Изготовитель: Мелитопольский моторный завод
Начало выпуска: 1966 г.
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для поставки в запасные части для грузопассажирских автомобилей ЛуАЗ-969
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы наклона двигателя не более, град: продольные - 30, поперечные - 25
Комплектации:
969-1000401 Двигатель с оборудованием в сборе
Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 0,887
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 72х54,5
Степень сжатия 6,5
Номинальная мощность при 4300-4500 мин-1 , кВт (л.с.) 19,9 (27)
Максимальный крутящий момент при 3000 мин-1, Н.м (кгс.м) 50 (5,1)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 1000
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 79,5
Ресурс до первого кап. ремонта, км 45 000
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 22,4 (30,4)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 346,8 (255) + 5%
Средняя скорость поршня, м/с 7,63
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 686,5 (7,0)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 3,99 (2,94)
Литровая масса двигателя, кг/л 89,6
Эксплуатационные данные
Топливо А-76 или А-72
Масло
0°С и выше М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже М-8Г1, М-8ВГИ
всесезонно М-10ГИ, М-8В1
Охлаждение воздушное, принудительное на нагнетание
Основные узлы и детали
Цилиндры раздельные, взаимозаменяемые; из перлитного чугуна с присадкой сурьмы, с рёбрами охлаждения
Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общие для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов
Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра
Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, составное
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения с разъёмной кривошипной головкой
Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с четыремя противовесами. Диаметр коренных шеек - 50 мм, шатунных - 45 мм
Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава с антифрикционным покрытием
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным покрытием
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45
Картер двигателя тоннельного типа, из магниевого сплава, к нижней части его крепится масляный картер
Маховик литой, из серого чугуна, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал стальной, кованый, 2-опорный,расположен над коленчатым валом
Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён
Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Толкатели клапанов стальные, пустотелые, с наплавкой торца отбелённым чугуном
Штанги толкателей из алюминиевого сплава трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками
Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным болтом и контргайкой
Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали 40Х9С2, цельные со сферической тарелкой. диаметр тарелки 27,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 7,5 мм
выпускные из жаропрочной стали 45Х14Н14В2М (ЭИ-69), цельные с наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 26,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 7,5 мм
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 10
закрытие впускного клапана после н.м.т. 46
открытие выпускного клапана до н.м.т. 46
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 10
Сцепление
МеМЗ-968, сухое, 1-дисковое, с демпфером, наружный диаметр ведомого диска 190 мм
Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата: 3, на резиновых подушках
передние опоры 2, сварная поперечина
задняя опора 1, кронштейн на задней крышке коробки передач
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел, привод распределителя зажигания
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распределительного вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, расположенный на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель
Система питания
Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи установлен на крышке распределительных шестерён
Карбюратор К-127 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, ускорительным насосом, экономайзером и балансированной поплавковой камерой
Воздухоочиститель МеМЗ-969 инерционно-масляный , с фильтрующим элементом и устройством "зима-лето"
Система охлаждения
Тип системы охлаждения:
двигателя - воздушная принудительная, на нагнетание
масла - воздушная, принудительная, с дополнительным масляным радиатором
вентилятор осевой, в развале цилиндров на одной оси с генератором, рабочее колесо из магниевого сплава
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б115-В, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р114-Б, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания, приводится от распредвала парой винтовых шестерён
Свечи зажигания А-13Н
Генератор Г-502-А, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком приводится в движение клиновым ремнём от центробежного маслоочистителя
Стартер СТ366, с электромагнитным тяговым реле
Средство для облегчения пуска двигателя предпусковой подогреватель
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 2,8 л
Воздухоочиститель 0,20 л
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе
Впускных 0,08 мм
Выпускных 0,20 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на рабочих оборотах 2,0-4,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере 10-110°С
Зазор между контактами прерывателя 0,30-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания 0,60-0,75 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,6%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.