и -3206 с предпусковым подогревателем, высокотурбулентными головками цилиндров
672-11-1000400-70    Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, сцеплением, для автобуса с предпусковым подогревателем
672-11-1000400-80    Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, сцеплением, для автобуса с предпусковым подогревателем
672-11-1000450-70    Двигатель в сборе без электрооборудования, топливной аппаратурой, с сцеплением, для автобуса с предпусковым подогревателем
672-11-1000450-80    Двигатель в сборе без электрооборудования, топливной аппаратурой, с сцеплением, для автобуса с предпусковым подогревателем

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               8
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      4,25
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           92х80
Степень сжатия                                                                                          7,0 (7,6)
Номинальная мощность при 3200-3400 мин-1 , кВт (л.с.)                              88,3 (120)
Максимальный крутящий момент при 2000-2500 мин-1, Н.м (кгс.м)               284,4 (29)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                              600±25
Порядок работы цилиндров                                                                        1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            262     
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                            200 000
Наработка на отказ, км                                                                               14 000

http://s5.uploads.ru/t/EkOqh.jpg

Удельные показатели:                                                                     
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               20,8 (28,23)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           292 (215)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     8,54
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           840,4 (8,57)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  2,69 (2,10)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   59,76
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      А-76
Масло                                                                                                       
всесезонно                                                                                                  М-8Б1;  М-8В1  (М-6з/10В)
Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз или вода

http://s1.uploads.ru/t/fUb87.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из алюминиевого сплава, с "мокрыми" гильзами

Головка цилиндров  2 литые из алюминиевого сплава, одинаковые на оба ряда

Камера сгорания полуклиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с овальной лужёной юбкой и плоским днищем

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал чугунный, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 70 мм, шатунных - 60 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,33

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый, расположен в средней части блока цилиндров

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала из биметаллической ленты

Клапаны  расположены в один ряд в головке цилиндров
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2 с тюльпанообразной головкой. диаметр тарелки 47 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,07 мм
выпускные из жаропрочной стали  ЭИ992 с натриевым охлаждением и с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 8,14 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      36
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 52
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    70
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               18

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, пустотелые с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 300 мм

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    4
передние              2 привёрнуты к блока двигателя
задние                  2 приливы картера сцепления

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулка коромысла и верхние наконечники штанг
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распредвала
Масляный фильтр полнопоточный с картонным фильтрующим элементом
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая принудительная

Система питания

Топливный насос  Б9Д диафрагменный, с рычагом ручной подачи с приводом от эксцентрика на распредвалу
Карбюратор  К-126Б или К-135
Воздухоочиститель   инерционно-масляный

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 6-лопастный
Термостат ТС-108-01 с твёрдым наполнителем

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания   контактно-транзисторная
Катушка зажигания  Б-114-Б
Распределитель зажигания  Р-133
Свечи зажигания  А11
Генератор Г-287 или Г266-Г с встроенным регулятором Я112-А
Стартер  СТ230-А

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   10,0 л
Система охлаждения без радиатора    10,5 л

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускных                                                                       0,20-0,30
для впускных 1 и 8 цилиндра и выпускных 4 и5 цилиндра    0,15-0,20
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +77...80°С     
на 2000 оборотах                         2,75 кгс/см2
на 600±25 оборотах не менее      1,0 кгс/см2
Температура масла в картере                                      80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90°С
Температура открытия термостата                                80°С
Зазор между контактами прерывателя, мм   0,3-0,4
Зазор между электродами свечей зажигания     0,8-0,9 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.