Двигатель ЗМЗ-402.10, ЗМЗ-4021.10

http://sg.uploads.ru/t/sLbxU.jpg

Изготовитель: Заволжский моторный завод

Начало выпуска:   1986 г. (ЗМЗ-4021.10 - 1985 г.)
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые  автомобили среднего класса ГАЗ-24-10, -24-12, -24-13 "Волга", и автобус РАФ-2203 (ЗМЗ-402.10)
ГАЗ-24-10, -24-11, -24-12, -24-14, специализированный автомобиль ЕрАЗ-3730 (ЗМЗ-4021.10)

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С , относительной влажности воздуха 80% при +20°С

Комплектации:
402-1000400           Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
402-1000450           Двигатель в сборе без оборудования, без коробки передач
402-1000400-01      Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач с блоком, отлитым под давлением
402-1000450-01      Двигатель в сборе без оборудования, без коробки передач с блоком, отлитым под давлением
4021-1000400          Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
4021-1000450          Двигатель в сборе без оборудования, без коробки передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      2,445
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           92х92
Степень сжатия                                                                                          8,2 (6,7 для 4021.10)
Номинальная мощность при 4500 мин-1 , кВт (л.с.)                      73,5 (100) ; 66,2 (90) для 4021.10
Максимальный крутящий момент при 2400-2600 мин-1, Н.м (кгс.м) 182,4 (18,6) ; 172,6 (17,6) для 4021.10
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    600±50
Порядок работы цилиндров                                                                        1-2-4-3
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            180     
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                            250 000
при установке на РАФ                                                                                160 000
при установке на ЕрАЗ для 4021.10                                                            150 000
Наработка на отказ, км                                                                              10 000

http://sg.uploads.ru/t/7fTuS.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               30,06 (40,89) ; 27,07 (36,80) для 4021.10
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           286 (210,2) ; 292 (214,7) для 4021.10
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     13,8
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           801,6 (8,1) ; 721,0 (7,3) для 4021.10
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  2,44 (1,8) ; 2,72 (2,0) для 4021.10
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   73,6
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      АИ-93  ; А-76 для 4021.10
Масло
летом                                                                                                         М-12Г1
зимой                                                                                                         М-8Г1
всесезонно                                                                                                 М-6з/10Г1
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40 или вода

http://sh.uploads.ru/t/iUTBI.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из алюминиевого сплава со сменными "мокрыми" чугунными гильзами
Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов, общая для всех цилиндров

Камера сгорания плоскоовальная

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с плоским днищем

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, кованое двутаврового сечения

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения

Коленчатый вал литой, из чугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 58 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,33

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, чугунный

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Клапаны верхние, расположены вертикально в ряд по два клапана на цилиндр
впускные из хромокремнистой стали "сильхром". диаметр тарелки 47,2 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 10,5 мм
выпускные из жаропрочной стали  с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 39,2 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 10,5 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      12
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 60
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    54
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               18

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, плунжерного типа, с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    3
передние              2 привёрнуты к блоку двигателя
задние                  1 на удлинителе коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, расположен внутри масляного картера с приводом шестернями от распредвала
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая

Система питания

Топливный насос   диафрагменный, с рычагом ручной подачи, расположен на блоке цилиндров
Карбюратор  К-126ГМ или К-151, 2-камерный, с падающим потоком, вертикальный, балансированной поплавковой камерой и последовательным открытием дроссельных заслонок
Воздухоочиститель   инерционно-масляный

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце двигателя
Вентилятор осевой, установлен на валу водяного насоса
Термостат ТС107 2-клапанный с твёрдым наполнителем

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания   бесконтактная
Катушка зажигания  Б-116
Датчик-распределитель 19.3706
Электронный коммутатор 13.3734
Добавочное сопротивление 14.3729
Свечи зажигания  А14В1
Генератор  16.3701
Регулятор напряжения  13.3702
Стартер  СТ230-Б4

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   6,0 л
Система охлаждения без радиатора    4,0 л

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и коромыслами, мм                            0,40-0,45
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 2250 оборотах             3-4 кгс/см2
на 600 оборотах не менее 0,8 кгс/см2
Температура масла в картере                                      80-95°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90°С
Температура открытия термостата                                80°С
Зазор между электродами свечей зажигания     0,8-0,95 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.