Двигатель ВАЗ-2105
http://sh.uploads.ru/t/IbdeO.jpg

Изготовитель: Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР

Начало выпуска:   1980 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые автомобили ВАЗ-2104,-2105,-21056,-21072,-21077 "Жигули", а также для поставки в запасные части
Выпускался в экспортном исполнении для стран с умеренным и тропическим климатом.

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -40°С и относительной влажности воздуха до 90% при +27°С. Конструктивно обеспечен пуск без пускового подогревателя при температуре до -27°С.

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      1,294
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           79х66
Степень сжатия                                                                                          8,5
Номинальная мощность при 5600 мин-1 , кВт (л.с.)              50,7 (69)
Максимальный крутящий момент при 3400 мин-1, Н.м (кгс.м) 94,1 (9,6)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1               850-900
Порядок работы цилиндров                                                                        1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            112 
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                             125 000

http://sg.uploads.ru/t/pzW3r.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                                39,15 (53,28)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                            299,2 (220)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     12,32
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                            912,0 (9,3)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  2,2 (1,62)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   86,48
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     АИ-93
Масло
0°С и выше                                                                                                М-12г1; М-12ГИ
+10°С и ниже                                                                                             М-8Г1; М-8ГИ
всесезонно                                                                                                 М-6з/10Г1; М-10ГИ
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40 

http://sg.uploads.ru/t/1YoRd.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из специального чугуна, без гильз

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов, шпильками для крепления корпуса подшипников распределительного вала

Камера сгорания клиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, с залитыми в них стальными терморегулирующими вставками

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое со скребкообразным выступом
маслосъёмное: 1, чугунное, со специальным профилем и стальной расширительной пружиной

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с прессовой посадкой в верхней головке шатуна

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с отверстием в верхней головке для запрессовки поршневого пальца

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50,575 мм, шатунных - 47,834 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 1,85; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, чугунный, размещён в литом алюминиевом корпусе , установленном в головке цилиндров

Привод распределительного вала от коленчатого вала зубчатым ремнём

Направляющие втулки клапанов чугунные, со специальным резьбовым лабиринтным уплотнением

Рычаги клапанов стальные, кованые, со сферической опорной поверхностью

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра под углом 20°,
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 37 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,728 мм
выпускные составные: верхняя часть из стали 38ХГНМ, нижняя из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4 с наплавкой рабочей поверхности сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 31,5 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,728 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      12
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 40
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    42
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               10

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 203 мм, с диафрагменной нажимной пружиной, привод гидравлический

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распределительного вала
Масляный фильтр неразборный, полнопоточный
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая, принудительная

Система питания

Топливный насос  диафрагменный, с рычагом ручной подачи и приводом от валика привода масляного насоса и распределителя зажигания
Карбюратор 2105-1107010-20, эмульсионный, 2-камерный, с падающим потоком
Воздухоочиститель   с бумажным фильтрующим элементом, с сезонной регулировкой температуры всасываемого воздуха

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бочком
Водяной насос центробежный
Вентилятор 4-лопастной  с приводом клиновым ремнём от шкива коленвала
Термостат 2-клапанный с твёрдым наполнителем и перепускным клапаном

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания контактная
Катушка зажигания Б117-А
Распределитель зажигания 30.3706-01
Свечи зажигания  А-17ДВ
Генератор Г-222, со встроенным регулятором Я112-В
регулятор напряжения РР380 или 121.3702
Стартер  СТ221 или 35.3708

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       3,75 л
Система охлаждения, включая систему отопления салона 9,85 л

Основные данные для контроля      

Зазор между кулачками и рычагами, мм
на холодном двигателе                                       0,15
на горячем двигателе                                          0,20
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на рабочих оборотах 3,5-4,5 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере   не более 115°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     не более 95°
Зазор между контактами прерывателя, мм   0,4±0,03
Зазор между электродами свечей зажигания     0,5-0,6 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,5%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.