001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЗИЛ-130

Сообщений 21 страница 23 из 23

21

ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ (окончание)

С января 1977 года в возрастающих объёмах начали устанавливаться диагональные шины 260-508 и радиальные шины 260-508Р с максимально допустимой нагрузкой 2050 кгс по ГОСТ 5513-75 вместо шин с нагрузкой 1860 кгс по ГОСТ 5513-74.
В I квартале 1977 года внедрена балка передней оси увеличенной прочности из стали 17ГС вместо стали 45.
Грузоподъёмность бортовых грузовиков выросла до 6000 кг, нагрузка на седельное устройство тягача ЗИЛ-130В1 – до 6400 кг (общий вес буксируемого полуприцепа – 14400 кг). Ресурс шасси машины (пробег до первого капитального ремонта) повысился с 200000 км до 300000 км.
В апреле 1977 года, в связи с перечисленными изменениями, базовой модели был присвоен заводской индекс ЗИЛ-130-76, автомобилю с повышенным ресурсом двигателя (с нирезистовыми вставками поршней) – ЗИЛ-130Н (по классификации НИИНавтопром ЗИЛ-130-76Н).
ЗИЛ-130Н с самого начала выпускался во всё более нарастающих объёмах, но по причине того, что из-за недостатка новых комплектующих завод не мог одномоментно приступить к производству наиболее усовершенствованного варианта грузовика, в течение долгого времени с его конвейера сходили все три его разновидности: ЗИЛ-130-66, ЗИЛ-130-76 и ЗИЛ-130Н.
С 1977 года наряду со свечами А11 в системе зажигания ставились свечи А11-1.
С июня 1977 года была изменена фиксация болтов крепления опорной пластины регулировочной гайки в сцеплении (вместо проволоки стала применяться стопорная пластина).
С конца 1977 года взамен кольцевой канавки на торце насоса гидроусилителя руля, применявшейся для уменьшения усилия, с которым ротор насоса прижимался к его корпусу, внедрены два углубления.
С 1977 года грузовики комплектовались стартерами СТ130-А2 мощностью 2,1 л.с (1,5 кВт).
С апреля 1978 года на автомобили ЗИЛ-130АН и ЗИЛ-130К устанавливался генератор 17.3701 мощностью 500 Вт и максимальной силой тока 40 А со встроенным интегральным регулятором напряжения Я112-А.
В августе упразднён конденсационный (расширительный) бачок в системе охлаждения тропических модификаций ЗИЛ-130.
С сентября ступица шкива вентилятора стала крепиться к валу с помощью прессовой посадки (до этого крепилась гайкой).
С ноября 1978 года внедрена обновлённая облицовка радиатора. Фонари ПФ101-Б стали устанавливаться в верхней части облицовки, а фары сместились вниз.
В декабре 1978 года введена усиленная фиксация оси коромысла топливного насоса путём установки заклёпки вместо шплинта.
С 1978 года согласно ГОСТ 2023-75 «Лампы накаливания электрические автомобильные» поменялись лампы, использовавшиеся в фонарях грузовика:
А-12-21+6 (21 св+6 св)............А-12-21+5 (21 Вт+5 Вт) – подфарники ПФ101-Б (указатели поворота/обозначение габаритов);
А-12-21 (21 св).........................А-12-21 (21 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (указатели поворота/тормозная сигнализация);
А-12-3 (3 св).............................А-12-5 (5 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (обозначение габаритов/освещение номерного знака) и повторители указателей поворотов УП101.
В 1978 году звуковой сигнал С44 заменён на С311.
С апреля 1979 года наряду с двухступенчатым задним мостом начал монтироваться задний мост с одинарной гипоидной главной передачей с передаточным числом 6,33, первоначально шедший главным образом на экспортные модификации и седельные тягачи ЗИЛ-130В1.
В июне в целях устранения самовыключения II и IV передач внедрены двухступенчатые замки на шлицах вторичного вала КПП.
В июле на ЗИЛ-130С модернизирован привод лебёдки путём установки одного трубчатого карданного вала вместо двух прежних и ликвидации промежуточной опоры.
В октябре 1979 года генератор Г250-П1, ставившийся на ЗИЛ-130Е, заменён на Г287-Б мощностью 1260 Вт и силой тока 90 А.
В декабре взамен двух колец (войлочного и резинового), использовавшихся для уплотнения шлицевого соединения карданного вала рулевого управления, поставлено одно новое резиновое кольцо. Одновременно упразднена одна из двух разрезных шайб (наружная), применявшихся до этого для фиксации колец.
В 1979 году в целях увеличения жёсткости картера коробки передач упразднён левый люк картера КПП с фланцем для крепления коробки отбора мощности.
С 1980 года прекращён выпуск ЗИЛ-130-66, в производстве остались ЗИЛ-130-76 и ЗИЛ-130Н.
В январе введено утолщённое упорное кольцо регулировочного винта гидроусилителя рулевого механизма 307710-П, вследствие чего увеличен размер канавки под кольцо в теле сошки.
В марте 1980 года изменена конструкция упорной шайбы клапанных пружин двигателя (поменялось её сечение и ликвидирован буртик).
С 17 июня 1980 года в соответствии с требованиями ГОСТ 8769-75 на ЗИЛ-130 и его модификации, предназначенные для работы с прицепным составом, монтировался знак автопоезда – 3 оранжевых фонаря УП101 с лампами А-12-5 на крыше кабины.
В июне 1980-го под пружины винтов регулировочных игл холостого хода карбюраторов К-88АМ и К-88АЖ начали устанавливаться стальные шайбы с резиновыми уплотнителями.
В июле для повышения срока службы уплотнения вала насоса гидроусилителя руля внедрён сальник из фторкаучука.
В июле 1980 года на двигателе ЗИЛ-157Д автомобилей ЗИЛ-130АН и ЗИЛ-130К введено бесшплинтовое крепление крышек шатунов двигателя: взамен комплекта «болт-прорезная гайка-шплинт» устанавливался комплект «болт-плоская шайба-гайка» с болтами повышенной твёрдости и увеличенным шагом резьбы.
С августа 1980-го автомобили оснащались стартером СТ130-А3 мощностью 2,4 л.с. (1,8 кВт).
С 5 сентября 1980 года в целях упрощения процесса производства поменялась конструкция упоров спинки пассажирского сиденья: ликвидированы стойки пояса задка и упорная балка крепления спинки и введены изменённые упорные кронштейны спинки.
С 16 сентября 1980-го отменена установка промежуточного кольца вентилятора, причина – уменьшение номенклатуры деталей двигателя.
В сентябре для облегчения процесса изготовления карбюратора упразднено замочное кольцо подшипника оси дроссельных заслонок и канавка под него в корпусе смесительной камеры.
В октябре 1980-го с целью увеличения срока службы вместо внутреннего подшипника 7517К ступицы заднего колеса стал устанавливаться подшипник 7517А.
С ноября 1980 года для снижения трудоёмкости изготовления и повышения долговечности в водяном насосе системы охлаждения наряду с крыльчаткой из серого чугуна СЧ 15-32 монтировалась крыльчатка из фенопласта с пластиной вместо втулки.
Тогда же для снижения трудоёмкости производства ликвидирована смотровая пробка в картере заднего моста и введено сквозное отверстие с резьбой М12 для обеспечения выхода воздуха при консервации.
В январе 1981 года двигатель начал комплектоваться коленчатым валом с увеличенным радиусом галтелей на шатунных шейках. Ширина вкладышей была уменьшена на 1,5 мм.
С февраля в целях облегчения процесса производства отменена установка разобщительного крана и введена изменённая соединительная головка в тормозной системе автомобилей-тягачей.
С апреля 1981-го:
– монтировался облегчённый вентилятор системы охлаждения двигателя с изменёнными крестовинами и лопастями;
– для снижения материалоёмкости и трудоёмкости изготовления внедрены крышка и щиток картера сцепления изменённой конструкции, а также изменено крепление щитка на крышке (аннулирован один из трёх болтов М10×18 с пружинной шайбой);
– для увеличения срока службы вместо наружного подшипника 7608К ступицы переднего колеса введён подшипник повышенной долговечности 7608А.
С 1981 года перешли на установку распределителя зажигания Р137, в котором была усовершенствована конструкция центробежного регулятора опережения зажигания, а в ротор вмонтирован проволочный резистор подавления радиопомех сопротивлением 4-5 кОм, и катушки зажигания Б114-Б взамен Б114.
В 1981 году фарами ФГ122-ГВ с полуразборными оптическими элементами ФГ140 и лампами А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света начали оснащаться все машины семейства ЗИЛ-130.
С 1982 года завод прекратил производство ЗИЛ-130-76 (в справочнике НИИНавтопром за 1981 г. проходит под индексом ЗИЛ-130-80) и полностью перешёл на выпуск модернизированного ЗИЛ-130Н с повышенным ресурсом двигателя (по версии НИИНавтопром – ЗИЛ-130-80Н).
С февраля 1982 года на оси блока шестерён заднего хода коробки передач взамен распорной втулки устанавливалась пружина.
Одновременно были ликвидированы металлические накладки пола платформы.
С февраля 1983 года упразднён левый вентиляционный люк на крыше кабины.
В 1983 году грузовик стал оборудоваться генератором 32.3701 мощностью 840 Вт и силой тока 60 А с регулятором напряжения 201.3702.
С августа 1984 года отдельные автомобили начали комплектоваться тремя независимыми тормозными системами – рабочей, стояночной и запасной, а в их пневматической системе стало насчитываться пять независимых контуров:
первый (I) – контур привода тормозных механизмов передних колёс;
второй (II) – контур привода тормозных механизмов задних колёс;
третий (III) – контур привода стояночной и запасной тормозных систем, а также комбинированного привода тормозов прицепа;
четвёртый (IV) – контур привода дополнительных (нетормозных) потребителей сжатого воздуха;
пятый (V) – контур привода аварийного растормаживания.
Такие машины оснащались четырьмя воздушными баллонами вместо двух: два баллона обслуживали рабочую тормозную систему, один – стояночную и запасную, ещё один использовался для конденсации влаги.
На модернизированный грузовик ставились следующие тормозные системы:
1) рабочая с раздельным пневматическим приводом на тормозные механизмы переднего и заднего мостов с автоматическим регулированием тормозных сил;
2) стояночная с механическим приводом от пружинных энергоаккумуляторов, располагавшихся в новых задних тормозных камерах, с пневматическим управлением посредством рычажного крана, расположенного на полу кабины;
3) запасная (аварийная) с теми же приводом и управлением, что и у стояночной системы, но со следящим действием при управлении.
В рабочей тормозной системе вместо комбинированного тормозного крана устанавливался новый двухсекционный, в котором верхняя секция снабжала сжатым воздухом тормозные механизмы II контура, нижняя – I контура.
Вдобавок к перечисленным была введена система аварийного растормаживания пружинных аккумуляторов стояночной и запасной систем с пневматическим управлением при помощи кнопочного крана, установленного на панели приборов, предназначенная для быстрого перемещения машины с опасного участка дороги.
Грузовик был укомплектован полной оснасткой для работы в качестве тягача: двумя клапанами управления тормозами прицепа (с однопроводным и двухпроводным тормозными приводами), тремя соединительными головками (одной типа «А» для прицепов с однопроводным приводом и двумя типа «Палм» для прицепов с двухпроводным приводом), буксирным прибором и штепсельной розеткой для подключения электроприборов прицепа.
Наряду с карбюратором К-88АМ начал ставиться карбюратор К-90 с электромагнитным экономайзером принудительного холостого хода с электронным управлением. В этом карбюраторе подача топлива в каналы системы холостого хода регулировалась двумя электромагнитными клапанами, управлявшимися электронным блоком управления. В блок управления поступали сигналы от датчика частоты вращения коленчатого вала, в качестве которого использовался прерыватель-распределитель, датчика углового положения дроссельных заслонок и датчика температуры охлаждающей жидкости, в соответствии с которыми он выдавал команды на включение электромагнитных клапанов. Система работала только в режиме принудительного холостого хода (при торможении двигателем).
Одновременно была введена новая светотехника – двухцветные двухсекционные двухламповые передние фонари ПФ130 с лампами А-12-21-3 (указатели поворота) в верхней секции с оранжевым рассеивателем и А-12-5 (обозначение габаритов) в нижней части с бесцветным рассеивателем, а также трёхсекционные задние фонари ФП130 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП130-Б (правый). Центральная секция левых задних фонарей ФП130 с двумя лампами А-12-5, красным рассеивателем и встроенным световозвращателем красного цвета служила для обозначения габаритов, левая с лампой А-12-21-3 и оранжевым рассеивателем – для указания поворота, правая с лампой А-12-21-3 и красным рассеивателем – тормозная сигнализация. Секции правого фонаря ФП130-Б располагались в зеркальном отражении с левым. В качестве противотуманных стали применять прямоугольные фары ФГ152-Б с оптическими элементами ФГ152 и галогенными лампами АКГ-12-55 типа H1 мощностью 55 Вт.
Кроме того, был внедрён новый приборный щиток КП208-Б (от автомобиля ЗИЛ-133ГЯ), на котором располагались:
– указатель уровня топлива 13.3806 с сигнализатором минимального уровня;
– указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 с сигнализатором перегрева;
– спидометр 11.3802 с сигнализатором дальнего света фар;
– указатель тока АП171;
– манометр системы смазки МД234 с сигнализатором аварийного падения давления;
– манометр 13.830 контура задних тормозов;
– манометр 13.830 контура передних тормозов.
В правой части щитка размещались два блока сигнализаторов – ПД511-Г (левый) и ПД512-Г (правый), а также блок выключателей и переключателей.
На блоке ПД511-Г монтировались:
– сигнализатор включения опознавательных фонарей автопоезда;
– сигнализатор включения указателей поворота тягача;
– сигнализатор включения указателей поворота прицепа;
– выключатель для проверки исправности ламп сигнализаторов.
На блоке ПД512-Г ставились:
– сигнализатор включения привода стояночной тормозной системы;
– сигнализатор падения давления в контуре привода запасной и стояночной тормозной систем;
– сигнализатор падения давления в контуре привода тормозного механизма задних колёс;
– сигнализатор падения давления в контуре привода тормозного механизма передних колёс;
– выключатель для проверки исправности ламп сигнализаторов.
В случае аварийного падения давления воздуха в одном или нескольких контурах пневматической системы автоматически включался звуковой сигнал (зуммер), в качестве которого использовалось реле РС508.
Для повышения безопасности работы водителя была введена световая аварийная сигнализация с выключателем ВК422-12, располагавшимся справа от рулевой колонки под приборным щитком. Роль сигнализаторов играли передние и задние указатели поворотов, а также боковые повторители указателей поворотов.
Вместо переключателя указателей поворота П105-А установлен подрулевой комбинированный переключатель света П145-01, содержавший переключатель указателей поворота, выключатель звукового сигнала, переключатель дальнего и ближнего света фар, выключатель габаритных фонарей и выключатель сигнализации светом фар. В связи с этим уменьшено количество проводов и упразднены одна пятиклеммная соединительная панель ПС5 и две трёхклеммных соединительных панели ПС1-А2 электропроводки, вместо одной из которых установлена двухклеммная панель ПС4-А2 для подсоединения проводов штепсельной розетки прицепа.
В систему электрооборудования добавлен выключатель аккумуляторной батареи ВК318-Б.
Модернизированному автомобилю был присвоен заводской индекс ЗИЛ-130-80.
Первоначально (до перехода на производство ЗИЛ-431410) перечисленной комплектацией оснащалась только часть бортовых грузовиков и шасси, исключая самосвальные. В то же время продолжали выпускаться машины с карбюраторами К-88АМ, обычной одноконтурной тормозной системой, двумя ресиверами, прежней светотехникой и приборными щитками КП204. Количество экземпляров, оборудованных МТП (многоконтурным тормозным приводом), не превышало 25-30% от общего объёма производства автомобилей семейства.
В 1984 году поменялась накладка педали акселератора.
С февраля 1985 года новая светотехника – передние фонари ПФ130 и задние фонари ФП130 и ФП130-Б – начала монтироваться на все машины линейки ЗИЛ-130. На седельном тягаче ЗИЛ-130В1 задние фонари и номерной знак стали крепить на кронштейнах, установленных сзади на лонжеронах рамы.
К новым световым приборам армейских версий с этого времени прилагался комплект светомаскировочных устройств СМУ-40, в состав которого входили:
– насадки фар АС122;
– насадки к передним фонарям АС130;
– насадка к заднему левому фонарю с отверстием для освещения номерного знака АС135;
– насадка к заднему правому фонарю АС135-Б;
– насадки к боковым повторителям указателей поворота АС133;
– насадка к плафону кабины ПК2-250.
В 1985-м в передней и задней подвесках введены стремянки крепления ушка рессор уменьшенного диаметра (16 мм вместо 20 мм) с изменёнными прижимными накладками с отверстиями диаметром 16 мм вместо 20 мм и гайками 250561-П8 М16×1,5 с пружинными шайбами 252139-П2 взамен гаек 250565-П8 М20×1,5 с пружинными шайбами 252141-П2.
В 1985 году на газобаллонном ЗИЛ-138 вместо магистрального запорного вентиля 11.4402080-01 и газового фильтра 11.4411010 введён единый электромагнитный магистральный запорный клапан-фильтр 113.4412010 со сменным войлочным фильтрующим элементом, в котором были конструктивно объединены оба упразднённых узла.
В этом же году ликвидировано уплотнительное резиновое кольцо, устанавливавшееся перед заглушкой в отверстии картера коробки передач под передний роликовый подшипник промежуточного вала. С этого времени стык заглушки с отверстием заполнялся герметизирующей пастой.

Автор статьи Юркеш 1 Уточнено на 07.01.22

22

СЕРИЙНЫЕ БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ И МОДИФИКАЦИИ

· ЗИЛ-130 (1963-1966) – бортовой автомобиль-тягач (и шасси для специализированных автомобилей) с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л.с., первый серийный вариант. Грузоподъёмность варьировалась в пределах от 4000 до 5500 кг в зависимости от типа дорожного покрытия. Ресурс до капитального ремонта составлял 135 тыс. км.
· ЗИЛ-130-66 (1966-1980) – вариант 1966 года. Мощность двигателя увеличена до 150 л.с., внедрён ряд усовершенствований конструкции. Грузоподъёмность определена в 5000 кг, ресурс возрос до 200 тыс. км.
· ЗИЛ-130-76 (1977-1981) – вариант 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6000 кг, ресурс – до 300 тыс. км.
· ЗИЛ-130Н (1977-1986) – вариант 1976 года с повышенным (250 тыс. км) ресурсом двигателя.
· ЗИЛ-130-80 (1984-1986) – вариант 1980 года. Комплектовался тремя независимыми тормозными системами.
(Следует отметить, что индексы -66, -76, -80 и Н применялись для обозначения указанных версий ЗИЛ-130 и его модификаций в различной технической и заводской документации и справочниках, но не отражались в торговых наименованиях автомобилей и заводских табличках с указанием их моделей.)
· ЗИЛ-130В1 (1964-1986) – седельный тягач (и шасси для спецавтомобилей). Общий вес буксируемого полуприцепа – 10500 кг (для ЗИЛ-130В1-66 – 12400 кг; для ЗИЛ-130В1-76 – 14400 кг).
· ЗИЛ-130Д1 (1964-1986) – шасси под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-4502 (колёсная база 3300 мм).
· ЗИЛ-130Г (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный (база 4500 мм).
· ЗИЛ-130Э (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
· ЗИЛ-130ГЭ (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
· ЗИЛ-130В1Э (1965-1986) – седельный тягач, экспортный вариант для стран с умеренным климатом. Общий вес буксируемого полуприцепа – 14500 кг.
· ЗИЛ-130Д1Э (1965-1986) – шасси под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555Э и ЗИЛ-ММЗ-450206, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
· ЗИЛ-130Т (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
· ЗИЛ-130ГТ (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
· ЗИЛ-130В1Т (1965-1986) – седельный тягач, экспортный вариант для стран с тропическим климатом. Общий вес буксируемого полуприцепа – 14500 кг.
· ЗИЛ-130Д1Т (1965-1986) – шасси под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555Т и ЗИЛ-ММЗ-450207, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
· ЗИЛ-136И (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 5000 кг, экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.354 мощностью 112-120 л.с.
· ЗИЛ-136ИГ (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный (база 4500 мм), грузоподъёмностью 5000 кг, экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.354 мощностью 112-120 л.с.
· ЗИЛ-136ИВ1 (1965-1986) – седельный тягач, экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.354 мощностью 112-120 л.с.
· ЗИЛ-136ИД1 (1965-1986) – шасси под промышленный самосвал, экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.354 мощностью 112-120 л.с. (колёсная база 3300 мм).
· ЗИЛ-130Е (1966-1981) – шасси для специализированных автомобилей с экранированным электрооборудованием.
· ЗИЛ-130ЕЭ (1966-1981) – шасси для специализированных автомобилей с экранированным электрооборудованием, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
· ЗИЛ-130ЕТ (1966-1981) – шасси для специализированных автомобилей с экранированным электрооборудованием, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
· ЗИЛ-130ГЕ (1966-1981) – длиннобазное шасси для специализированных автомобилей с экранированным электрооборудованием.
· ЗИЛ-130ГЕЭ (1966-1981) – длиннобазное шасси для специализированных автомобилей с экранированным электрооборудованием, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
· ЗИЛ-130ГЕТ (1966-1981) – длиннобазное шасси для специализированных автомобилей с экранированным электрооборудованием, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
· ЗИЛ-130Д2 (1967-1986) – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи ЗИЛ-ММЗ-555А и ЗИЛ-ММЗ-45022 (колёсная база 3300 мм).
· ЗИЛ-130Б2 (1972-1986) – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под сельскохозяйственные самосвалы-тягачи ЗИЛ-ММЗ-554 и ЗИЛ-ММЗ-554М (колёсная база 3800 мм).
· ЗИЛ-130С (1974-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей), для районов Крайнего Севера. Выпускался Читинским автосборочным заводом.
· ЗИЛ-130АН (1974-1986) – шасси для специализированных автомобилей с двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л.с.
· ЗИЛ-130К (1974-1986) – шасси с двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л.с., под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555К и ЗИЛ-ММЗ-45021 (колёсная база 3300 мм).
· ЗИЛ-138 (1975-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный для работы на сжиженном нефтяном газе.
· ЗИЛ-138В1 (1975-1986) – газобаллонный седельный тягач для работы на сжиженном нефтяном газе.
· ЗИЛ-138Д2 (1975-1986) – газобаллонное шасси для работы на сжиженном нефтяном газе, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленный самосвал-тягач ЗИЛ-ММЗ-45023 (колёсная база 3300 мм).
· ЗИЛ-130ГУ (1976-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с особо длинной базой (5600 мм) с использованием узлов от ЗИЛ-133Г1. Выпускался небольшими партиями.
· ЗИЛ-130ЕТ (1981-1986) – шасси для специализированных автомобилей с экранированным электрооборудованием, единый вариант для поставок на внутренний рынок и на экспорт для стран с умеренным и тропическим климатом.
· ЗИЛ-130ГЕТ (1981-1986) – длиннобазное шасси для специализированных автомобилей с экранированным электрооборудованием, единый вариант для поставок на внутренний рынок и на экспорт для стран с умеренным и тропическим климатом.
· ЗИЛ-138А (1982-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный грузоподъёмностью 5400 кг при использовании баллонов из легированной стали или 5200 кг при использовании баллонов из углеродистой стали, для работы на сжатом природном газе и бензине А-76.
· ЗИЛ-138АГ (1982-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5300 кг при использовании баллонов из легированной стали или 5000 кг при использовании баллонов из углеродистой стали, для работы на сжатом природном газе и бензине А-76.

ОПЫТНЫЕ И МЕЛКОСЕРИЙНЫЕ МОДЕЛИ И МОДИФИКАЦИИ

· ЗИЛ-130 (1956) – бортовой прототип с двигателем ЗИЛ-1Э130 мощностью 130 л.с. Изготовлено два образца в декабре 1956-го и начале 1957 года.
· ЗИЛ-130Л (1957) – бортовой и шасси с двигателем ЗИЛ-120ВК. Два образца с моторами мощностью 125 л.с. (№1) и 136 л.с. (№2) изготовлены в августе 1957 года.
· ЗИЛ-130БЛ (1958) – сельскохозяйственный самосвал с самосвальной надстройкой разработки и постройки ММЗ с двигателем ЗИЛ-120ВК. Изготовлен в середине года на шасси ЗИЛ-130Л, собранном в августе 1957 года.
· ЗИЛ-3Э130 (1958) – бортовой, с двигателем ЗИЛ-3Э130 максимальной мощностью 151 л.с. и новыми кабиной и оперением. Изготовлен в декабре 1958 года. В 1959-м переоборудован в бортовой тягач ЗИЛ-130А, в 1961-м – в тропический вариант.
· ЗИЛ-3Э130В (1958) – седельный тягач с двигателем ЗИЛ-3Э130 максимальной мощностью 151 л.с. и двухступенчатым двухскоростным задним мостом. Изготовлен в декабре 1958 года. В 1961-м переоборудован в тропический вариант.
· ЗИЛ-130 (1959-1960, 1962-1963) – бортовой, с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л.с. Опытные образцы строились в 1959-1962 гг. В 1963 году началось мелкосерийное производство грузовиков.
· ЗИЛ-130А (1959-1961) – бортовой тягач с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л.с., с двухступенчатым двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа. Изготовлены по одному экземпляру в 1959-м (переоборудован из ЗИЛ-3Э130 сборки 1958 года), во II квартале 1960-го и в октябре 1961 года.
· ЗИЛ-130ГМ (1959) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с двигателем ЗМЗ-41 мощностью 138 л.с. Изготовлен один экземпляр.
· ЗИЛ-130Л (1959) – бортовой, с форсированным двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 154 л.с. и новыми кабиной и оперением типа ЗИЛ-3Э130. Изготовлен в одном экземпляре путём переделки опытного ЗИЛ-130Л №2 образца 1957 года.
· ЗИЛ-130В (1960-1962) – седельный тягач с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л.с. и двухступенчатым двухскоростным задним мостом. Изготовлены два образца в 1960-м, два (один для выставки в Лондоне) в 1961-м и один образец в 1962 году.
· ЗИЛ-130Г (1960-1962) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм) с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л.с. Изготовлен один образец во II квартале 1960 г., два (один для выставки в Лондоне) – в 1961-м, два (для выставок) – в 1962 году.
· ЗИЛ-130Д (1960-1961) – шасси с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л.с. и двухступенчатым двухскоростным задним мостом, под промышленный самосвал (колёсная база 3300 мм). Изготовлен один образец в III квартале 1960-го и три – в 1961 году.
· ЗИЛ-130Л (1960) – бортовой с двигателем ЗИЛ-158В мощностью 110 л.с.
· ЗИЛ-130ВЛ (1960) – седельный тягач с двигателем ЗИЛ-158В мощностью 110 л.с.
· ЗИЛ-130БЛ (1960) – шасси под сельскохозяйственный самосвал с двигателем ЗИЛ-158В мощностью 110 л.с. Изготовлено два экземпляра в III квартале.
· ЗИЛ-136 (1960, 1968) – бортовой тягач с V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЗИЛ-136 мощностью 125 л.с. при 2800 об/мин, максимальным крутящим моментом 35 кГм при 1400 об/мин, рабочим объёмом 6000 см3 и степенью сжатия 17, с двухступенчатым двухскоростным задним мостом (1960 г.) и двухступенчатым односкоростным задним мостом (1968 г.). Два образца изготовлены в 1960-м, 10 (с двигателем с усиленными блоками) – в 1968 году.
· ЗИЛ-138 (1960, 1962, 1968) – бортовой газобаллонный с двигателем ЗИЛ-138 для работы на сжиженном нефтяном газе. Два образца изготовлены в III и IV кварталах 1960 года, три – в 1962 году, один, с уточнённой газовой аппаратурой – в 1968-м.
· ЗИЛ-130Т (1961) – бортовой, для тропического климата. Изготовлен путём переоснащения опытного ЗИЛ-130А, переоборудованного в 1959-м из ЗИЛ-3Э130, построенного в декабре 1958 года.
· ЗИЛ-130ВТ (1961) – седельный тягач, для тропического климата. Изготовлен путём переоснащения опытного ЗИЛ-3Э130В, построенного в декабре 1958 года.
· ЗИЛ-130М (1961) – бортовой, с двигателем ЗМЗ-41 мощностью 138 л.с. Изготовлено два образца в 1961 году.
· ЗИЛ-130АУ (1961) – бортовой тягач грузоподъёмностью 5500 кг с двухступенчатым двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, с усиленными рамой и подвеской. Изготовлен в одном экземпляре.
· ЗИЛ-130ГУ (1961) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5500 кг с усиленными рамой и подвеской. Изготовлен в одном экземпляре.
· ЗИЛ-130Б (1961) – шасси с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л.с., под сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-ММЗ-554 грузоподъёмностью 3500 кг (колёсная база 3800 мм). Изготовлены три образца.
· ЗИЛ-130Н (1961-1963) – гидрофицированный седельный тягач с двухступенчатым двухскоростным задним мостом, с коробкой отбора мощности и масляным насосом для работы с самосвальным полуприцепом ММЗ-811А и самосвальным полуприцепом-зерновозом ММЗ-812 грузоподъёмностью соответственно 7500 кг и 7000 кг. Изготавливался по одному образцу в год.
· ЗИЛ-130С (1962, 1963) – бортовой, для районов Крайнего Севера, комплектация в-основном соответствовала устанавливавшейся позже на серийном ЗИЛ-130С. Первый образец изготовлен в III квартале 1962 года путём переоборудования опытного тягача ЗИЛ-130А, построенного в октябре 1961-го, два следующих изготовлены в 1963-м на основе серийных ЗИЛ-130.
· ЗИЛ-130И (1962) – бортовой тягач с двухступенчатым односкоростным задним мостом (планировался двухступенчатый двухскоростной с передаточными числами 6,79 и 5,23), оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, с коробкой отбора мощности с выводом под передний бампер, рассчитанной на передачу мощности до 30 л.с., для использования в сельском хозяйстве. Изготовлен в конце 1962 года.
· ЗИЛ-130К (1962) – шасси с двухступенчатым двухскоростным задним мостом, под самосвал-тягач ЗИЛ-ММЗ-552 грузоподъёмностью 4500 кг с боковой разгрузкой (колёсная база 3300 мм). Оборудовалось комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа. Комплектовалось усиленными балкой передней оси, лонжеронами рамы и задними рессорами. Изготовлено в сентябре 1962 года.
· ЗИЛ-130А1 (1963) – бортовой тягач с двухступенчатым односкоростным задним мостом с повышенным передаточным числом (6,97). Оборудовался четырёхрядным радиатором, комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, пневматическим двухрупорным звуковым сигналом и зеркалами заднего вида увеличенного размера. Общий вес буксируемого прицепа – до 6400 кг.
· ЗИЛ-130Р (1963) – шасси под самосвал ЗИЛ-ММЗ-551 грузоподъёмностью 4000 кг с предварительным подъёмом кузова.
· ЗИЛ-138В1 (1963) – газобаллонный седельный тягач с двигателем ЗИЛ-138 и двухступенчатым односкоростным задним мостом, для работы на сжиженном нефтяном газе. Изготовлен во II квартале.
· ЗИЛ-138Д1 (1963) – газобаллонное шасси с двигателем ЗИЛ-138 и двухступенчатым односкоростным задним мостом, для работы на сжиженном нефтяном газе, под промышленный самосвал. Изготовлено во II квартале.
· ЗИЛ-2Э130Б (1964) – шасси под сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-ММЗ-554Б грузоподъёмностью 4000 кг. Изготовлено 4 экземпляра.
· ЗИЛ-130ГС (1965) – бортовой длиннобазный, для районов Крайнего Севера. Кроме северной комплектации отличался от серийного ЗИЛ-130Г укороченной платформой и двумя запасными колёсами, крепившимися в вертикальных держателях позади кабины.
· ЗИЛ-130В1С (1965, 1969, 1980) – седельный тягач для районов Крайнего Севера. Кроме северной комплектации в отличие от серийного ЗИЛ-130В1 имел колёсную базу 3800 мм и снабжался двумя запасными колёсами, крепившимися в вертикальных держателях позади кабины, а также петлёй для вытаскивания, устанавливавшейся на задней поперечине рамы. Выпускался опытно-промышленными партиями в 1969 г. – 10 шт., в 1980 г. – 17 шт.
· ЗИЛ-136Л (1966) – бортовой, экспортный вариант с дизельным двигателем Leyland.
· ЗИЛ-136ГЛ (1966) – бортовой длиннобазный, экспортный вариант с дизельным двигателем Leyland.
· ЗИЛ-130В1Е (1966) – седельный тягач с экранированным электрооборудованием.
· ЗИЛ-130Ф (1968) – бортовой, с двигателем ЗИЛ-2Э130Ф с форкамерно-факельным зажиганием, мощностью 150 л.с. при 3200 об/мин, максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800-2000 об/мин, степенью сжатия 7,1 и рабочим объёмом 6000 см3. Изготовлено 3 образца.
· ЗИЛ-130В2 – седельный тягач с колёсной базой 3800 мм. Комплектовался двумя запасными колёсами, располагавшимися в вертикальных держателях позади кабины.
· ЗИЛ-130Д3 – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач (колёсная база 3300 мм). (Нет сведений, единственное упоминание – книга «Шасси автомобиля ЗИЛ-130» за 1973 год).
· ЗИЛ-130ГУ-77 (1973) – модернизированный длиннобазный с двигателем ЗИЛ-130Ф с форкамерно-факельным зажиганием, мощностью 150 л.с. при 3200 об/мин, максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800-2000 об/мин, степенью сжатия 7,1 и рабочим объёмом 6000 см3, изменённой облицовкой радиатора и усовершенствованной конструкцией.
· ЗИЛ-130В-77 (1973) – модернизированный седельный тягач с двигателем ЗИЛ-130Ф и усовершенствованной конструкцией.
· ЗИЛ-130-77 (1976) – модернизированный бортовой с двигателем ЗИЛ-130Ф и усовершенствованной конструкцией. Отдельные технические решения, использовавшиеся в устройстве этого автомобиля, были внедрены в 1975-1977 гг. на серийном ЗИЛ-130, в конечном счёте получившем наименование ЗИЛ-130-76, и в 1984 году на ЗИЛ-130-80.
· ЗИЛ-Э130 – бортовой, с алюминиевой платформой.
· ЗИЛ-8Э130Г (1980, 1982) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с 8-цилиндровым V-образным верхнеклапанным дизельным двигателем ЗИЛ-645 жидкостного охлаждения мощностью 185 л.с. (136 кВт) при 2800 об/мин, максимальным крутящим моментом 52 кГм при 1400-1600 об/мин, рабочим объёмом 8740 см3 и степенью сжатия 18,5, с кабиной и оперением от ЗИЛ-133ГЯ.
· ЗИЛ-130ДМБ (1980) – шасси под сельскохозяйственный самосвал с дизельным двигателем ЗИЛ-645 и изменённым оперением.
· ЗИЛ-130ДМВ (1980) – седельный тягач с дизельным двигателем ЗИЛ-645, колёсной базой 3800 мм, вертикальным держателем запасного колеса и изменённым оперением.
· ЗИЛ-130ГМД (1981) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с дизельным двигателем ЗИЛ-645 и новым оперением интегрального типа.
· ЗИЛ-130ГМБ (1982) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с двигателем ЗИЛ-130 и новым оперением интегрального типа.
· ЗИЛ-130АНП (1982) – бортовой с двигателем ЗИЛ-157Д, облегчённой рамой и решётчатой грузовой платформой.
· ЗИЛ-138АБ (1982) – газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗИЛ-138А мощностью 120 л.с. и степенью сжатия 6,5; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач ЗИЛ-ММЗ-45054 (колёсная база 3800 мм). Не пошло в серию в связи с неготовностью ММЗ к производству самосвальной надстройки. В дальнейшем после модернизации получило наименование ЗИЛ-496110 и выпускалось с 1987 года.
· ЗИЛ-Э138АВ – газобаллонный седельный тягач для работы на сжатом природном газе. Колёсная база 3800 мм, 8 газовых баллонов.
· ЗИЛ-138И (1982) – бортовой газобаллонный для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью 135 л.с. и степенью сжатия 8,0.
· ЗИЛ-138ИГ (1982) – бортовой газобаллонный длиннобазный (база 4500 мм) для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью 135 л.с. и степенью сжатия 8,0.
· ЗИЛ-138ИБ (1982) – газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью 135 л.с. и степенью сжатия 8,0, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под модификацию самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45054.
· ЗИЛ-130ШМ (1984-1986) – бортовой длиннобазный с 6-цилиндровым рядным дизельным двигателем с турбонаддувом Steyr WD612 рабочим объёмом 6595 см3 австрийской фирмы «Штайр» и оперением по типу ЗИЛ-133ГЯ.
· ЗИЛ-8Э130Г (1984-1985) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем КамАЗ-740 мощностью 210 л.с. (154 кВт) при 2600 об/мин, максимальным крутящим моментом 65 кГм при 1500-1800 об/мин, степенью сжатия 17 и рабочим объёмом 10850 см3, с деталями, узлами, кабиной и оперением от ЗИЛ-133ГЯ. Два экземпляра изготовлены в декабре 1984 года, по три – в марте, апреле и мае 1985 года. Второй образец 1984 года комплектовался оригинальной облицовкой радиатора.
· ЗИЛ-8Э130В2 (1985) – седельный тягач с дизельным двигателем КамАЗ-740, колёсной базой 3800 мм, вертикальным держателем запасного колеса, с деталями, узлами, кабиной и оперением от ЗИЛ-133ГЯ. Изготовлен в количестве 2 экземпляров в феврале 1985 года.
· ЗИЛ-8Э130Д2 (1985) – шасси под промышленный самосвал-тягач с дизельным двигателем КамАЗ-740 и колёсной базой 3800 мм, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, с деталями, узлами, кабиной и оперением от ЗИЛ-133ГЯ. Изготовлен в количестве 5 экземпляров в августе 1985 года.

Автор статьи Юркеш 1 Уточнено на 07.01.22

23

ИСТОЧНИКИ

1. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М. Транспорт, 1967, 1972, 1979, 1982, 1985, 1995.
2. Боровский Б., Попов М., Пронштейн М. Справочная книга автомобилиста. – Л. Лениздат, 1967, 1973.
3. Б.Е.Боровский, М.Д.Попов. Водителю 2 и 1 класса. – Л. Лениздат, 1971.
4. В.И.Анохин. Отечественные автомобили. – М. Машиностроение, 1964, 1968.
5. Автомобиль ЗИЛ-130-66 и его модификации. Модель 1966 г. Инструкция по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачёва – М. 1966.
6. Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Модель 1968 г. Инструкция по эксплуатации. – М. Машиностроение, 1968.
7. Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Модель 1972 г. Инструкция по эксплуатации. – М. Машиностроение, 1973.
8. Автомобиль ЗИЛ-130К и его модификации с усовершенствованным линейным двигателем ЗИЛ-157Д. Краткая инструкция по эксплуатации. – М. Машиностроение, 1974.
9. Автомобили ЗИЛ-130К и ЗИЛ-130АН. (Дополнение к руководству по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130). – М. Машиностроение, 1978.
10. Автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-138 и их модификации. Руководство по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачёва – М. Машиностроение, 1985.
11. Грузовые автомобили ЗИЛ. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту. ч.1, 2. Автоэкспорт – М. Внешторгиздат, 1982.
12. Автомобили ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Руководство по войсковому ремонту. – М. Военное издательство, 1986.
13. Детали грузовых двухосных автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Е, седельного тягача ЗИЛ-130В1, автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 и шасси ЗИЛ-130Д2. Каталог-справочник. – М. Машиностроение, 1968.
14. Детали грузовых двухосных автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г и ЗИЛ-130Е, седельного тягача ЗИЛ-130В1, автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555, грузового трёхосного автомобиля ЗИЛ-133Г1 и шасси ЗИЛ-133Д1 автомобиля-самосвала. Каталог-справочник. – М. Машиностроение, 1973.
15. Автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Е, ЗИЛ-130В1, ЗИЛ-ММЗ-4502, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-133Г1. Каталог деталей и сборочных единиц. Запчастьэкспорт – М. Внешторгиздат, 1979.
16. Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Конструктивные изменения и взаимозаменяемость деталей, узлов и агрегатов. – М. НИИНавтопром, 1969.
17. Б.В.Ершов, М.В.Залетаев. Грузовые автомобили ЗИЛ-130. Основная модель и её модификации. Альбом конструкций автомобилей. – М. Колос, 1965.
18. Автомобильный двигатель ЗИЛ-130. Под ред.А.М.Кригера. – М. Машиностроение, 1973.
19. Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Под ред. А.М.Кригера. – М. Машиностроение, 1973.
20. А.А Зубарев. Регулировка автомобиля ЗИЛ-130. – М. Транспорт, 1964, 1969.
21. А.Г.Зарубин, А.А.Зубарев, П.Л.Семенков, Б.Ф.Хмелинин. Автомобили ЗИЛ. – М. Транспорт, 1971.
22. Конструктивные изменения автомобилей ЗИЛ. Дополнение к инструкциям. Выпуск 14. – М. 1965.
23. Конструктивные изменения автомобилей ЗИЛ. Дополнение к инструкциям. Выпуски 26, 27, 28. – М. 1971.
24. Конструктивные изменения автомобилей ЗИЛ. Дополнение к инструкциям. Выпуск 29. – М. 1972.
25. Конструктивные изменения автомобилей ЗИЛ. Дополнение к инструкциям. Выпуск 41. – М. 1981.
26. Рабинович Л.Ш., Ковалёв А.И., Адаменко С.А. Каталог изделий основного и опытного производства. Под ред. А.С.Мелик-Саркисьянца. Мытищинский машиностроительный завод, 1984.
27. НИИНавтопром. Автомобильный каталог. ч.1. Автомобили грузовые. – М. 1981.
28. Руководство по эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе. РД-200-РСФСР-12-0185-83. – Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
29. Ю.В.Буралёв, О.А.Мартиров, Е.В.Кленников. Устройство, обслуживание и ремонт топливной аппаратуры автомобилей. – М. Высшая школа, 1982, 1987.
30. Кленников Е.В., Мартиров О.А., Крылов М.Ф. Газобаллонные автомобили: техническая эксплуатация. – М. Транспорт, 1986.
31. Е.Г.Григорьев, Б.Д.Колубаев, В.И.Ерохов. Газобаллонные автомобили. – М. Машиностроение, 1989.
32. ГОСТ 5.979-71 Автомобиль-тягач грузовой ЗИЛ-130 и его модификации. Требования к качеству аттестационной продукции: стандарт / Гос. ком. стандартов Совета Министров СССР. – Офиц. изд. – Введ. с 01.07.71. – М. Издательство стандартов, 1971.
33. В.Г.Мазепа, М.А.Шелепенков. ЗИЛ. Завод и люди. 1916-2016. т.1-3. – М. Университет машиностроения, 2016.
34. Е.Кочнев. Автомобили Советской Армии 1946-1991.
35. Г.Феста. ЗИЛ-130 и его семейство // За рулём, 1960, №1, с. 17.
36. Изучаем новые модели // За рулём, 1963, 1964.
37. ЗИЛ-130 с «шестёркой» // За рулём, 1976, №11, с. 17.
38. Разинчев Н. Пять за шестерых // За рулём, 1977, №6, с. 4-5.
39. В.Киселёв. Модернизированные ЗИЛы // За рулём, 1987, №4, с.3
40. В.Васильев. ЗИЛ и северный вопрос. – Грузовик-пресс, 2012, №11.
41. Автомобильный транспорт, 1965-1986.
42. В.Б.Певцов. Как создавался ЗИЛ-130.
43. Колеватов А. Сто тридцатый // Автомобильный моделизм, 2002, №6, с. 2-8.
44. RC-Forum – Форум коллекционеров масштабных моделей. Семейства: ЗИЛ-130/133; 131. http://rcforum.ru/showthread.php?t=17243.
(Особые благодарности Валентину 1963, LegAl96, В.Головкову, andjey, KOBRA-V, dizel153624, DEmon310, nik-45, russobalt-t, Monax, Н.Маркову, Sergi, bgk и всем завсегдатаям форума. Отдельное спасибо Евгению 05757АА, Максиму Шелепенкову, Владимиру Панкову и m1609).
45. Форум ЗИЛ-131/130/133. http://zil131.net/forum/viewtopic.php?f=7&t=857.
46. Подвижная автомобильная ремонтная мастерская.
ЗИЛ-130
ЗИЛ-157Д
ЗИЛ-138
47. List of Perkins engines
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Perkins_engines

Автор статьи Юркеш 1 Уточнено на 07.01.22