Двигатели МеМЗ-966А;-966АЭ;-966АР;-966В;-966МР
http://sh.uploads.ru/t/M34gs.jpg

Изготовитель: Мелитопольский моторный завод

Начало выпуска:  -966АР - 1966 г.
                               -966А - 1967 г.
                               -966АЭ - 1967 г.
                               -966В - 1967 г.
                               -966МР - 1972 г.

Общие сведения:
Двигатели карбюраторные четырёхтактные с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для поставки в запасные части к легковым автомобилям особо малого класса запорожского автомобильного завода "Коммунар"

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатели расчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 88% при +40°С
Конструктивно обеспечивается нормальный пуск двигателя при температуре воздуха до -15°С. При более низких температурах пуск холодного двигателя производится только после предварительного прогрева.
Допустимые углы наклона двигателя: продольные - 20°, поперечные - 15°

Комплектации:
966АЭ-1000400 Двигатель с оборудованием в сборе
966АР-1000402 Двигатель с оборудованием в сборе
966МР-1000400 Двигатель с оборудованием в сборе

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                     4
Рабочий объём цилиндров, л                                                            0,887
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                 72х54,5
Степень сжатия                                                                                6,5
Номинальная мощность при 66,7-70 с-1 , кВт (л.с.)                            19,9 (27)
Максимальный крутящий момент при 41,7-50 с-1, Н.м (кгс.м)              50 (5,1)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1                         16,7
Порядок работы цилиндров                                                               1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя                         правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг          88,5  (-966АР и -966МР- 86,5)
Ресурс до первого кап. ремонта, км    -966АЭ - 75000 (-966АР и -966МР - 50000)
http://sg.uploads.ru/t/Y0oDk.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)         22,43 (30,43)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)      346,8 (255) +5%
Средняя скорость поршня, м/с             7,26-7,63
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)   617,7 (6,85)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) -966АЭ     4,44 (3,27)
                                                     -966АР, -966МР     4,34 (3,20)
Литровая масса двигателя, кг/л   -966АЭ     99,77
                                      -966АР, -966МР     97,51

Эксплуатационные данные
Топливо  А-72
Масло
0°С и выше          М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже      М-8Г1, М-8ГИ
заменители          М-10ГИ, М-8Б1
Охлаждение   воздушное

http://sh.uploads.ru/t/BZya4.jpg

Основные узлы и детали

Цилиндры раздельные, взаимозаменяемые; отлиты из серого перлитного чугуна с присадкой сурьмы, заодно с рёбрами охлаждения

Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общин для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра

Поршни литые, из жаропрочного алюминиевого сплава, с юбкой эллиптического сечения, лужёные

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, составное

Поршневые пальцы стальные, плавающие, пустотелые, закреплены в поршне двумя пружинными стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с разъёмной кривошипной головкой

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с четыремя противовесами. Диаметр коренных шеек - 50 мм, шатунных - 45 мм

Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты, с антифрикционным покрытием из алюминиево-оловянистого сплава
Толщина, мм: коренного вкладыша - 5,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Картер коленчатого вала тоннельного типа, литой, из магниевого сплава; к нижней его части крепится масляный картер

Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал стальной, кованый, 2-опорный, расположен над коленчатым валом

Привод распределительного вала от коленчатого вала парой косозубых шестерён

Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом

Толкатели клапанов литые из отбелённого чугуна

Штанги толкателей трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками

Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным винтом и контргайкой

Клапаны тюльпанообразные, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра
впускные из стали 40Х9С2, со сферической тарелкой. диаметр тарелки 27,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 7,5 мм
выпускные из жаропрочной стали 45Х14Н14В2М (ЭИ-69), с наплавкой рабочей фаски сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 26,5 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 7,5 мм

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      10
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 46
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    46
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               10

Сцепление
Для МеМЗ-966АЭ - МеМЗ-965, сухое, 1-дисковое, наружный диаметр ведомого диска 170 мм
Для МеМЗ-966АР,-966МР - электромагнитное, порошковое. Управление сцеплением автоматическое с помощью блока управления

Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата:         3, на резиновых подушках
передние опоры                                      2, сварная поперечина
задняя опора                                          1, кронштейн на задней крышке коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки    коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от коленчатого вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры     два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, расположен на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель

Система питания

Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-127 (К-127Р для  -966АР, -966МР) 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, двойным распыливанием топлива, балансированной поплавковой камерой, ускорительным насосом, экономайзером и пусковым устройством в виде воздушной заслонки с полуавтоматическим управлением
Воздухоочиститель   инерционно-масляный, с фильтрующим элементом МеМЗ-968

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:
двигателя -  воздушная принудительная на отсос
масла - воздушная через радиатор
вентилятор осевой, рабочее колесо из магниевого сплава
направляющий аппарат литой, из алюминиевого сплава, с эксцентричными опорными кольцами, обеспечивающими натяжение ремня

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, 1-проводная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р-114-Б, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания
Свечи зажигания  А-13Н или М14-225
Генератор Г-502-А, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Стартер  СТ366 или СТ366-А, с электромагнитным тяговым реле
Средство для облегчения пуска холодного двигателя - предпусковой подогреватель

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       2,8 л
Воздухоочиститель                 0,36 л

Основные данные для контроля      

Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе     0,05-0,15 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на рабочих оборотах 1,6-2,2 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере   70-120°С
Зазор между контактами прерывателя 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания     0,6-0,75 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,6%

Источник: Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть I. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
               Двигатели серийного производства 1981 года. Номенклатурный справочник НИИНАВТОПРОМ