Открытое акционерное общество «Ульяновский моторный завод» создано 6 сентября 1944 года. В 1969 году с главного сборочного конвейера предприятия сошел первый автомобильный двигатель.

В начале Великой Отечественной войны - осенью 1941 года - в Ульяновск была эвакуирована часть цехов Московского автомобильного завода им. И.В.Сталина. В конце апреля 1942 года собрана первая машина - «трехтонка» ЗИС-5, она была второй массовой моделью после «полуторки» ГАЗ-ММ Горьковского автозавода (ГАЗ), которая обеспечивала нужды Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Завод переименован в УльЗИС.

Осенью 1942-го был запущен сборочный конвейер ЗИС-5, началось освоение производства стационарных малолитражных двигателей с водяным охлаждением Л 3/2 мощностью 3 л.с., применявшихся на фронте для создания подвижных электростанций, освещения блиндажей, полевых госпиталей, зарядки аккумуляторов. Всего за военный период на территории предприятия, не считая сборки импортных «Студебеккеров», было изготовлено и отправлено на фронт более 7 тысяч грузовиков и свыше 25 тысяч двигателей.

6 сентября 1944 года Приказом Наркома среднего машиностроения из состава УльЗИСа был выделен Ульяновский завод малолитражных двигателей, автомобильное производство перебазировалось на другой берег реки Свияги. В 1946 году были выпущены первые малолитражные двигатели Л 6/3 мощностью 6 л.с. с водяным охлаждением. Двигатели серии «Л» выпускались заводом до 1960 года. В середине пятидесятых годов на смену этим агрегатам, нуждавшимся в водяном охлаждении, пришли малолитражные двигатели "Ульяновец" с воздушным охлаждением, а с 1983 г. предприятие выпускает мотонасосный агрегат "Свияга" с двухцилиндровым бензиновым двигателем. На международной выставке в Познани (Польша) агрегат "Свияга", предназначенный для применения в личном подсобном хозяйстве, был отмечен золотой медалью.

В 1959 г. завод освоил производство лодочного двухтактного одноцилиндрового подвесного мотора "Стрела". Он стал родоначальником целой серии лодочных моторов, изготовляемых в Ульяновске до настоящего времени. В 1965 г. "Стрелу" сменил более совершенный "Ветерок" - двухцилиндровый подвесной двигатель, выпускавшийся в широкой гамме модификаций. Эти моторы отличались компактностью, небольшой массой, простотой конструкции в сочетании с экономичностью. На их основе были созданы и серийно производились экспортные модификации, получившие наименование "WIND". Различные варианты "Ветерка" выпускаются и сегодня.

Двигатели "Ветерок" неоднократно получали высокие оценки как отечественных, так и зарубежных специалистов. Конвейерная сборка, применение многослойных высококачественных эмалевых покрытий, тщательный пооперационный контроль на всех этапах изготовления обеспечивали им отличные эксплуатационные характеристики. Заводские испытатели и спортсмены много раз становились рекордсменами и чемпионами водно-моторных соревнований на первенство СССР и России. Недаром "Ветерок" был отмечен дипломом II степени ВДНХ и удостоен диплома международной выставки "Автосервис-73".

В 1968 г. в жизни предприятия произошли важные перемены. Решением правительства оно было преобразовано в Ульяновский моторный завод и перед ним была поставлена задача: развернуть производство автомобильных двигателей, прежде выпускавшихся в Заволжье, Горьковской области. На заводе была произведена реконструкция и техническое перевооружение, обеспечившие повышение эффективности производства и качества продукции.

31 июля 1968 года Приказом Министерства автомобильной промышленности СССР Ульяновский завод малолитражных двигателей переименован в Ульяновский моторный завод. Предприятие приступило к освоению производства автомобильных двигателей. 28 октября 1969 года на конвейере цеха №21 был собран первый автомобильный двигатель УМЗ-451 мощностью 72 л.с., рабочим объемом 2,44 л.

Четырехцилиндровые карбюраторные двигатели рабочим объемом 2,45 л предназначались для отечественных "джипов" - пассажирских, грузовых и многоцелевых вездеходов марки "УАЗ". В дальнейшем конструкторский коллектив завода на основе заволжского мотора сумел разработать ряд новых, более мощных и совершенных двигателей. В 1993 г. Ульяновский моторный завод был реорганизован и стал называться ОАО "Волжские моторы". В настоящее время им осуществляется крупносерийное производство автомобильных двигателей двух семейств:

    - с рабочим объемом 2,45 л, в том числе модель 4178.10 с карбюраторной системой топливоподачи и модель 420.10 с электронным впрыском топлива, предназначенные для установки на автомобили УАЗ-31544, УАЗ-3962, УАЗ-3303 и др.;
    - с рабочим объемом 2,89 л, в том числе модель 421.10 и ее модификации с карбюраторной системой топливоподачи и модель 4213.10 с электронным впрыском топлива, предназначенные для установки на модернизированные УАЗ-31519, УАЗ-3153, УАЗ-33039 и новые грузопассажирские автомобили УАЗ-3160 и УАЗ-3162.

Указанные модели двигателей имеют нижний распределительный вал и штанговый привод клапанов, отличаются умеренным уровнем форсирования (до 40 л.с./л). Эксплуатация автомобилей с двигателями 4218.10 и 421.10 продемонстрировала значительное улучшение их динамических характеристик. Внедрение комплексной микропроцессорной системы управления топливоподачей и зажиганием с обратными связями по датчику кислорода и датчику детонации позволило начать выпуск двигателя 4213.10. Он рассчитан на работу с трехкомпонентным нейтрализатором и обеспечивает выполнение новых, более жестких норм ЕЭК ООН.

С 1997 г. ОАО "Волжские моторы" освоило производство двигателей повышенной мощности для автомобилей "Газель", выпускаемых нижегородским производственным объединением "ГАЗ". Двигатели моделей 4215.10-10 (бензин А-76) и 4215.10-30 (бензин АИ-92 или АИ-93) были разработаны на базе мотора 421.10 и отличаются от него наличием дополнительного привода вентилятора. Модель 4215.10-30 оснащена системой рециркуляции отработавших газов, значительно снижающей токсичность выхлопа.

В 2000 г. завод приступил к мелкосерийному изготовлению новых двигателей модели 249.10 с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием. Двигатель отличается верхним расположением распределительного вала и наличием гидротолкателей в газораспределительном механизме, что обеспечивает снижение уровня шума и эксплуатационных затрат.

Блок цилиндров выполнен из алюминиевого сплава с залитыми тонкостенными гильзами из чугуна. Конструкция блока не имеет аналогов в России, в июне 1998 г. на способ изготовления блока получен патент РФ. Применение оригинальной конструкции блока цилиндров позволило:

    - значительно увеличить структурную жесткость и тем самым повысить ресурс цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма;
    - уменьшить уровень шума, излучаемого двигателем;
    - уменьшить количество тепла, отдаваемого в охлаждающую жидкость, и благодаря этому снизить тепловую напряженность системы охлаждения автомобилей.

Вместе с тем, конструкторы "Волжских моторов" сумели сохранить технологическую совместимость нового двигателя с серийно выпускаемыми моделями. Так, остались неизменными межцилиндровое расстояние, координаты расположения силовых шпилек на блоке цилиндров, координаты впускных и выпускных клапанов на головке блока цилиндров и др. Применен ряд деталей и узлов от серийных двигателей: коленчатый вал, шатуны, поршни и другие детали, однако требования, предъявляемые к их качеству, стали более жесткими.

Двигатель модели 249.10 предназначен в основном для установки на перспективные грузопассажирские автомобили УАЗ-3160 и УАЗ-3162, а также на новинку Ульяновского автозавода - "минивэн" УАЗ-3165. Характеристики двигателя почти идеально соответствуют требованиям использования его на автомобилях повышенной проходимости и малотоннажных грузовиках. Предполагается, что модель 249.10, с учетом ее достаточной мощности и удовлетворения требованиям норм ЕВРО-2 и ЕВРО-3 по токсичности, найдет широкое применение на автомобилях ОАО “ГАЗ".

Следует подчеркнуть, что двигатели семейств 421.10 и 249.10 изначально создавались для автомобилей повышенной проходимости и легких грузовиков, поэтому при установке на автомобили класса "Газель" они имеют заметные преимущества перед двигателями аналогичного класса, выпускаемыми в России. Так, они имеют больший крутящий момент (приблизительно на 10 %), равную или большую мощность при меньшей частоте вращения коленчатого вала. В результате автомобиль получает лучшие динамические характеристики как при эксплуатации в городских условиях, так и в сельской местности.

Наличие моделей, работающих на низкооктановом бензине А-76, позволяет при необходимости снизить затраты на эксплуатацию ульяновских моторов. Немаловажно и то, что они в среднем на 15 кг легче двигателей ОАО "ЗМЗ" при равной мощности. Эти преимущества позволяют ОАО "Волжские моторы" уверенно смотреть в будущее и рассчитывать на расширение применения своей продукции отечественными автомобильными заводами. Так, если за первые 9 месяцев 1999 г. "Волжские моторы" выпустили 82 154 автомобильных двигателя (из них 59 710 для ОАО "УАЗ" и 11 224 для ОАО "ГАЗ"), то за аналогичный период 2000 г. - уже 99 020 единиц (в том числе 70 637 - для ОАО "УАЗ" и 14 762 - для ОАО "ГАЗ").

Источник: http://engine.aviaport.ru
                http://www.umz-gaz.ru