Изготовитель: Мелитопольский моторный завод
Начало выпуска: 1975 г.
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на грузопассажирский автомобилт ЛуАЗ-969М, а также для поставки в запасные части для грузопассажирских автомобилей ЛуАЗ-969А и 969М
Также выпускался в экспортном исполнении для установки на автомобиль ЛуАЗ-969МЭ
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы наклона двигателя не более, град: продольные - 30, поперечные - 25
Комплектации:
969А-1000300 Силовой агрегат в сборе
969А-1000301 Силовой агрегат в сборе
969А-1000301-10 Силовой агрегат в сборе
969АЭ-1000301 Силовой агрегат в сборе
969А-1000400 Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1000401 Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1000401-10 Двигатель с оборудованием в сборе
969АЭ-1000401 Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1700010 Коробка передач
969А-1700010-10 Коробка передач
Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 1,197
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 76х66
Степень сжатия 7,2
Номинальная мощность при 4300-4500 мин-1 , кВт (л.с.) 30,9 (42)
Максимальный крутящий момент при 2700-3000 мин-1, Н.м (кгс.м)74,5 (7,6)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 1000
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 99,3
Ресурс до первого кап. ремонта, км 75 000
Наработка на отказ, ч 300
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 25,8 (35,1)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 353,6 (260) + 5%
Средняя скорость поршня, м/с 9,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 688 (7,0)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 3,2 (2,4)
Литровая масса двигателя, кг/л 82,9
Эксплуатационные данные
Топливо А-76
Масло
0°С и выше М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже М-8Г1, М-8ВГИ
всесезонно М-10ГИ, М-8В1
Охлаждение воздушное, принудительное на нагнетание
Основные узлы и детали
Цилиндры раздельные, взаимозаменяемые; из чугуна, с рёбрами охлаждения
Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общие для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов
Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра
Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое
маслосъёмное: 1, стальное, составное
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения
Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с четыремя противовесами. Диаметр коренных шеек - 55 мм, шатунных - 50 мм
Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава с антифрикционным покрытием
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным покрытием
Толщина, мм: коренного вкладыша - 5,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45
Картер двигателя тоннельного типа, из магниевого сплава, к нижней части его крепится масляный картер
Маховик литой, из серого чугуна, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал стальной, кованый, 3-опорный,расположен над коленчатым валом
Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён
Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Толкатели клапанов стальные, пустотелые, с наплавкой торца отбелённым чугуном
Штанги толкателей из алюминиевого сплава трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками
Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным болтом и контргайкой
Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали 40Х9С2, цельные со сферической тарелкой. диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4Б (ЭП-303Б), цельные с наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 32 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 20
закрытие впускного клапана после н.м.т. 60
открытие выпускного клапана до н.м.т. 60
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 20
Сцепление
МеМЗ-968, сухое, 1-дисковое, с демпфером, наружный диаметр ведомого диска 190 мм
Коробка передач МеМЗ-969А, 5-ступенчатая, с синхронизаторами включения на 1-4 передачах
передаточные числа 3,800; 2,118; 1,409; 0,964; п.п. 7,2; з.х. 4,156
Главная передача коническая с круговым зубом
передаточное число 4,125
Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата: 3, на резиновых подушках
передние опоры 2, сварная поперечина
задняя опора 1, кронштейн на задней крышке коробки передач
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел, привод распределителя зажигания
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распределительного вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, расположенный на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель
Система питания
Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи установлен на крышке распределительных шестерён
Карбюратор К-127 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, ускорительным насосом, экономайзером и балансированной поплавковой камерой
Воздухоочиститель МеМЗ-968 инерционно-масляный , с фильтрующим элементом и устройством "зима-лето"
Система охлаждения
Тип системы охлаждения:
двигателя - воздушная принудительная, на нагнетание через двигатель
масла - воздушная, принудительная, с дополнительным масляным радиатором
вентилятор осевой, 8-лопастной, в развале цилиндров на одной оси с генератором, рабочее колесо из магниевого сплава
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р114-Б или 17.3706, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания, приводится от распредвала парой винтовых шестерён
Свечи зажигания А-23 (А-23-1)
Генератор Г-502-А или Г-502-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком приводится в движение клиновым ремнём от центробежного маслоочистителя
Стартер СТ368, с электромагнитным тяговым реле
Средство для облегчения пуска двигателя предпусковой подогреватель ( отопительная установка "030"
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 3,75 л
Воздухоочиститель 0,20 л
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе
Впускных 0,08 мм
Выпускных 0,12 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на рабочих оборотах 2,0-4,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере 70-110°С
Зазор между контактами прерывателя 0,30-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания 0,60-0,75 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,5%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.