Двигатель 408Э
http://sg.uploads.ru/t/qxhej.jpg

Изготовитель: Автомобильный завод имени Ленинского комсомола

Начало выпуска:   1965 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые автомобили малого класса "Москвич-2138; -21381" и грузопассажирский автомобиль малого класса "Москвич-2136", а также для поставки в запасные части к указанным автомобилям и ранее выпускавшимся автомобилям семейства 408.
Двигатель также выпускается в тропическом исполнении (408Ю)

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель 408Э рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +25°С
Двигатель 408Ю рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -10°С и относительной влажности воздуха до 100% при +35°С
Допустимые углы наклона двигателя, град: продольные - 10, поперечные - 10

Комплектации:
408Э-1000300-20             Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе
408Ю-1000300-20             Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе
408СЭ-1000300-20           Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе, без катушки зажигания
408Э-1000400-Б               Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач
408Ю-1000400-Б               Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач
408Э-1000450-Б               Двигатель в сборе, без оборудования и коробки передач
408Ю-1000450-Б               Двигатель в сборе, без оборудования и коробки передач
408Э-1000301                   Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе, без транспортных заглушек
408Ю-1000301                   Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе, без транспортных заглушек

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      1,36
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           76х75
Степень сжатия                                                                                          7,0
Номинальная мощность при 79,2 с-1 , кВт (л.с.)                36,8 (50)
Максимальный крутящий момент при 45,8-53,3 с-1, Н.м (кгс.м)  91,2 (9,3)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1                  12,5-14,1
Порядок работы цилиндров                                                                        1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            151 
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                             100 000
http://sg.uploads.ru/t/p65Fd.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                                27,05 (36,76)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                            326,4 (240)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     11,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                            686,5 (7,0)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  4,10 (3,02)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   111,02
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     А-76
Масло, всесезонно                                                                                      М-8А
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40  или вода

http://sg.uploads.ru/t/wbnkH.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой из серого чугуна

Гильзы цилиндров из антикоррозионного чугуна

Головка блока цилиндров  литая, съёмная,  из алюминиевого сплава, со вставными сёдлами из специального чугуна

Камера сгорания полуклиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава с овальной юбкой

Поршневые кольца:
компрессионные: 3, чугунные: верхнее хромированное
маслосъёмное: 1, чугунное , с проточкой и прорезями для отвода масла

Поршневые пальцы  стальные, плавающие, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения

Коленчатый вал стальной , кованный, 3-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 57,048 мм, шатунных - 48 мм

Подшипники коренные и шатунные сменные, тонкостенные
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,08-0,012(?)

Распределительный вал 3-опорный, стальной, кованый

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Коромысла клапанов стальные, литые

Клапаны стальные, из жаропрочной стали, расположены в один ряд
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 36,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные из жаропрочной стали 45Х14Н14В2М с жаростойкой наплавкой рабочей фаски, диаметр тарелки 31,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      21
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 55
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    57
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               19

Сцепление
1-дисковое, сухое, с гасителем крутильных колебаний (демфером). Наружный диаметр ведомого диска 184 мм.

Подвеска силового агрегата
Количество опор             3
Передние                       2, нав резиновых подушках
Задняя                           1, на коробке передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный с приводом от распределительного вала
Масляный фильтр
грубой очистки     пластинчатый
тонкой очистки с бумажным фильтрующим элементом, в комплект двигателя не входит

Система питания

Топливный насос  ВАЗ-2101, диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-126П, 2-камерный, с падающим потоком, последовательным открытием заслонок и балансированной попловковой камерой
Воздухоочиститель   инерционно-маслянный, объединён с глушителем шума всасывания, в комплект двигателя не входит

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией
Водяной насос центробежный с приводом клиновым ремнём от коленчатого вала
Вентилятор 5-лопастной , пластмассовый, установлен на валике водяного насоса
Термостат, с жидким наполнителем, установлен в отводящем патрубке впускной трубы

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейное
Катушка зажигания Б115-В, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р107, с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором, установлен на головке блока. Привод от масляного насоса
Свечи зажигания  А-11Н
Генератор Г-108-М постоянного тока, шунтовой
Реле-регулятор напряжения    РР24-Г2, вибрационный, 3-элементный
Стартер  СТ4-А, с электромагнитным включением и муфтой свободного хода

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                     4,5 л
Система охлаждения  без радиатора     4,6 л

Основные данные для контроля      

Зазор между клапанами и толкателями, мм
на холодном двигателе                                       0,10±0,02

Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на рабочих оборотах 2,0-5,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,7 кгс/см2
Температура масла в картере   85-100°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     85-105
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,8%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.