Двигатель МеМЗ-969А
http://sh.uploads.ru/t/gE9oB.jpg

Изготовитель: Мелитопольский моторный завод

Начало выпуска:   1975 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на грузопассажирский автомобилт ЛуАЗ-969М, а также для поставки в запасные части для грузопассажирских автомобилей ЛуАЗ-969А и 969М
Также выпускался в экспортном исполнении для установки на автомобиль ЛуАЗ-969МЭ

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы наклона двигателя не более, град: продольные - 30, поперечные - 25

Комплектации:
969А-1000300        Силовой агрегат в сборе
969А-1000301        Силовой агрегат в сборе
969А-1000301-10   Силовой агрегат в сборе
969АЭ-1000301      Силовой агрегат в сборе
969А-1000400        Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1000401        Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1000401-10   Двигатель с оборудованием в сборе
969АЭ-1000401      Двигатель с оборудованием в сборе
969А-1700010        Коробка передач
969А-1700010-10   Коробка передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      1,197
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           76х66
Степень сжатия                                                                                          7,2
Номинальная мощность при 4300-4500 мин-1 , кВт (л.с.)              30,9 (42)
Максимальный крутящий момент при 2700-3000 мин-1, Н.м (кгс.м)74,5 (7,6)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1               1000
Порядок работы цилиндров                                                                        1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            99,3 
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                             75 000
Наработка на отказ, ч                                                                                 300
http://sh.uploads.ru/t/kvjAa.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                                25,8 (35,1)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                            353,6 (260) + 5%
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     9,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                            688 (7,0)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  3,2 (2,4)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   82,9
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     А-76
Масло
0°С и выше                                                                                                М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже                                                                                             М-8Г1, М-8ВГИ
всесезонно                                                                                                М-10ГИ, М-8В1
Охлаждение   воздушное, принудительное на нагнетание

http://sg.uploads.ru/t/w1edm.jpg

Основные узлы и детали

Цилиндры  раздельные, взаимозаменяемые; из чугуна, с рёбрами охлаждения

Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общие для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое
маслосъёмное: 1, стальное, составное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с четыремя противовесами. Диаметр коренных шеек - 55 мм, шатунных - 50 мм

Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава  с антифрикционным покрытием
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным покрытием
Толщина, мм: коренного вкладыша - 5,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Картер двигателя тоннельного типа, из магниевого сплава, к нижней части его крепится масляный картер

Маховик литой, из серого чугуна, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал стальной, кованый, 3-опорный,расположен над коленчатым валом

Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён

Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, пустотелые,  с наплавкой торца отбелённым чугуном

Штанги толкателей из алюминиевого сплава трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками

Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным болтом и контргайкой

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали 40Х9С2, цельные со сферической тарелкой. диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4Б (ЭП-303Б), цельные с наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 32 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      20
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 60
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    60
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               20

Сцепление
МеМЗ-968, сухое, 1-дисковое, с демпфером, наружный диаметр ведомого диска 190 мм

Коробка передач МеМЗ-969А, 5-ступенчатая, с синхронизаторами включения на 1-4 передачах
передаточные числа                   3,800; 2,118; 1,409; 0,964; п.п. 7,2; з.х. 4,156

Главная передача коническая с круговым зубом
передаточное число                                        4,125     

Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата:         3, на резиновых подушках
передние опоры                                      2, сварная поперечина
задняя опора                                          1, кронштейн на задней крышке коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки:    коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел, привод распределителя зажигания
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распределительного вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры     два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, расположенный на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель

Система питания

Топливный насос  диафрагменный, с рычагом ручной подачи установлен на крышке распределительных шестерён
Карбюратор К-127 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, ускорительным насосом, экономайзером и балансированной поплавковой камерой
Воздухоочиститель   МеМЗ-968 инерционно-масляный , с фильтрующим элементом и устройством "зима-лето"

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:
двигателя -  воздушная принудительная, на нагнетание через двигатель
масла - воздушная, принудительная, с дополнительным масляным радиатором 
вентилятор осевой, 8-лопастной, в развале цилиндров на одной оси с генератором, рабочее колесо из магниевого сплава

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р114-Б или 17.3706, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания, приводится от распредвала парой винтовых шестерён
Свечи зажигания  А-23 (А-23-1)
Генератор Г-502-А или Г-502-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком приводится в движение клиновым ремнём от центробежного маслоочистителя
Стартер  СТ368, с электромагнитным тяговым реле
Средство для облегчения пуска двигателя                предпусковой подогреватель ( отопительная установка "030"

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       3,75 л
Воздухоочиститель                 0,20 л

Основные данные для контроля      

Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе     
Впускных    0,08 мм
Выпускных       0,12 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на рабочих оборотах 2,0-4,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере   70-110°С
Зазор между контактами прерывателя 0,30-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания     0,60-0,75 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,5%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.