Двигатель МеМЗ-245.10
http://sh.uploads.ru/t/t4UFe.jpg

Изготовитель: Мелитопольский моторный завод

Начало выпуска:   1988 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые автомобили ЗАЗ-1102, а также для поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +50° до -40°С и относительной влажности воздуха до 90% при +27°С

Комплектации:
245-1000300-11      Силовой агрегат в сборе
245-1000401           Двигатель с оборудованием в сборе
245-1000401-20      Двигатель с оборудованием в сборе
245-1700010           Коробка передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      1,091
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           72х67
Степень сжатия                                                                                          9,5
Номинальная мощность при 5300-5600 мин-1 , кВт (л.с.)              39,0 (53)
Максимальный крутящий момент при 3000-3500 мин-1, Н.м (кгс.м)80,4 (8,2)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1               750
Порядок работы цилиндров                                                                        1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            100 
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                             125 000
Наработка на отказ, ч                                                                                 300
http://sg.uploads.ru/t/yAdLP.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                                35,7 (48,5)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                            285,6 (210)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     12,28
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                            778 (7,9)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  2,56 (1,88)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   91,6
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     АИ-93
Масло
0°С и выше                                                                                                М-12г1
+10°С и ниже                                                                                             М-8Г1
всесезонно                                                                                                 М-6з/10Г1
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40 

http://sh.uploads.ru/t/iB8LF.jpg

Основные узлы и детали

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания клиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое
маслосъёмное: 1, стальное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50 мм, шатунных - 45 мм

Подшипники коренные и шатунные
тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Маховик литой, из серого чугуна, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, чугунный, литой

Привод распределительного вала зубчатым ремнём

Направляющие втулки клапанов чугунные, литые

Коромысла клапанов из высокопрочного чугунв, литые

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали. диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 89°, высота подъёма клапана 8,5 мм
выпускные из жаропрочной стали, диаметр тарелки 30 мм, угол фаски седла 89°, высота подъёма клапана 8,5 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      9
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 48
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    40
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               17

Сцепление
1-дисковое, сухое

Коробка передач МеМЗ-9245, 5-ступенчатая, с синхронизаторами включения на передних передачах
передаточные числа                   3,454; 2,056; 1,333; 0,969; 0,828; з.х. 3,358

Главная передача  цилиндрическая косозубая
передаточное число                                        3,588     

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос      шестерёнчатый
Масляный фильтр неразборный, полнопоточный

Система питания

Топливный насос  диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор 2108-1107010, эмульсионный, 2-камерный, с падающим потоком
Воздухоочиститель   с бумажным фильтрующим элементом, с сезонной регулировкой температуры всасываемого воздуха

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая
Водяной насос центробежный с чугуной крыльчаткой
Вентилятор 4-лопастной электрический
Термостат ТС104-04, с твёрдым наполнителем

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания бесконтактная
Катушка зажигания 27.3705
Датчик-распределитель 53.3706
Электронный коммутатор 36.3734
Добавочное сопротивление 17.3729
Свечи зажигания  А-17ДВ-10
Генератор Г-222, со встроенным регулятором Я112-В
Стартер  26.3708

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       3,45 л
Коробка передач                    2,2 л

Основные данные для контроля      

Зазор между кулачками и рычагами, мм
на холодном двигателе                                       0,15
на горячем двигателе                                          0,3
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на рабочих оборотах 3,0-5,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,7 кгс/см2
Температура масла в картере   80-105°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-94
Зазор между электродами свечей зажигания     0,70-0,85 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.