Изготовитель: Уфимский завод автомобильных моторов
Начало выпуска: 1965 г.
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным под углом 20° к вертикали расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала и клапанов.
Предназначен для установки на легковые автомобили малого класса "Москвич-2140" и его модификации, также выпускается для установки на автомобили поставляемые на экспорт в страны с тропическим и влажным климатом, и для поставки в запасные части к ним
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +25°С
Комплектации:
412Э-1000302-30 Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Ю-1000302-30 Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Э-1000414-60 Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Ю-1000414-60 Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Э-1000464-40 Двигатель в сборе, без оборудования, коробки передач и термостата
412Э-1000414-22 Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Ю-1000414-22 Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Э-1000302-20 Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе с карбюратором К-126Н
412Ю-1000302-20 Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе с карбюратором К-126Н
412Э-1000414-30 Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором К-126Н
412Ю-1000414-30 Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором К-126Н
Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 1,48
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 82х70
Степень сжатия 8,8
Номинальная мощность при 5800 мин-1 , кВт (л.с.) 54,0 (73,5)
Максимальный крутящий момент при 3400±400 мин-1, Н.м (кгс.м) 109,8 (11,2)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 800±50
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 132
Ресурс до первого кап. ремонта, км 150 000
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 36,5 (49,7)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 303 (224)
Средняя скорость поршня, м/с 13,5
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 755 (7,6)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 2,4 (1,79)
Литровая масса двигателя, кг/л 89,2
Эксплуатационные данные
Топливо АИ-93
Масло,
летом М-12Г1
зимой М-8Г1
всесезонно М-8Б1 М-8В1 М-8А М-9з/10Г1
Охлаждающая жидкость Тосол А-40 или вода
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой из алюминиевого сплава, с мокрыми чугунными гильзами
Головка блока цилиндров литая, съёмная, из алюминиевого сплава, со вставными сёдлами и направляющими клапанов
Камера сгорания полусферическая
Поршни литые, из алюминиевого сплава с выпуклым днищем, лужёные
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее лужёное
маслосъёмное: 1, чугунное , с проточкой и прорезями для отвода масла
Поршневые пальцы стальные, плавающие, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения
Коленчатый вал стальной , кованный, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 59,96 мм, шатунных - 52,01 мм
Маховик чугунный с напрессованым зубчатым венцом
Подшипники коренные и шатунные сменные, тонкостенные
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,08-0,012(?)
Распределительный вал 3-опорный, чугунный, расположен в головке цилиндров
Привод распределительного вала цепью с натяжителем и успокоителем
Клапаны тарельчатые, раположены в два ряда под углом 52°
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 38 мм, угол фаски седла 45°
выпускные из стали ЭП303, диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм
Направляющие втулки металлокерамические
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 30
закрытие впускного клапана после н.м.т. 72
открытие выпускного клапана до н.м.т. 72
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 30
Сцепление
1-дисковое, сухое
Подвеска силового агрегата
Количество опор 3
Передние 2, кронштейны закреплены на поперечине
Задняя 1, на коробке передач
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос шестерёнчатый, с приводом от коленчатого вала
Масляный фильтр полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом
Система вентиляции картера закрытая принудительная
Система питания
Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор ДААЗ-2140 или 2140-10 или К-126, 2-камерный, с падающим потоком
Воздухоочиститель со сменным фильтрующим элементом и сезонной установкой забора поступающего воздуха
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией
Водяной насос центробежный с приводом клиновым ремнём от коленчатого вала
Вентилятор 4-лопастной , пластмассовый, установлен на валике водяного насоса
Термостат, ТС103 с твёрдым наполнителем
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания контактная
Катушка зажигания Б115-В, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р147-А
Свечи зажигания А-20Д1
Генератор 292.3701 со встроеным регулятором Я112-А
Реле-регулятор напряжения РР24-Г2, вибрационный, 3-элементный
Стартер СТ117-А
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 5,2 л
Система охлаждения 10 л
Основные данные для контроля
Зазор между кулачками и рычагами, мм
на холодном двигателе 0,15
на горячем двигателе 0,2
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80-100°С
на рабочих оборотах 2,0-5,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,8 кгс/см2
Температура масла в картере 90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 80-90
Зазор между контактами прерывателя, мм 0,45±0,05
Зазор между электродами свечей, мм 0,8-0,95
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,4%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.