Ремонтно-механическая мастерская
А. Протасов, к.т.н., А. Коберниченко, к. т.н., В. Новосельцев, к.т.н., профессор, В. Протасов, инженер
Мастерская МРМ создана в 1963 году на 38-м Опытном заводе Министерства обороны СССР в Бронницах. Конструкторская документация разработана под руководством инженеров-фронтовиков Д.С. Шапкайца и А.Л. Шебарова, хорошо знакомых с особенностями проведения ремонта автомобилей в военное время. Ведущим конструктором был военный инженер-фронтовик В.А. Сипин.
Прототипом была слесарно-механическая мастерская СММ, смонтированная в кузове-фургоне типа СН, установленном на шасси грузового полноприводного автомобиля ЗИС-151. Мастерская МРМ (3803А) отличалась от прототипа современным по тому времени базовым шасси ЗИЛ-157, кузовом-фургоном, оборудованием, приспособлениями и инструментом.
Грузоподъемность базового шасси грузового автомобиля ЗИЛ-157КЕ (6х6) осталась практически без изменений. При движении по шоссе и грунтовым дорогам она составляла 4,5 и 2,5 т, а при буксировке прицепа с грузом – соответственно 4,4 и 3,6 т. При полной нагрузке по шоссе 110-сильный двигатель позволял развить скорость 65 км/ч.
У мастерской были неплохие по тому времени показатели проходимости. Она могла преодолевать подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30º, ров (канаву) шириной 0,85 м, эскарп с высотой стойки 0,45 м, брод с твердым грунтом глубиной 0,8 м и двигаться по косогору с креном до 15º. Клиренс 310 мм позволял мастерской двигаться по грунтовым дорогам с глубокими колеями. Запас топлива по шоссе составлял 600 км.
Каркасно-металлический кузов имел надколенные ниши, скосы на крыше, термоизоляцию, окна с двойным остеклением и светомаскировочные шторы. Предусмотрено двойное отопление — от отопительной установки 0-30, работающей на бензине, и отопительной установки с использованием тепла от системы охлаждения двигателя базового шасси. Внутренние размеры кузова составляли 3680х2250х1800 мм. Сравнительно небольшие массогабаритные показатели — 8000 кг (снаряженная масса) и 7115х2410х3060 мм позволяли свободно преодолевать деревянные мосты в сельской местности, вписываться в складки местности и маскироваться. Кузов к раме ЗИЛ-157КЕ крепился с помощью стремянок. Запасное колесо устанавливали в задней части кузова-фургона на специальном кронштейне.
Оборудование, приспособления и инструмент предназначены для проведения слесарных работ (в том числе заточки инструмента); механической обработки деталей (обточка, расточка и развертывание отверстий; фрезерование плоскостей, пазов и шпоночных канавок, круглое шлифование; сверление отверстий, нарезку резьб).
Основное оборудование и инстумент:
генератор ЕС-52-4 мощностью 5 кВт, напряжением 230 В с приводом от двигателя базового шасси;
токарно-винторезный станок ЛТ-10М с фрезерным и шлифовальным приспособлениями; настольный сверлильный станок НС-12А и электрозаточный станок ЭЗС-2У. Станок ЛТ-10М имел неплохие технические показатели: высота центров 200 мм, расстояние между центрами 960 мм, мощность электродвигателя 1,7 кВт, масса 1000 кг;
контрольно-измерительный — измерительная линейка, складной метр, штангенциркуль, микрометр, индикатор; набор щупов, шаблонов для метрической и дюймовой резьб; шаблон для заточки резьбовых резцов, радиусные шаблоны, угольник, ампервольтметр Ц-56/1;
слесарный — слесарные тиски, ручная дрель, комплект приспособлений и инструмента слесаря; набор сверл, разверток, резьбонарезного инструмента, воротков и напильников; набор разметочного инструмента, приспособлений для вывёртывания слованных болтов и шпилек;
производственная палатка П-20.
Мощность электропотребителей в мастерской составляла 4,5 кВт, а потребляемая мощность — 1,78. Электропитание осуществлялось от генератора, электросиловой установки или от внешней сети трехфазного переменного тока напряжением 220 или 380 В частотой 50 Гц. В мастерской была автоматическая система защиты личного состава от поражения электрическим током. Наличие собственных оборудования, инструмента, электросиловой установки и палатки для ремонта машин, позволяли использовать мастерскую для ремонта автомобильной техники в отрыве от подвижных ремонтных средств своего подразделения силами токаря (водителя) и двух слесарей. Время, необходимое для перевода мастерской из походного положения в рабочее (и обратно), не превышало 40—50 мин.
Источник: «Грузовик Пресс» №8/2008