Изготовитель: Мелитопольский моторный завод
Начало выпуска: 1975 г.
Общие сведения:
Двигатели карбюраторные четырёхтактные с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на автомобиль-транспортёр ЛуАЗ-967М, а также для поставки в запасные части
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +50° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы наклона двигателя: продольные - 30°, поперечные - 25°
Комплектации:
967А-1000300 Силовой агрегат в сборе
967А-1000400 Двигатель с оборудованием в сборе
967А-1000401 Двигатель с оборудованием в сборе
967А-1700010 Коробка передач
Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 1,197
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 72х66
Степень сжатия 7,2
Номинальная мощность при 4200-4400 мин-1 , кВт (л.с.) 28,65 (39)
Максимальный крутящий момент при 2700-3000 мин-1, Н.м (кгс.м) 73,5 (7,5)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1 16,7
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 115,1
Ресурс до первого кап. ремонта, км 75 000
Наработка на отказ, ч 300
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 23,9 (32,6)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 333 (245) +5%
Средняя скорость поршня, м/с 9,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 637 (6,4)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,02 (2,95)
Литровая масса двигателя, кг/л 96,2
Эксплуатационные данные
Топливо А-76
Масло
0°С и выше М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже М-8Г1, М-8ГИ, М-8В1
всесезонно АСЗп-10В (М-6з/10В)
Охлаждение воздушное
Основные узлы и детали
Цилиндры раздельные, взаимозаменяемые; из серого перлитного чугуна с присадкой сурьмы, заодно с рёбрами охлаждения
Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общие для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов
Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра
Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированное (лужёное)
маслосъёмное: 1, стальное, составное
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с разъёмной кривошипной головкой
Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с четыремя противовесами. Диаметр коренных шеек - 55 мм, шатунных - 50 мм
Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава с антифрикционным покрытием
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты, с антифрикционным покрытием
Толщина, мм: коренного вкладыша - 5,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45
Картер двигателя тоннельного типа, из магниевого сплава, к нижней части его крепится масляный картер
Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал стальной, кованый, 3-опорный
Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён
Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом
Толкатели клапанов стальные с наплавкой торца отбелённым чугуном
Штанги толкателей из алюминиевого сплава трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками
Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным болтом
Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали 40Х9С2, цельные со сферической тарелкой. диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 89,5°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные из жаропрочной стали 55Х20Н4АГ9, цельные с наплавкой рабочей фаски, диаметр тарелки 32 мм, угол фаски седла 89,5°, высота подъёма клапана 9 мм
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 20
закрытие впускного клапана после н.м.т. 60
открытие выпускного клапана до н.м.т. 60
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 20
Сцепление
МеМЗ-968, сухое, 1-дисковое, с демпфером, наружный диаметр ведомого диска 190 мм
Коробка передач 5-ступенчатая, с синхронизаторами на 1-4 передачах
передаточные числа 3,800; 2,118; 1,409; 0,964; п.п. 7,2; з.х. 4,156
Главная передача коническая с круговым зубом. Передаточное число 4,125
Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата: 3, на резиновых подушках
передние опоры 2, сварная поперечина
задняя опора 1, кронштейн на задней крышке коробки передач
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от коленчатого вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, расположенный на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель и карбюратор
Система питания
Топливный насос ВАЗ-2001-01 диафрагменный, с рычагом ручной подачи установлен на крышке распределительных шестерён
Карбюратор К-127 или К-133 (К-133А) 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, двойным распыливанием топлива, балансированной поплавковой камерой, ускорительным насосом, экономайзером и пусковым устройством в виде воздушной заслонки с полуавтоматическим управлением
Воздухоочиститель инерционно-масляный, с фильтрующим элементом МеМЗ-968
Система охлаждения
Тип системы охлаждения:
двигателя - воздушная принудительная на отсос
масла - воздушная, принудительная, с дополнительным масляным радиатором и электровентилятором
вентилятор осевой, в развале цилиндров на одной оси с генератором, рабочее колесо из магниевого сплава
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, 1-проводная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р-114-Б или 17.3706, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания
Свечи зажигания А-23, А-23-1
Генератор Г-502-А или Г-502-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Стартер СТ368, с электромагнитным тяговым реле
Предпусковой подогреватель модели 967, на базе отопительной установки 030, теплопроизводительностью не менее 4500 ккал/ч. Применяется при температуре ниже -15°С
Пусковое приспособление 5ПП-40А, для экстренного пуска при температуре от -15° до -40°С
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 3,75 л
Воздухоочиститель 0,20 л
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе 0,05-0,15 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на рабочих оборотах 2,0-4,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере 70-110°С
Зазор между контактами прерывателя 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания 0,6-0,75 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,6%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть I. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.