Мотоцикл «Днепр» МТ-10
Киевский мотоциклетный завод с июля 1974 года перешел на производство новой модели тяжелого мотоцикла «Днепр», получившей обозначение МТ-10. Как и ирбитский завод, приступивший одновременно к выпуску «Урала» М-67 (см. «За рулем», 1974, № 9), мы отказались от традиционного 6-вольтового электрооборудования в пользу 12-вольтового. Это позволило снабдить мотоцикл современными светотехническими приборами, отвечающими требованиям международных стандартов.Основной источник электроэнергии — новый генератор переменного тока мощностью 150 вт со встроенным выпрямительным блоком — обеспечивает с запасом все потребители в темное время суток. Изменился способ крепления генератора к картеру двигателя—его корпус снабжен фланцем, который при помощи двух шпилек притягивается к гнезду. Таким образом исключается встречавшийся ранее дефект — течь масла по соединению.На МТ-10 смонтирована более совершенная фара и на отдельном щитке — спидометр и замок зажигания. В будущем на месте последнего предполагается разместить тахометр.Рама мотоцикла зарекомендовала себя на предыдущих моделях с лучшей стороны. Она прочна, долговечна и обладает достаточной жесткостью. Поэтому на МТ-10 рама изменена только в той мере, в какой это понадобилось для монтажа новых агрегатов и приборов.К ним в первую очередь относится седло, выполненное в виде длинной подушки и заменившее два отдельных резиновых седла, применявшихся со дня рождения основателя семейства наших тяжелых послевоенных мотоциклов — знаменитого М-72. Новое седло обеспечивает более удобную посадку и водителя и пассажира. Вместе с измененным бензиновым баком оно придало машине более современный и привлекательный вид. Однако мы учли интересы и тех мотолюбителей, которые привыкли к треугольным седлам и отдают предпочтение им, поэтому часть машин будет выпускаться с такими седлами.Коробка передач, позволяющая двигаться задним ходом и впервые примененная на предыдущей модели — МТ-9, сохранена на МТ-10. Она значительно облегчает эксплуатацию мотоцикла, поскольку позволяет разворачиваться в узких местах, легче преодолевать трудные участки без посторонней помощи.
Это дорожная машина тяжелого класса, выпускаемая Киевским мотоциклетным заводом. Мотоцикл МТ-10 имеет современный мощный верхнеклапанный двигатель, усовершенствованную трансмиссию и комфортабельную экипажную часть. Он выпускается вместо мотоцикла «Днепр» МТ-9.От предыдущей модели МТ-10 отличается применением 12-вольтового электрооборудования. Это позволило оборудовать мотоцикл более совершенными светотехническими приборами, отвечающими требованиям международных стандартов. Новый генератор переменного тока мощностью 150 Вт со встроенным выпрямительным блоком имеет фланец, которым с помощью двух шпилек крепится к картеру двигателя. Таким образом устранен ранее встречавшийся дефект — течь масла по соединению.
Рама мотоцикла изменилась незначительно. Изменения вызваны установкой новых агрегатов и узлов, прежде всего седла-подушки. Оно обеспечивает более удобную посадку водителя и пассажира.
Некоторые мотолюбители отдают предпочтение треугольным седлам, поэтому часть мотоциклов завод выпускает с двумя треугольными седлами.
Изменился внешний вид топливного бака. Вместе с седлом-подушкой он придает мотоциклу современный вид.
Значительно облегчает эксплуатацию мотоцикла коробка передач с задним ходом, которая была применена еще на мотоцикле МТ-9.
На данной модели в отличие от ранее выпускаемых (М-72, К-750 и К-650) имеются новые агрегаты: коробка скоростей с передачей заднего хода и механизмом автоматического включения сцепления при переключении передач, указатели поворотов, фонари с повышенной светоотдачей.
Двигатель по конструктивным особенностям и техническим показателям относится к разряду форсированных мотоциклетных дорожного типа.
Горизонтальное расположение цилиндров обеспечивает хорошее охлаждение и уравновешивание кривошипно-шатунного механизма. Каждый цилиндр имеет отдельный карбюратор, благодаря чему улучшается запуск и повышается мощность двигателя.
Коленчатый вал двухопорный, отлит из высокопрочного чугуна, имеет два колена, расположенных в одной плоскости под углом 180°. Состоит из передней и задней цапф, щеки и двух шатунных шеек. Коленчатый вал установлен в картере двигателя на двух подшипниках.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения. Верхняя головка шатуна имеет бронзовую втулку, нижняя (разъемная) — тонкостенные взаимозаменяемые вкладыши.
Смазка двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Сцепление двухдисковое сухое состоит из ведомых и ведущих частей и механизма включения сцепления.
Коробка передач двухвальная, четырехступенчатая, имеет передачу заднего хода, механизм автоматического выключения сцепления при переключении передач.
Карданная передача состоит из следующих элементов: упругой муфты, карданного вала и карданного шарнира в сборе.
Главная передача выполнена в виде пары конических шестерен с круговыми зубьями. Шестерни размещены в картере, который одновременно служит диском для заднего тормоза и резервуаром для масла, а также опорой для правого конца оси заднего колеса. В 1976 году КМЗ провел модернизацию мотоцикла МТ10 Главной задачей модернизации было повышение активной и пассивной безопасности и снижение шума также для выхода на внешний рынок необходимо было перейти на использование высокооктанового бензина В общем внешне мотцикл почти не изменился Опишу кратко изменения Силовой агрегат Значительно изменен распредвал Фазы газораспределения были сильно заужены также был увеличен ход клапана Впускной клапан был увеличен до 40 мм однако седло не изменили а только развернули небольшим конусом Тело поршня осталось прежним уменьшили радиус сферы днища поршня с 72,5 мм до 56 мм (стало более выпуклым) и в связи с увеличенным ходом клапана углубили проточки на днище Толщину стенок поршневых пальцев увеличили с 2,5 до 3,5 мм Длину цилиндра (от флянца до верхнего среза) уменьшили до 106 мм что позволило создать степень сжатия 8,5 приемлемой для использования 93-го бензина Модернизация коснулась и карбюратора в основном увеличением пропускной способности главного жиклера Также были применены новые глушители несколько снизившие уровень шума Они стали значительно толще изменился метод их уплотнения с коленами они стали уплотнятся гайкой (на МТ10 они уплотнялись поддерживающим хомутом на первой шпильке двигателя) Все это дало прирост в 4 лошади реально ошутимых реально ощутимо и бак пустел Однако самым херовым было то что максимум крутящего момента сместился почти к максимальным оборотам что для перевозки картошки по полям никак не подходило (вот бы коробку новую соорудить) да и 93 бензин не везде был и не всегда Но завод пошел по пути меньшего сопротивления Для снижения степени сжатия решили ставить котлы большей длины 107,7 под степень сжатия 7,5 Момент вниз чуть опустили (просто ухудшили движек) А на низах он так и не поднялся Мотоцикл получился конечно резвее значительно но Боже упаси залезть в песок или грязьВ заднем мосту заменили шпильки крепления к маятнику с 8 до 10 мм (на старых вылетали почти сразу) Экипажная часть К рулевой колонке рамы прилепили корпус замка запирающего устройства руля зато убрали прессмасленки подшипников руля Шарниры пассажирских подножек поставили под углом 45 град назад Спереди переднего крыла сделали отбортовку чтобы брызги не летели в фару Установили задние амортизаторы Ирбитского завода с регулятором жесткости полностью унифицированные с Москвичевскими 408 412 Они в принципе улучшили конструкцию Тормоза Установили двухкулачковый передний тормоз которй позволил уменьшить тормозной путь однако открытый трос часто забивался грязью и ржавел Рычаги тормоза и сцепления на руле сделали травмобезопасными с шариками примерно 20 мм На лапки педали заднего тормоза и коробки передач надели резиновые накладки Установили на рычаге переднего тормоза блокировку рычага в нажатом состоянии так называемый стояночный тормоз На некоторых мотоциклах устанавливалась блок-фара "европейский луч" по типу копеечных
Техническая характеристика мотоцикла Днепр МТ 10
Габаритные размеры, мм
длина 2430
ширина 1620
высота 1080
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1500
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 125
Колея, мм 1140
Максимальная скорость, км/ч 105
Масса, кг 335
Максимальная нагрузка, кг 260
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 8
Двигатель
Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением
Рабочий объем, см3 650
Диаметр цилиндра, мм 78
Ход поршня, мм 68
Степень сжатия 7
Максимальная мощность, л.с. 32
Максимальная мощность, кВт 23,5
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 5600-5800
Максимальный крутящий момент. Нм 46
КарбюраторК-301В
ВоздухоочистительКомбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой
Трансмиссия
Сцепление Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон
Карданная передача Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках
Главная передача Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62
Коробка передач Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно
Электрооборудование
Система зажигания Батарейная
Напряжение, В 12
Аккумуляторная батарея 6МТС-9 или 2 шт.3МТ-6
Генератор Г-424
Реле-регулятор РР-330
Прерыватель-распределитель ПМ302-01
Катушка зажигания Б2Б или Б201
Ходовая часть
Рама Трубчатая двойная закрытого типа
Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Подвеска заднего колеса Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте
Ход переднего колеса, мм 140
Ход заднего колеса, мм 100
Размер шин, дюйм3,75-19
Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе
Заправочные объемы
Топливный бак, л 19
Картер двигателя, л 2,2
Картер коробки передач, л 1.5
Картер главной передачи, л 0.1
Воздухоочиститель, л 0.175
Источник: http://rusmotorcycle.ucoz.ru