КАМАЗ-4310.
О технических преимуществах и особенностях этого автомобиля написано очень и очень много. Информацию легко найти в интернете, поэтому не буду повторяться. Покажу только те материалы, которые хранятся в Музее КАМАЗа.
Этот автомобиль, как и всё первые камазовские грузовики, разработали конструкторы ЗИЛа. В мае-августе 1978 года ими был проведён первый этап пробеговых испытаний опытных образцов полноприводных автомобилей КАМАЗ-4310 по маршруту: Куйбышев – Уфа – Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Тайшет – Братск - Усть-Кут – Северобайкальск - Улан-Удэ – Чита. В ходе пробега автомобиль хорошо показал себя в сложных условиях бездорожья.
На фотографии не опытный образец 1978 года, а более поздняя модель.
Как уже писал ранее, первая опытная партия автомобилей семейства КАМАЗ-4310 в количестве 5 штук была выпущена с главного сборочного конвейера в январе 1981 года. Правда, были планы выпустить больше автомобилей ко дню открытия XXVI съезда КПСС, но изготовили эти 30 автомобилей уже после работы партийного съезда.
Но работы по подготовке производства и выпуску этих автомобилей на КАМАЗе были начаты в 1980 году.
Приказ Министерства автомобильной промышленности СССР №246 от 24 июня 1986 года обязывал выпустить в 1980 году 30 автомобилей КАМАЗ-4310, а в 1981 году – 120. Этим же приказом ЗИЛу, ВАЗу, ГАЗу и другим заводам были выданы производственные задания на поставку заготовок для автомобилей КАМАЗ-4310. Внизу Приказ по КАМАЗу №182 от 6 августа 1980 года, где были перепечатаны пункты вышеуказанного приказа по МАП СССР.
Однако, уже осенью 1980 года, срок начала выпуска первых автомобилей КАМАЗ-4310 был перенесён на 20 января 1981 года. Эта дата была указана в приказе генерального директора КАМАЗа №273 от 27 ноября 1980 года.
Цитирую пункт 10 этого приказа:
«И.о. директора автосборочного завода т. Пригородову подготовить главный сборочный конвейер к сборке автомобилей КАМАЗ-4310 (шасси) и с 3 января 1981 года приступить к сборке указанных автомобилей с учётом сохранения позиций, обеспечивающих сборку автомобилей КАМАЗ-5320 по графику ПДУ, обеспечить сборку 30 автомобилей КАМАЗ-4310 (шасси) к 20 января 1981 года».
В процессе подготовки производства к выпуску автомобилей КАМАЗ-4310 был задействован и комсомол КАМАЗа. Известно, что 25 сентября 1980 года комитет ВЛКСМ КАМАЗа взял шефство над подготовкой производства автомобиля КАМАЗ-4310. Комсомольцы осуществляли контроль за каждой стадией подготовки, на узких местах создавались творческие группы молодых специалистов. Комсомольцы РИЗа, например, контролировали изготовление необходимой оснастки, при необходимости организовывали воскресники для ликвидации отставаний от графика. Ход шефства освещался в «Комсомольском прожекторе».
При подготовке производства к выпуску камских вездеходов случалось разное. Вот о каком случае вспоминал Мальнев Николай Дмитриевич (1926-2012) - бригадир цеха картеров агрегатного завода, Герой Социалистического труда (1981).
«Помнится, было это в декабре (1980 года - курсив мой). Пришёл в бригаду заместитель начальника цеха Александр Фёдорович Мезенцев и говорит: «Будете собирать карданный вал переднего моста автомобиля 4310. Дело серьёзное, но к сложностям вам не привыкать». Скоро начали поступать детали. Стали разбираться, что к чему, и увидели, что в этой модификации 4 вала (в других моделях -2 ), а труба вала длиннее обычных. Сразу же выяснилось, что эта длина не позволяет обрабатывать деталь на прессах, а специальное оборудование тогда ещё не поступило. Как быть, не срывать же заказ? Выход был найден звеном А. И. Заховаева: собирать эту злополучную трубу по частям. Обходной вариант удался: сначала обработали деталь на вертикальном прессе, а затем, окончательный вариант, на горизонтальном. А позже разобрались: оказывается, вал можно с успехом собирать полностью на горизонтальном прессе. Посмеялись: вот и изобрели свой велосипед!»
КАМАЗ-4310 выпускался в период с 1981 по 1989 годы. Подобный автомобиль был нужен народному хозяйству. Внизу заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 6 ноября 1982 года.
В 1981 году было выпущено 35 автомобилей. Планировалось, что к концу 1982 года будет изготовлено уже 1 000 вездеходов, но реально было произведено в тот год всего 397 грузовиков.
В 1983 году с главного сборочного конвейера сошло более 3 с половиной тысяч автомобилей. Начался серийный выпуск автомобилей КАМАЗ-4310. Но проблемы, связанные с выпуском этих автомобилей оставались и в 1982 и в 1983 годах. Внизу статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 26 февраля 1983 года.
В газете «Рабочий КАМАЗа» от 28 июня 1983 года также говорится о проблемах, связанных с выпуском автомобиля КАМАЗ-4310.
Но постепенно проблемы решались, производство автомобилей росло. Пик производства автомобилей КАМАЗ-4310 пришёлся на 1988 год, тогда было изготовлено 16 166 грузовиков. В 1989 году, когда завершилась серийная сборка, было собрано 5 724 автомобиля КАМАЗ-4310. Всего за всю историю сборки было выпущено 61 777 автомобилей КАМАЗ-4310.
И куда же без отзывов об автомобиле? Внизу рассказ Мингазиева В., опубликованный в газете «Рабочий КАМАЗа» от 18 октября 1988 года.
Внизу рассказ Макарова Виктора Алексеевича – бывшего сотрудника ГАИ, в котором он рассказывает о том, как вёл себя камский вездеход при эксплуатации в Магаданской области. Рассказ был опубликован в «Дюжине» - приложении к газете «Вести КАМАЗа» от 18 марта 1995 года.
В заключении стоит сказать, что конструкция автомобиля КАМАЗа-4310 позволила провести глубокую модернизацию, в результате которой был создан армейский автомобиль КАМАЗ-43114, но это уже другая история.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca3 … 1f1a67db2a