Изготовитель: Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР
Начало выпуска: 1976 г.
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые автомобили ВАЗ-2106,-21062,-21074,-21078 "Жигули", а также для поставки в запасные части
Выпускался в экспортном исполнении для стран с умеренным и тропическим климатом.
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -40°С и относительной влажности воздуха до 90% при +27°С. Конструктивно обеспечен пуск без пускового подогревателя при температуре до -27°С.
Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 1,568
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 79х80
Степень сжатия 8,5
Номинальная мощность при 5600 мин-1 , кВт (л.с.) 58,8 (80)
Максимальный крутящий момент при 3400 мин-1, Н.м (кгс.м) 121,6 (12,4)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 850-900
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 114
Ресурс до первого кап. ремонта, км 125 000
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 37,50 (51,02)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 299,2 (220)
Средняя скорость поршня, м/с 14,4
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 813,9 (8,3)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 2,07 (1,52)
Литровая масса двигателя, кг/л 72,7
Эксплуатационные данные
Топливо АИ-93
Масло
0°С и выше М-12г1; М-12ГИ
+10°С и ниже М-8Г1; М-8ГИ
всесезонно М-6з/10Г1; М-10ГИ
Охлаждающая жидкость Тосол А-40
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, из специального чугуна, без гильз
Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов, шпильками для крепления корпуса подшипников распределительного вала и полостью для размещения цепного привода распределительного вала и натяжителя цепи
Камера сгорания клиновая
Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, с залитыми в них стальными терморегулирующими вставками
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое со скребкообразным выступом
маслосъёмное: 1, чугунное, со специальным профилем и стальной расширительной пружиной
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с прессовой посадкой в верхней головке шатуна
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с отверстием в верхней головке для запрессовки поршневого пальца
Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50,575 мм, шатунных - 47,834 мм
Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 1,85; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45
Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 5-опорный, чугунный, размещён в литом алюминиевом корпусе , установленном в головке цилиндров
Привод распределительного вала от коленчатого вала цепью с натяжителем полуавтоматическим башмачного типа и успокоителем неподвижно закреплённым в головке. Цеп привода втулочно-роликовая, двухрядная
Направляющие втулки клапанов чугунные, со специальным резьбовым лабиринтным уплотнением
Рычаги клапанов стальные, кованые, со сферической опорной поверхностью
Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра под углом 20°,
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 37 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,728 мм
выпускные составные: верхняя часть из стали 38ХГНМ, нижняя из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4 с наплавкой рабочей поверхности сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 31,5 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,728 мм
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 12
закрытие впускного клапана после н.м.т. 40
открытие выпускного клапана до н.м.т. 42
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 10
Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 203 мм, с диафрагменной нажимной пружиной, привод гидравлический
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от валика привода масляного насоса и распределителя зажигания
Масляный фильтр неразборный, полнопоточный
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая, принудительная
Система питания
Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи и приводом от валика привода масляного насоса и распределителя зажигания
Карбюратор 2107-1107010-20, эмульсионный, 2-камерный, с падающим потоком
Воздухоочиститель с бумажным фильтрующим элементом, с сезонной регулировкой температуры всасываемого воздуха
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бочком
Водяной насос центробежный
Вентилятор 4-лопастной с электроприводом автоматического включения от датчика расположеного в нижнем бачке радиатора
Термостат 2-клапанный с твёрдым наполнителем и перепускным клапаном
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания контактная
Катушка зажигания Б117-А
Распределитель зажигания 30.3706
Свечи зажигания А-17ДВ
Генератор Г-221, со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах
регулятор напряжения РР380 или 121.3702
Стартер СТ221
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 3,75 л
Система охлаждения, включая систему отопления салона 9,85 л
Основные данные для контроля
Зазор между кулачками и рычагами, мм
на холодном двигателе 0,15
на горячем двигателе 0,20
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на рабочих оборотах 3,5-4,5 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере не более 115°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град не более 95°
Зазор между контактами прерывателя, мм 0,4±0,03
Зазор между электродами свечей зажигания 0,5-0,6 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,5%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.