Изготовитель: Мелитопольский моторный завод
Начало выпуска: 1976 г.
Общие сведения:
Двигатели карбюраторные четырёхтактные с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые автомобилям особо малого класса запорожского автомобильного завода "Коммунар", а также для поставки в запасные части
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 88% при +35°С
Конструктивно обеспечивается нормальный пуск двигателя при температуре воздуха до -15°С. При более низких температурах пуск холодного двигателя производится только после предварительного прогрева.
Допустимые углы наклона двигателя: продольные - 20°, поперечные - 15°
Комплектации:
966Г-1000300 Агрегат силовой в сборе
966Г-1000300-01 Агрегат силовой в сборе
966Г-1000300-10 Силовой агрегат в сборе
966Г-1000400 Двигатель с оборудованием в сборе
966Г-1000400-01 Двигатель с оборудованием в сборе
966Г-1000400-10 Двигатель с оборудованием в сборе
966Г-1700010 Коробка передач в сборе
Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 0,887
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 72х54,5
Степень сжатия 6,5
Номинальная мощность при 64400 мин-1 , кВт (л.с.) 22 (30)
Максимальный крутящий момент при 3000 мин-1, Н.м (кгс.м) 52 (5,3)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1 16,7
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 88,5
Ресурс до первого кап. ремонта, км 100 000
Наработка на отказ, ч 300
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 24,8 (33,8)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 347 (255) +5%
Средняя скорость поршня, м/с 7,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 676 (6,9)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,02 (2,95)
Литровая масса двигателя, кг/л 99,77
Эксплуатационные данные
Топливо А-76 или А-72
Масло
0°С и выше М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже М-8Г1, М-8ГИ, М-8В1
всесезонно М-6з/10Г1
заменители М-10ГИ, М-8Б1
Охлаждение воздушное
Основные узлы и детали
Цилиндры чугунные, раздельные, взаимозаменяемые; с рёбрами охлаждения
Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов
Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра
Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные
Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированное (лужёное)
маслосъёмное: 1, стальное, составное
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованной в верхнею головку бронзовой втулкой
Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50 мм, шатунных - 45 мм
Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты, с антифрикционным покрытием из алюминиево-оловянистого сплава
Толщина, мм: коренного вкладыша - 5,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45
Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал стальной, кованый, 2-опорный
Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён
Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом
Толкатели клапанов чугунные, литые с отбелённым рабочим торцом
Штанги толкателей из алюминиевой трубки, со стальным наконечником
Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным винтом и контрагайкой
Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра
впускные из стали 40Х9С2, тюльпанообразные. диаметр тарелки 27,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 7,5 мм
выпускные из жаропрочной стали 45Х14Н14В2М (ЭИ-69), с наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 26,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 7,5 мм
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 10
закрытие впускного клапана после н.м.т. 46
открытие выпускного клапана до н.м.т. 46
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 10
Сцепление
МеМЗ-965, сухое, 1-дисковое, наружный диаметр ведомого диска 170 мм
Коробка передач МеМЗ-966Г, 4-ступенчатая, с синхронизаторами на 2-4 передачах
передаточные числа 3,727; 2,294; 1,391; 0,964; з.х. 4,763
Главная передача коническая с круговым зубом. Передаточное число 4,63
Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата: 3, на резиновых подушках
передние опоры 2, сварная поперечина
задняя опора 1, кронштейн на задней крышке коробки передач
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел и привод распределителя зажигания
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от коленчатого вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, включен последовательно
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель
Система питания
Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-127 или К-133 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, двойным распыливанием топлива, балансированной поплавковой камерой, ускорительным насосом, экономайзером и пусковым устройством в виде воздушной заслонки с полуавтоматическим управлением
Воздухоочиститель инерционно-масляный, с фильтрующим элементом МеМЗ-968
Система охлаждения
Тип системы охлаждения:
двигателя - воздушная принудительная с направлением движения воздуха на нагнетание через двигатель
масла - воздушная через радиатор
терморегулирование заслонки, регулируемые вручную
вентилятор осевой, рабочее колесо из магниевого сплава
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, 1-проводная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р-114-Б или 17.3706, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания
Свечи зажигания А-23, А-23-1
Генератор Г-502-А или Г-502-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Стартер СТ366-А, с электромагнитным тяговым реле
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 2,8 л
Воздухоочиститель 0,34 л
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе 0,05-0,15 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на рабочих оборотах 1,6-3,6 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере 70-120°С
Зазор между контактами прерывателя 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания 0,75-0,85 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,6%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть I. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.