МеМЗ-301
Агрегаты силовые автомобильные модели МеМЗ-301 предназначены для установки на легковые автомобили с колесной формулой 4x2 и полной массой до 1,6 т. Силовые агрегаты изготавливаются в исполнении У и предназначены для эксплуатации в составе автомобиля при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 50°С, при относительной влажности воздуха до 90% при температуре 27°С, запыленности воздуха до 0,4 г/м3 и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при соответствующем изменении мощности.
Силовой агрегат состоит из двигателя с оборудованием в сборе, сцепления и коробки передач.
Технические характеристики
Обозначение силового агрегата МЕМЗ-301 МЕМЗ-3011
Автомобиль автомобили "Сенс" автомобили семейства "Славута"
Тип двигателя бензиновый с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием
Характеристика исполнения Карбюратор с полуавтоматическим пусковым устройством Карбюратор с ручным приводом пускового устройства
Число тактов 4
Число цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Порядок работы цилиндров двигателя 1-3-4-2
Диаметр цилиндра, мм 75
Ход поршня, мм 73,5
Рабочий объем двигателя, л 1,299
Степень сжатия 9,5
Номинальная мощность, кВтч (л.с.) 46,3 (63,0)
Передаточное число главной передачи 4,133 3,875
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин 5300-5500
Максимальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 5600
Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м) 101,0 (10,3)
Частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 3000-3500
Минимальная частота вращения холостого хода, мин-1 850 (+100 -150)
Минимальный удельный расход топлива, г/КВтч (г/л.с.*ч), не более 285,6 (210,0)
Система питания
Карбюратор - один, двухкамерный, вертикальный, эмульсионный с падающим потоком, с отключением топлива на принудительном холостом ходу.
Фазы газораспределения при зазоре 0,45мм между наконечником регулировочного винта и клапаном:
открытие впускного клапана 9° до ВМТ
закрытие впускного клапана 48° после НМТ
открытие выпускного клапана 40° до НМТ
закрытие выпускного клапана 17° после ВМТ
Топливо - бензин автомобильный по ГОСТ 2084 с октановым числом не менее 95.
Применятся воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом с сезонной регулировкой температуры всасываемого воздуха.
Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя без применения устройств облегчения пуска:
- на маслах с классом вязкости М-6з/12Г1 (SAE 15W40) - минус 15°С
- на маслах с классом вязкости М-5з/10Г1 (SAE 10W40) - минус 21°С
- на маслах с классом вязкости М-4з/6В1 (SAE 5W40) - минус 26°С
Коробка передач
Коробка передач - механическая двухвальная с пятью синхронизированными передачами вперед и одной назад. Все шестерни, кроме шестерен заднего хода, косозубые.
Передаточные числа по передачам
Первая 3,454
Вторая 2,056
Третья 3,133
Четвертая 0,969
Пятая 0,828
Задний ход 3,358
Главная передача - цилиндрическая, косозубая, симметричный конический дифференциал с двумя сателлитами, расположена в одном блоке с коробкой передач.
Сцепление - однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной.
Система смазки - комбинированная с мокрым картером. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, шейки распределительного вала, оси коромысел. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос - внутреннего зацепления, односекционный.
Масляные фильтры - полнопоточный, с бумажным элементом, и сетчатый маслоприемника.
Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла в масляном картете плюс 80°С - 0,3 - 0,5 МПа (3,0 - 5,0 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала 4000 мин-1, и не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) при частоте вращения 950 мин-1.
Заправочные объемы системы смазки:
- для двигателя - 3,45л
- для коробки передач - 2,45л.
Смазка двигателя:
- масла моторные всесезонные универсальные: АЗМОЛ М15/4040 "Супер" ТУ У 00152365.060, АЗМОЛ "Лидер" 5W-40 ТУ У 0152365.081, АЗМОЛ "Фаворит 2" 10W-40 ТУ У 00152365.082; М-63/12Г1, М-5з/10Г1, М-4з/6В1
Смазка коробки передач:
- масла трансмиссионные, автомобильные всесезонные марки ТАД-17и, ТСп-15К или заменитель ТАП-15В по ГОСТ 23652.
Допускаются к применению:
- для двигателя: масла моторные с классом вязкости по классификации SAE: 20W40, 15W40, 10W40, 5W40 и уровнем эксплуатационных свойств по классификации API: SF, SG, SH, SJ;
- для коробки передач: масла трансмиссионные, автомобильные с классом вязкости по классификации SAE: 75W90, 80W90, 85W90 и уровнем эксплуатационных свойств по классификации API: GL-4, GL-5
конкретного производителя после согласования с заводом-изготовителем силовых агрегатов.
Система охлаждения
Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа. Водяной насос - центробежный.
Система охлаждения обеспечивает температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя в пределах плюс 82-95°С. Допускается кратковременное (не более 40 мин.) повышение температуры охлаждающей жидкости до плюс 103°С (для МЕМЗ-3011 - до 108°С), при отсутствии ее кипения в специфических условиях дорожного движения автомобиля (горные дороги, бездорожье, движения в городе в часы пик - "пробки").
Электрооборудование
Электрооборудование - батарейное, однопроводное, номинальное напряжение 12В. Отрицательные клеммы источников тока подключены массе.
Генератор - со встроенным регулятором напряжения (14 В) и конденсатором.
Стартер - с электромагнитным тяговым реле, правого направления вращения, пусковая мощность - не менее 1 кВт.
Масса не заправленного смазкой агрегата в комплектности поставки - 130 кг.
Масса не заправленного смазкой двигателя в комплектности поставки - 98,5 кг. Допускается отклонение +3% от массы, нижний предел не ограничивается.
Уровень вибрации агрегата не превышает величин вибростойкости, измеренных на опорах его в автомобиле в направлениях:
- вертикальном - 9,0*10-2 м/с
- поперечном - 4,0*10-2 м/с
- продольном - 1,5*10-2 м/с.
Экологическая безопасность.
Количество вредных веществ в отработавших газах, выделяемых в атмосферу двигателем, не превышает величин, установленных ГОСТ 12.2.2.03, а в составе автомобиле - ОСТ 37.001.054 и ГОСТ 12.1.003.
Ресурс и гарантии изготовителя.
Ресурс до первого капитального ремонта агрегата при установке его на легковой автомобиль, используемый в условиях 1-ой категории эксплуатации, при условии соблюдения всех правил, указанных в руководстве по эксплуатации, не менее 130 000 км пробега.
В течение указанного периода допускается замена покупных изделий, ресурс которых, установленный технической документацией предприятий-поставщиков и стандартами, меньше ресурса агрегата.
Предприятие-изготовитель агрегатов гарантирует соответствие их в целом требованиям ТУ, в течение гарантийного срока эксплуатации и наработки, установленной для автомобиля, а именно в течение 12 месяцев, при условии, что наработка автомобиля за этот период не превысила 50 000 км, при соблюдении потребителем правил, указанных в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Источник: http://tavria-auto.narod.ru/memz301.htm