Двигатели ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083
http://sg.uploads.ru/t/LdAFe.jpg

Изготовитель: Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР

Начало выпуска:   
ВАЗ-2108   1984 г. устанавливался на автомобили ВАЗ-2108, -2109
ВАЗ-21081  1986 г. устанавливался на автомобили ВАЗ-21081
ВАЗ-21083  1985 г. устанавливался на автомобили ВАЗ-21083, -21093
                               
Общие сведения:
Двигатели карбюраторные четырёхтактные с рядным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала и клапанов.

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатели рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -40°С и относительной влажности воздуха до 90% при +27°С. Конструктивно обеспечен пуск без пускового подогревателя при температуре до -27°С.

Основные технические данные:                                                         2108                   21081                    21083
Количество цилиндров                                                                               4                        4                           4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      1,288                 1,099                     1,499
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           76х71                 76х60,6                 82х71     
Степень сжатия                                                                                          9,9                     9,0                        9,9               
Номинальная мощность при 5600 мин-1 , кВт (л.с.)                                    46,6(63,4)               -                    51,5(70)       
Номинальная мощность при 5800 мин-1 , кВт (л.с.)                                        -                    39,9(54)                 -                                                                         
Максимальный крутящий момент при 3400 мин-1, Н.м (кгс.м)                     94,8(9,66)               -                    106,4(10,85)
Максимальный крутящий момент при 3600 мин-1, Н.м (кгс.м)                       -                          77,8(7,94)                -
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                             750+50              750+50                  750+50
Порядок работы цилиндров                                                                        1-3-4-2              1-3-4-2                   1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое              правое                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            96                     94                           97 
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                             125 000             125 000                  125 000

http://sg.uploads.ru/t/NBgqj.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                                36,18(49,2)               36,3(49,4)               34,3(46,7)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                            279 (205)                  285 (210)                279 (205)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     13,253                      11,312                     13,253
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           776 (7,9)                   798 (8,13)               899 (9,16)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  2,06 (1,51)                2,35 (1,75)               1,88 (1,38)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   74,5                          85,5                        64,7
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     АИ-93
Масло
0°С и выше                                                                                                 М-12ГИ
+10°С и ниже                                                                                             М-8Г1; М-8ГИ
всесезонно                                                                                                 М-6з/10Г1; М-10ГИ
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40 

http://sh.uploads.ru/t/trGc8.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из специального чугуна, без гильз

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, со вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания клиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, с залитыми в них стальными терморегулирующими вставками

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое со скребкообразным выступом
маслосъёмное: 1, чугунное, со специальным профилем и стальной расширительной пружиной

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с прессовой посадкой в верхней головке шатуна

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с отверстием в верхней головке для запрессовки поршневого пальца

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50,809 мм, шатунных - 47,840 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 1,85; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, чугунный, с отбелом кулачков

Привод распределительного вала  зубчатым ремнём

Направляющие втулки клапанов чугунные, со специальным резьбовым лабиринтным уплотнением

Рычаги клапанов стальные, кованые, со сферической опорной поверхностью

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра под углом 14°,
впускные из специальной стали. диаметр тарелки 35, для 21083  - 37 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные составные: верхняя часть из жаропрочной стали, нижняя из специальной стали с наплавкой рабочей поверхности сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 30,5 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      33
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 79
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    47
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               17

Сцепление
1-дисковое, сухое, привод тросовый с сервомеханизмом

Подвеска двигателя
количество опор  3, передняя и левая опоры прикреплены к блоку двигателя, задняя опора закреплена на заднем торце крышки коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов
Масляный насос      шестерёнчатый, расположен на оси коленчатого вала в передней части двигателя
Масляный фильтр сменный, неразборный, полнопоточный
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая, принудительная с маслоотделителем в головке цилиндров

Система питания

Топливный насос  диафрагменный, с рычагом ручной подачи и приводом от валика привода масляного насоса и распределителя зажигания
Карбюратор 2108-1107010, эмульсионный, 2-камерный, с падающим потоком
Воздухоочиститель   с бумажным фильтрующим элементом, с сезонной регулировкой температуры всасываемого воздуха

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бочком
Водяной насос центробежный
Вентилятор 4-лопастной  с электроприводом автоматического включения от датчика расположенного в правом бачке радиатора
Термостат 2-клапанный с твёрдым наполнителем и перепускным клапаном

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания безконтактная
Катушка зажигания 27.3705
Датчик-распределитель 40.3706
Электронный коммутатор 36.3734
Добавочное сопротивление 17.3729
Свечи зажигания  А-17ДВ-10
Генератор 37.3701, со встроенным регулятором 17.3702
Стартер  29.3708

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       3,5 л
Система охлаждения, включая систему отопления салона 7,8 л

Основные данные для контроля      

Зазор в механизме газораспределения, мм
для впускных клапанов                                       0,2
для выпускных клапанов                                     0,35
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +85°С     
на рабочих оборотах 3,5-4,5 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,8 кгс/см2
Температура масла в картере         85°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     не более 115°
Зазор между электродами свечей зажигания     0,7-0,85 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.