Двигатель ГАЗ-52-01, ГАЗ-52-04
Изготовитель: Горьковский автомобильный завод
Начало выпуска: 1976 г. ГАЗ-52-04 - 1977 г.
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов.
Предназначены для установки на грузовые автомобили ГАЗ-52-04 и шасси ГАЗ-52-01, а также для поставки в запасные части
Кроме того, двигатели предназначены для поставки в запасные части к грузовым автомобилям ГАЗ-51А, ГАЗ-63 и их комплектации
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 20°,
поперечные: 20°
Комплектации:
52-04-1000300-20 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000301-20 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-01-1000306 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-01-1000306-20 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-01-1000307 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-01-1000307-20 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000300-50 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000300-60 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000300-70 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000302 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000302-10 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000302-20 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000302-21 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000298 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000294-20 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000295-20 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000294 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000295 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000400-20 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-04-1000401-20 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-01-1000406 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-01-1000407 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-01-1000400-50 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-04-1000400-50 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-04-1000400-60 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-04-1000400-70 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-04-1000394-20 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
52-04-1000395-20 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
Основные технические данные:
Количество цилиндров 6
Рабочий объём цилиндров, л 3,48
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 82х110
Степень сжатия 6,7 (7,2)
Номинальная мощность при 2600 мин-1 , кВт (л.с.) 55,2 (75)
Номинальная мощность при 3600 мин-1 , кВт (л.с.) 66 (90)
Максимальный крутящий момент при 1600 мин-1, Н.м (кгс.м) 205,9 (21)
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин-1, Н.м (кгс.м) 215,7 (22)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 500-600
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 250 (247 - 52-04)
Ресурс до первого кап. ремонта, км 100 000
Удельные показатели: 52-01 52-04
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 15,8 (21,6) 18,9 (25,8)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 333 (245)
Средняя скорость поршня, м/с 10,3 13,2
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 745,3 (7,6) 780 (7,95)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,55 (3,33) 3,74 (2,74)
Литровая масса двигателя, кг/л 72,0 71,0
Эксплуатационные данные
Топливо А-72
Масло
всесезонно М-8А; М-8Б1; М-8В1 (М-6з/10В)
Охлаждающая жидкость антифриз или вода
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, чугунный
Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава
Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава, с эллиптической лужёной юбкой
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, чугунное, лужёное
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, поверхность закалена ТВЧ
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой
Коленчатый вал стальной, кованый, 4-опорный, поверхность шеек закалена ТВЧ. Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 51,5 мм
Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,187-0,370
Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 4-опорный, стальной, кованый
Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала
Втулки распределительного вала из биметаллической сталебаббитовой ленты
Клапаны тарельчатые, расположены параллельно оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 39 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм
выпускные из жаропрочной стали 40Х9С2 с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 17
закрытие впускного клапана после н.м.т. 43
открытие выпускного клапана до н.м.т. 47
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 13
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Толкатели клапанов стальные, с наплавкой из специального чугуна
Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой
Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 280 мм
Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 4
передние 2 передняя пластина блока двигателя , опирающаяся на поперечину рамы
задние 2 нижний торец картера сцепления , опирающийся на поперечину рамы
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая принудительная
Система питания
Топливный насос Б9Г диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-126И, 2-камерный или К-22Г, 1-камерный, или К-126Ж, 2-камерный
Воздухоочиститель инерционно-масляный
Ограничитель частоты вращения двигателя пневматический
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока двигателя, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 4-лопастный
Термостат жидкостный, или ТС-109 с твёрдым наполнителем
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б-115 или Б1-01
Распределитель зажигания Р-20-01 или 23.3706 устанавливается на блоке цилиндров
Свечи зажигания А11
Генератор Г-250-Д1 (или Д2) или Г108-Г постоянного тока
Стартер СТ230
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 7,0 л
Система охлаждения без радиатора 6,5 л
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускных 0,23-0,25
для выпускных 0,28-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2000 оборотах 3-4 кгс/см2
на 600 оборотах не менее 0,9 кгс/см2
Температура масла в картере 80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 80-90°С
Температура открытия термостата 70°С
Зазор между контактами прерывателя, мм 0,4±0,05
Зазор между электродами свечей зажигания 0,8-0,95 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 1,5%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.