Двигатель МеМЗ-968Г
http://sh.uploads.ru/t/ymaPL.jpg

Изготовитель: Мелитопольский моторный завод

Начало выпуска:   1980 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки  на легковые автомобили особо малого класса запорожского автомобильного завода "Коммунар", а также для  поставки в запасные части
Двигатель также выпускался в экспортном исполнении (МеМЗ-968ГЭ)

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 88% при +40°С
Допустимые углы наклона двигателя: продольные - 25°, поперечные - 20°

Комплектации:
968Г-1000300        Силовой агрегат в сборе
968ГЭ-1000300      Силовой агрегат в сборе
968Г-1000400        Двигатель с оборудованием в сборе
968ГЭ-1000400      Двигатель с оборудованием в сборе

Основные технические данные:
Количество цилиндров     4
Рабочий объём цилиндров, л     1,197
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм         76х66
Степень сжатия             7,2
Номинальная мощность при 73,3 с-1 , кВт (л.с.)              33,1 (45)
Максимальный крутящий момент при 58,3 с-1, Н.м (кгс.м)       76,5 (7,8)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1             16,7
Порядок работы цилиндров            1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя         правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг          106 
Ресурс до первого кап. ремонта, км    125 000
http://sg.uploads.ru/t/9UByr.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)         27,56 (37,59)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)      333,2 (245) +5%
Средняя скорость поршня, м/с             9,68
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)    755,1 (7,7)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)   3,2 (2,35)
Литровая масса двигателя, кг/л        88,55
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо  А-76
Масло
0°С и выше          М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже      М-8Г1, М-8ГИ
заменитель           М-8Б1 , М-10ГИ
Охлаждение   воздушное

http://sg.uploads.ru/t/me8FK.jpg

Основные узлы и детали

Цилиндры  раздельные, взаимозаменяемые; из чугуна, с рёбрами охлаждения

Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общие для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированное (лужёное)
маслосъёмное: 1, стальное, составное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку бронзовой втулкой

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 55 мм, шатунных - 50 мм

Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты
Толщина, мм: коренного вкладыша - 5,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Картер двигателя тоннельного типа, из магниевого сплава, к нижней части его крепится масляный картер

Маховик литой, из серого чугуна, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал стальной, кованый, 3-опорный

Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён

Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, пустотелые,  с наплавкой торца специальным чугуном

Штанги толкателей из алюминиевого сплава трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками

Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным болтом

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали 40Х9С2, цельные со сферической тарелкой. диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4Б (ЭП-303Б), цельные с наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 32 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      20
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 60
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    60
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               20

Сцепление
МеМЗ-968, сухое, 1-дисковое, с демпфером, наружный диаметр ведомого диска 190 мм

Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата:         3, на резиновых подушках
передние опоры                                      2, сварная поперечина
задняя опора                                          1, кронштейн на задней крышке коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки:    коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел, привод распределителя зажигания
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распределительного вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры     два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, расположенный на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель

Система питания

Топливный насос  диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор ВАЗ-2101 2-камерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок, вертикальный с падающим потоком, двойным распыливанием топлива, балансированной поплавковой камерой, ускорительным насосом, экономайзером с пневматическим приводом и пусковым устройством в виде воздушной заслонки с автоматическим управлением
Воздухоочиститель   сухой со съёмным бумажным фильтрующим элементом

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:
двигателя -  воздушная принудительная, с направлением воздуха на нагнетание через двигатель
масла - воздушная, принудительная, с дополнительным масляным радиатором 
вентилятор осевой, в развале цилиндров на одной оси с генератором, рабочее колесо из магниевого сплава
термостат заслонки приводимые в движение термосиловым элементом с твёрдым наполнителем

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р-114-Б, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания, приводится от распредвала парой винтовых шестерён
Свечи зажигания  А-23 или М14-240
Генератор Г-502-А, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком приводится в движение клиновым ремнём от центробежного маслоочистителя
Стартер  СТ368, с электромагнитным тяговым реле

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       3,75 л
Воздухоочиститель                 0,20 л

Основные данные для контроля      

Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе     0,08-0,12 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на рабочих оборотах 2,0-4,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере   70-120°С
Зазор между контактами прерывателя 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания     0,75-0,90 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,6%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть I. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.