Двигатель ЗМЗ-24-07
Изготовитель: Заволжский моторный завод
Начало выпуска: 1977 г.
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
является газовой модификацией двигателя ЗМЗ-24Д, приспособленой для работы на сжиженом газе и кратковременной работы на бензине
Предназначены для установки на газобалонный автомобиль-такси ГАЗ-24-07 "Волга", а также для поставки в запасные части
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: при подъёме 20°,
при спуске 12°
поперечные: 15°
Комплектации:
24-07-1000400 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач, для комплектования новых автомобилей и поставки в запасные части
24-07-1000450 Двигатель в сборе без оборудования, без коробки передач, для поставки в запасные части
Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 2,445
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 92х92
Степень сжатия 8,2
Номинальная мощность при 4500 мин-1 , кВт (л.с.) 58,8 (80)
Максимальный крутящий момент при 2400-2600 мин-1, Н.м (кгс.м) 147,1 (15)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 600±50
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 180
Ресурс до первого кап. ремонта, км 200 000
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 24,04 (32,71)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 306 (225)
сжатого газа м3/кВтч (м3/л.с. ч) 0,166 (0,122)
Средняя скорость поршня, м/с 13,8
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 717,9(7,3)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 3,06 (2,25)
Литровая масса двигателя, кг/л 73,61
Эксплуатационные данные
Топливо сжиженый бутано-пропановый газ, кратковременно АИ-93
Масло
летом М-12Г1 М-12ГИ
зимой М-8Г1 М-8ГИ
всесезонно М-10ГИ; М-6з/10Г1
Охлаждающая жидкость Тосол А-40 или вода
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, из алюминиевого сплава со сменными "мокрыми" чугунными гильзами, разъём ниже оси коленвала
Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов, общая для всех цилиндров
Камера сгорания плоскоовальная
Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, с плоским днищем
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, составное
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой
Коленчатый вал литой, из высокопрочногочугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 58 мм
Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,33
Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый
Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала
Втулки распределительного вала тонкостенные, стальные, с антифрикционным слоем
Клапаны верхние, расположены вертикально в ряд по два клапана на цилиндр
впускные из хромокремнистой стали "сильхром". диаметр тарелки 47 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,5 мм
выпускные из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4 с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,5 мм
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 12
закрытие впускного клапана после н.м.т. 60
открытие выпускного клапана до н.м.т. 54
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 18
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Толкатели клапанов стальные, плунжерного типа, с наплавкой из специального чугуна
Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой
Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 225 мм
Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 3
передние 2 привёрнуты к блоку двигателя
задние 1 на удлинителе коробки передач
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки коромысел и верхние наконечники штанг распред шестерни и шестерни привода масляного насоса
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, расположен внутри масляного картера с приводом шестернями от распредвала
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая
Система питания
газ подаётся через форсунки в смесительные камеры карбюратора из воздушного фильтра, на холостом ходу через форсунку во впускной трубе
Топливный насос Б9В диафрагменный, с рычагом ручной подачи, расположен на блоке цилиндров
Карбюратор К-126С, 2-камерный, с падающим потоком, вертикальный, балансированной поплавковой камерой и последовательным открытием дроссельных заслонок
Воздухоочиститель инерционно-масляный
Газосмесительное устройство форсуночного типа с экономайзером
Газовый редуктор 2-ступенчатый с испарительной системой в едином корпусе
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце двигателя
Вентилятор осевой, приводится двумя клиновыми ремнями, общими для водяного насоса и генератора
Термостат ТС107 2-клапанный с твёрдым наполнителем
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б-115
Распределитель зажигания Р-119-Б устанавливается на блоке цилиндров, приводится шестернями от распредвала
Свечи зажигания А11
Генератор Г-250-Н1 (или Н2)
Реле-регулятор РР-350А
Стартер СТ230-Б
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 6,0 л
Система охлаждения без радиатора 6,3 л
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускных и выпускных 0,35-0,40
для выпускных 1 и 4 цилиндров 0,30-0,35
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2000 оборотах 3-4 кгс/см2
на 600 оборотах не менее 0,8 кгс/см2
Температура масла в картере не более 120°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 80-90°С
Температура открытия термостата 80°С
Зазор между контактами прерывателя, мм 0,3-0,4
Зазор между электродами свечей зажигания 0,8-0,9 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,5%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.