Двигатель МеМЗ-966Г
http://sg.uploads.ru/t/WwgHG.jpg

Изготовитель: Мелитопольский моторный завод

Начало выпуска:   1976 г.
                               
Общие сведения:
Двигатели карбюраторные четырёхтактные с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки  на легковые автомобилям особо малого класса запорожского автомобильного завода "Коммунар", а также для  поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 88% при +35°С
Конструктивно обеспечивается нормальный пуск двигателя при температуре воздуха до -15°С. При более низких температурах пуск холодного двигателя производится только после предварительного прогрева.
Допустимые углы наклона двигателя: продольные - 20°, поперечные - 15°

Комплектации:
966Г-1000300      Агрегат силовой в сборе
966Г-1000300-01 Агрегат силовой в сборе
966Г-1000300-10 Силовой агрегат в сборе
966Г-1000400      Двигатель с оборудованием в сборе
966Г-1000400-01 Двигатель с оборудованием в сборе
966Г-1000400-10 Двигатель с оборудованием в сборе
966Г-1700010      Коробка передач в сборе

Основные технические данные:
Количество цилиндров     4
Рабочий объём цилиндров, л     0,887
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм         72х54,5
Степень сжатия             6,5
Номинальная мощность при 64400 мин-1 , кВт (л.с.)              22 (30)
Максимальный крутящий момент при 3000 мин-1, Н.м (кгс.м)       52 (5,3)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1             16,7
Порядок работы цилиндров            1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя         правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг          88,5 
Ресурс до первого кап. ремонта, км    100 000
Наработка на отказ, ч       300
http://sh.uploads.ru/t/iLGgu.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)         24,8 (33,8)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)      347 (255) +5%
Средняя скорость поршня, м/с             7,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)    676 (6,9)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)   4,02 (2,95)
Литровая масса двигателя, кг/л        99,77
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо  А-76 или А-72
Масло
0°С и выше          М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже      М-8Г1, М-8ГИ, М-8В1
всесезонно          М-6з/10Г1
заменители          М-10ГИ, М-8Б1
Охлаждение   воздушное

http://sh.uploads.ru/t/J38zb.jpg

Основные узлы и детали

Цилиндры чугунные, раздельные, взаимозаменяемые;  с рёбрами охлаждения

Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированное (лужёное)
маслосъёмное: 1, стальное, составное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованной в верхнею головку бронзовой втулкой

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50 мм, шатунных - 45 мм

Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты, с антифрикционным покрытием из алюминиево-оловянистого сплава
Толщина, мм: коренного вкладыша - 5,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал стальной, кованый, 2-опорный

Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён

Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом

Толкатели клапанов чугунные, литые с отбелённым рабочим торцом

Штанги толкателей из алюминиевой трубки, со стальным наконечником

Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным винтом и контрагайкой

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра
впускные из стали 40Х9С2, тюльпанообразные. диаметр тарелки 27,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 7,5 мм
выпускные из жаропрочной стали 45Х14Н14В2М (ЭИ-69), с наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 26,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 7,5 мм

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      10
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 46
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    46
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               10

Сцепление
МеМЗ-965, сухое, 1-дисковое, наружный диаметр ведомого диска 170 мм

Коробка передач  МеМЗ-966Г, 4-ступенчатая, с синхронизаторами на 2-4 передачах
передаточные числа   3,727; 2,294; 1,391; 0,964; з.х. 4,763

Главная передача коническая с круговым зубом. Передаточное число  4,63

Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата:         3, на резиновых подушках
передние опоры                                      2, сварная поперечина
задняя опора                                          1, кронштейн на задней крышке коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки    коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел и привод распределителя зажигания
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от коленчатого вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры     два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, включен последовательно
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель

Система питания

Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-127 или К-133 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, двойным распыливанием топлива, балансированной поплавковой камерой, ускорительным насосом, экономайзером и пусковым устройством в виде воздушной заслонки с полуавтоматическим управлением
Воздухоочиститель   инерционно-масляный, с фильтрующим элементом МеМЗ-968

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:
двигателя -  воздушная принудительная с направлением движения воздуха на нагнетание через двигатель
масла - воздушная через радиатор
терморегулирование заслонки, регулируемые вручную
вентилятор осевой, рабочее колесо из магниевого сплава

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, 1-проводная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р-114-Б или 17.3706, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания
Свечи зажигания  А-23, А-23-1
Генератор Г-502-А или Г-502-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Стартер  СТ366-А, с электромагнитным тяговым реле

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       2,8 л
Воздухоочиститель                 0,34 л

Основные данные для контроля      

Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе     0,05-0,15 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на рабочих оборотах 1,6-3,6 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере   70-120°С
Зазор между контактами прерывателя 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания     0,75-0,85 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,6%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть I. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.