МАЗ-535
Четырёхосный автомобиль-тягач повышенной проходимости со всеми ведущими осями
ОБОЗНАЧЕНИЕ
Заводское - МАЗ-535 (Минский Автомобильный Завод модель 535)
Войсковое - Циклоп
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
По инициативе заместителя министра обороны, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова принимается постановление СМ СССР №1258-563 от 25 июня 1954 года «О совершенствовании и создании новых образцов артиллерийских систем и тягачей». Этим постановлением предусматривалась организация на московском (ЗиС) и минском (МАЗ) автозаводах специальных конструкторских бюро (СКБ), главной задачей которых являлось создание многоосных колесных машин для нужд Министерства обороны страны. 1 июля 1954 года приказом Министра автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения №21 на Минском автомобильном заводе было создано СКБ по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой. Главным конструктором по тяжелым колесным артиллерийским тягачам приказом Министра от 5 июля 1954 года №25 был назначен начальник КБ МАЗа Б.Л. Шапошник. Приказом директора Минского автозавода от 23 июля 1954 года №15 вновь организованному СКБ было присвоено наименование СКБ-1. 1 сентября 1954 года был организован цех опытного производства (ЦОП).
Одной из первых задач минскому СКБ было поставлено создание артиллерийского тягача, который предназначался для буксировки тяжелых артиллерийских систем весом 10 т. Заказчик требовал создать автомобиль с колесной формулой 8х8, полуметровым дорожным просветом, способным преодолевать подъемы до 30°, броды — до 1,3 метра, с серьезным запасом хода по топливу.
Проектирование автомобиля МАЗ-535 началось в сентябре 1954 года. Компоновочная схема базировалась на четырехосном полноприводном шасси с вынесенной вперед кабиной экипажа, за которой было установлено МТО. В задней части располагалась грузовая платформа. В конструкцию МАЗ-535 были заложены как идеи, воплощённые ещё в 1934 году конструкторами немецкой фирмы Bussing-NAG («Бюссинг-НАГ») в своём 8-колёсном шасси, так и передовые технические решения: независимая подвеска всех колес, межосевые блокируемые дифференциалы, тележечная схема размещения осей по базе, мостовая раздача крутящего момента по колесам, управляемые колеса мостов передней тележки, рулевой привод с гидроусилителем, тормозная система с пневмогидравлическим приводом, несущая рама корытообразного сечения. Это был первый в СССР тягач с гидромеханической трансмиссией.
В мае-июне 1956 года в ЦОПе были собраны два первых опытных образца артиллерийского тягача МАЗ-535
В создании автомобиля, кроме главного конструктора СКБ, приняли заметное участие конструкторы Д.Э. Кацнельсон, В.В. Дробышевский, А.М. Печенев, Б.М. Рабинович, А.И. Хренов (позднее — заместитель главного конструктора МАЗа), А.Х. Лефаров, Г.И. Кеник, К.Г. Кукушкин, Б.П. Шкирич, И.Л. Шейнкер и другие.
Сборка тягачей началась в 1958 году в специально созданном цехе на территории бывшего прессового корпуса. С целью специализации серийного выпуска новых тягачей на Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года было организовано новое подразделение — производство специальных колесных тягачей (ПСКТ). Здесь автомобили семейства МАЗ-535 серийно производились не долго — по постановлению Совета Министров их производство переводится в г. Курган на завод «Уралсельмаш» (переименован в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) приказом Министра автотракторной промышленности от 11 июня 1966 года). За короткое время предприятие, выпускавшее молотилки, бороны, силосорезки превратилось в мощный технический центр. Были укреплены кадрами технические службы завода, главным инженером был назначен Л.Б. Чернов, главным конструктором — талантливый, энергичный специалист Г.А. Домрачев, ведущим конструктором колёсных тягачей — В.А. Пискарев, зам. главного конструктора — В.М. Бурдин, ведущим технологом — А.С. Батов.
В июне 1960 года был собран первый курганский МАЗ-535, а со следующего года на Урале уже был освоен серийный выпуск семейства автомобилей МАЗ-535. В 1961 году было выпущено около 200, а в 1962 — около 150 машин. Выпуск 535-ых, официально принятых на вооружение 16 июля 1962 года, продолжался до конца 1963 года, пока им на не смену не пришли более совершенные автомобили семейства МАЗ-537. --
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Четырёхосный автомобиль-тягач повышенной проходимости со всеми ведущими осями. Колесная формула 8x8. Предназначен для буксировки полуприцепов (прицепов) в тяжелых дорожных условиях, в том числе и на аэродромах для буксировки тяжёлых самолётов.
МОДИФИКАЦИИ
- МАЗ-535- бортовой тягач грузоподъёмностью 7000 кг для буксировки прицепа общей массой до 15 тонн.
- МАЗ-535А- тяжёлый многоцелевой автомобиль тягач, способный перевозить 6 т груза в кузове или буксировать прицеп массой от 15 т (по бездорожью) до 50 т (по дорогам с твёрдым покрытием).
- МАЗ-535Б - Шасси под СПУ ракеты 3М2. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Ладога» Предполагаемый индекс - 2К10.
- МАЗ-535В- седельный тягач для буксировки полуприцепа общей массой до 40 тонн. Основным внешним отличием от базовой машины являлось отсутствие кузова и установленное на его месте седельное сцепное устройство с двумя степенями свободы и автоматическим замком. Возросшие вертикальные нагрузки, передаваемые на заднюю часть рамы через седельное сцепное устройство (нагрузка на «седло» у МАЗ-535В достигала 12 т) заставили существенно пересмотреть конструкцию многих агрегатов автомобиля. В первую очередь пришлось отказаться от хорошо зарекомендовавшей себя на тяжелом бездорожье независимой торсионной подвески задних колес в пользу более простой и надежной балансирной безрессорной. Задние колеса были попарно соединены в продольные качающиеся тележки при помощи балансира, посаженного на ось посредством бронзовых втулок. Колеса седельного тягача получили новые 16-слойные шины повышенной грузоподъемности с регулируемым давлением, аналогичные по своим размерам с шинами МАЗ-535А. Эксплуатационные параметры остались практически без изменений. Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием составляла 60 км/ч, правда среднетехническая скорость с полуприцепом полной массой 15000 кг снизилась до 25..30 км/ч. Основной полуприцеп-трейлер МАЗ-796
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЗ-535
Масса в снаряженном состоянии, кг: 18975
Полная масса,кг: 25975
Масса буксируемого прицепа, т: 15
Мощность двигателя, л.с.: 375
Максимальная скорость, км/ч: 60
Глубина преодолеваемого брода, м.: 1,3
Габаритные размеры, мм:
- длина: 8780
- ширина: 2805
- высота: 2915
Дорожный просвет, мм : 500
Аккумуляторная батарея: 6СТ-140 (12СТ-70)- 4 шт.
Вместимость системы охлаждения, л: 100
Система смазки двигателя, л. : 90
Наименьший радиус поворота, м. : 15,5
Минимальная ширина дорожного коридора (для автопоезда) м. : 9,5
Применяемое горючее: ДТ
Контрольный расход топлива, л/100 км: 75
Вместимость топливных баков, л: 2x350
Запас хода по топливу, км: 650
Источники: русская-сила.рф