ЯАЗ (Ярославский автомобильный завод)
Ярославский моторный завод был основан в 1916 г. русским инженером В.А. Лебедевым для производства легковых и санитарных автомобилей.
В 1916-18 гг. - Автомобильный завод АО "В.А. Лебедев";
1918-26 гг. - Первый государственный авторемонтный завод (1-й ЯГАРЗ);
1926-33 гг. - Ярославский государственный автомобильный завод №3 (ЯГАЗ);
1933-58 гг. - Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)
1958-71 гг. - Ярославский моторный завод (ЯМЗ);
1971-93 гг. - Головное предприятие ПО "Автодизель";
с 1993 г. - ОАО "Автодизель", Ярославский моторный завод.
Российская авто промышленность зарождалась в начале прошлого столетия. Правительство даже разработало специальную программу. В рамках этой программы в 1916 году одним из русских промышленников был основан автозавод в г. Ярославль.
Планировалось, что создаваемый В.А. Лебедевым автомобильный завод будет выпускать два вида транспортных средств: грузовые и легковые авто. Годовой объём должен был составлять порядка 750 экземпляров.
ЯАЗ Лебедь
Известно, что прототипом для отечественных машин служил «британец» марки «Crossley». Его хотели модернизировать в российскую разработку и назвать «Лебедь».
Октябрьская революция нарушила планы. На свет появился всего один «Лебедь», однако, гарантировать, что собран он был в России, никто не может.
Большевики, пришедшие к власти после революции, достроили цеха и наладили в них ремонтное производство. До начала лета 1918 там восстанавливали грузовики «White» американского происхождения. А летом, как и масса других предприятий, завод был национализирован.
Первые серьёзные достижения Ярославского завода относятся к 1925 году. В ноябре был собран Я-3 – грузовик, способный перевозить целых три тонны груза! Автомобиль стал симбиозом советского АМО-Ф-15 и американского «White». В следующем году завод стали именовать Государственным Ярославским автомобильным с номером «3».
За годы первой пятилетки (1928-1932) предприятие значительно расширилось, почти в пять раз увеличилось общее количество работающих на нём граждан.
Самые первые отечественные большегрузные самосвалы начали собирать именно здесь.
После выпуска первого «трёхтонника» последовали и другие более мощные грузовики. Я-4 мог перевозить четыре тонны груза, а Я-5, соответственно, 5 тонн.
Я-4 1928 год
Я-5 1930 год
Длиннобазный грузовик Я-6
Первые модели модернизировались, на них устанавливали более мощные моторы и коробки передач. Таким машинам в маркировку добавляли литер «Г». Так, появился транспорт моделей ЯГ-3, ЯГ-4 и т.д.
Сборка грузовика ЯГ-3, 1932 год.
Грузовик ЯГ-4, 1934 год.
Грузовик ЯГ-6.
ЯГ-7 Опытный '1939
Трёхосный грузовик ЯГ-10
Четырёхосный грузовик ЯГ-12 вышел из заводского цеха, 1932 год.
Выпускал Ярославский завод и самосвалы. Это «семейство» маркировали буквами «ЯС». С 1935-го собирали ЯС-1 грузоподъёмностью до 4 тонн, позже появились ЯС-2 и ЯС-3.
Самосвал ЯС-1, 1935 год.
Самосвал ЯС-3, 1936 год.
ЯС-4 Опытный '1939
Общественный транспорт Ярославского завода включал в себя одно (ЯТБ-1, ЯТБ-4), двухэтажные (ЯТБ-3) троллейбусы и автобусы марок ЯА-1 и ЯА-2.
Автобус на шасси Я-6 с кузовом московского завода "Аремкуз".
80-местный автобус, построенный в Ленинграде на трёхосном автобусном шасси ЯA-2, отправленном в Ленинград в 1932 году.
100-местный автобус, построенный в Ярославле на трёхосном автобусном шасси ЯA-2 в 1934 году.
Длиннобазное автобусное шасси ЯА-3.
ЛК-1 1933
Первый советский троллейбус на шасси Я-6. 15 ноября 1933 в 11 часов утра ЛК-1 под номером 2 вышел в свой первый рейс по Москве. Первый маршрут проходил по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги и составлял семь километров.
ЛК-3 Опытный '01.1934
ЯТБ 1 '1936–37
ЯТБ 3 '1938–39
ЯТБ 4 '1938–41
Сопутствующая продукция включала в себя запасные части для ремонта выпускаемых транспортных средств, в том числе, шасси троллейбусов и автобусов.
В 1933 завод в очередной раз переименовали. С этого времени он стал носить «имя» Ярославский автомобильный завод (теперь уже без номера).
Юбилейный десятитысячный грузовик выехал из заводских ворот в 1935-м.
В 1933 г. совместно с ОКБ ОГПУ был создан первый отечественный автомобильный дизель "Коджу".
Наработки завода позволили довольно быстро перепрофилироваться на выпуск продукции для военных нужд.
Артиллерийский тягач ЯСП на испытаниях, 1934 год.
Гусеничные тягачи ЯАЗ предназначались для перевозки артиллерийских орудий.
Я-12 укомплектовывались американскими марки «Джи-Эм-Си 4-71» - двухтактными дизельными двигателями с четырьмя цилиндрами. Их мощность соответствовала силе 110 лошадей.
Гусеничный тягач Я-13Ф с отечественным силовым агрегатом от ЗИС-5 уступал американскому по мощности на 15 лошадиных сил.
Реконструкция завода проводилась и в самые сложные для страны дни. Советскому Союзу нужны были дизельные двигатели. Соединённые Штаты, будучи союзниками СССР в борьбе с фашизмом, «поделились» своими технологиями.
Осенью 44-го закупленное у американцев оборудование начали монтировать во вновь возведённых цехах. Двухтактные двигатели, с непосредственным впрыском, работавшие на дизельном топливе запустили в производство только в 47-м. С этого момента их стали именовать «ЯАЗ-204».
В послевоенное время завод освоил выпуск грузовиков серий 200 и 210, которые были основной рабочей силой на всех стройках СССР.
ЯАЗ 200 Опытный '1944
ЯАЗ 200А Опытный '1946
ЯАЗ 210 Опытный '1948
ЯАЗ 205 Опытный '1946
После выпуска 103 экземпляров самосвала производство было передано на МАЗ, где он выпускался под маркой МАЗ 205.
ЯАЗ 214 '1957–58
ЯАЗ-218
ЯАЗ 219 '1957–59
ЯАЗ 221 '1957–58
ЯАЗ 222 '1958–59
В конце 1950-х производство моделей ЯАЗ 219 и 222 было свернуто и передано на бывший комбайновый завод в г. Кременчуг (УССР), где они получили название КрАЗ 219 и 222 соответственно. ЯАЗ-200 и 205 переданы в Минск, где стали МАЗ-200 и МАЗ-205, а в Ярославле оставили выпуск двигателей, после чего завод получил новое название: ЯМЗ.
Источники:
http://autohis.ru/sovietauto/jaaz-history.php
http://old-photo-album.narod.ru/
http://ru.autowp.ru/yaaz/
http://rcforum.ru