ЗИС-5
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться221-04-2015 15:24:18
ОБОЗНАЧЕНИЕ
Заводское - ЗиС-5 (Завод имени Сталина модель 5)
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Выпускался с 1933 по 1948 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина. Во время войны упрощённую военную модификацию ЗИС-5В (обозначение условное) выпускали заводы ЗИС (1942—1946 гг.), УльЗИС (1942—1944 гг.) и УралЗИС (1944—1947 гг.). В 1934–1948 гг. только на московском ЗИСе было выпущено 571 199 автомобилей ЗИС-5 с модификациями, плюс в 1947–1948 гг. 13 896 ед. переходной к ЗИС-150 модели ЗИС-50.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Сначала был американский «Отокар» – не самый известный и популярный американский грузовик. Зато простой и недорогой, что для нашей страны в конце 1920-х было куда важнее. Под новую модель завод АМО, близ Тюфелевой рощи, в 1931-м не просто реконструировали, по сути – перестроили (тогда главным в этом слове была вторая часть). Вначале был АМО-2 – собранный целиком из импортных деталей. Потом пошел АМО-3 – с иным задним мостом, батарейным, а не от магнето зажиганием и некоторыми другими изменениями, по комплектующим уже полностью отечественный. Ну а следующая модель, АМО-5, была уже сильно модернизирована советскими конструкторами во главе с Е.И. Важинским.
Увеличили рабочий объем двигателя c 4,9 до 5,6 л, подняли мощность с 60 л.с. до вполне солидных по тем временам 73 л.с., повысили грузоподъемность с 2500 до 3000 кг. Одновременно конструкцию упростили: среди прочего отказались от гидравлических тормозов на передних колесах – их посчитали слишком сложными для наших условий. Механический привод был куда проще не только в изготовлении, но и в ремонте. Первый модернизированный грузовик на заводе уже имени Сталина собрали летом 1933-го, 1 октября ЗИС-5 поставили на конвейер, ну а массовое производство развернули год спустя.
ЗИС-5 был прост, а потому надежен. Масляный фильтр – войлочный, для ремонта хватало ключей десяти размеров (шоферы шутили, что при необходимости можно вообще обойтись одним «семнадцатым» ключом). Мотор легко переваривал бензин с октановым числом 45–60, а в теплую погоду и керосин.
В кабине из удобств лишь стеклоподъемники в дверях. Можно приподнять и ветровое стекло.
При этом автомобиль был вполне современным: имел электростартер, диафрагменный бензонасос (бак – под сиденьем), масло следовало менять через 1200 км пробега, а не через 600 км, как на ГАЗ-АА. Средний пробег до капремонта составлял 70 000 км, а у особо аккуратных водителей достигал и 100 000 км – очень много по тем временам! ЗИС-5 стал первым советским автомобилем, поставляемым на экспорт – в Турцию, Прибалтику, Болгарию, республиканскую Испанию.
МОДИФИКАЦИИ
ЗИС-5А ‒ военная модификация с двумя бензобаками и повышенными бортами кузова для перевозки личного состава, массовый выпуск (1939-1941 гг.)
ЗИС-5Э ‒ экспортный вариант с дополнительным бензобаком и передним бампером (1933-1941 гг.)
ЗИС-5В — упрощённая модификация военного времени, выпускалась на ЗИСе в 1942—1946 (126 215 ед. из них 66,9 тыс. в годы войны), УльЗИСе в 1942—1944 (10,4 тыс.) и УралЗИСе в 1944—1947 (8,5 тыс. в годы войны);
ЗИС-5У — модификация с возможностью установки зенитного пулемёта (специальная турель в кузове и отверстие в тенте)
ЗИС-5УС — модификация с приспособлениями для подвески носилок
ЗИС-6 — шестиколёсный (6×4) грузовик повышенной проходимости грузоподъёмностью 4 т с двухскатной ошиновкой задних мостов, серийно выпускался в 1934—1941. Произведено 21 239 ед. Летом-осенью 1941 на шасси ЗИС-6 устанавливались первые установки реактивного залпового огня (гвардейские миномёты) БМ-13 и БМ-8 «Катюша». На удлиненном шасси ЗИС-6 в 1935 были собраны экспериментальные 28-местные автобусы ЗИС-6 «Люкс», на укороченном шасси ЗИС-6К (в усиленном серийном варианте значилось как ЗИС-34) в 1939 был создан тяжелый бронеавтомобиль БА-11, выпущенный в 1940—1941 в количестве 16 ед. по числу произведённых шасси ЗИС-34;
ЗИС-6Э ‒ экспортный вариант с хромированной облицовкой радиатора и передним бампером
ЗИС-6А ‒ вариант с увеличенными бортами для перевозки личного состава (1939-1941 гг.)
ЗИС-8 — городской автобус на удлинённом шасси ЗИС-11, серийно выпускался на ЗИСе в 1934—1936, произведено 547 ед. Позже по чертежам ЗИСа производился рядом предприятий в нескольких городах СССР, например, московский завод «Аремкуз» выпускал автобусы по типу ЗИС-8 до 1940. Кузов с деревянным каркасом и металлической обшивкой. Общая пассажировместимость 29 чел., включая 22 сидячих места;
ЗИС-10 — седельный тягач (4×2), выпускался малой серией в 1938—1941. Выпущено 766 тягачей, включая 4 опытных образца в 1935 году. Колёсная база тягача соответствовала обычному ЗИС-5. Грузоподъёмность 3,5 т. Контрольный расход топлива 41 л/100 км;
ЗИС-11 — удлинённое шасси (4×2) для пожарных автомобилей (например, ПМЗ-1 и ПМЗ-2). В 1934—1936 гг. произведено 3047 ед. Колёсная база 4420 мм, грузоподъёмность 3,5 т;
ЗИС-12 — удлинённое шасси (4×2) специального назначения, комплектовалось низкобортовой платформой на которой монтировались различные установки военного назначения (зенитные орудия, прожекторы З-15-14[3], звукоулавливающие установки). Колёсная база 4420 мм, грузоподъёмность 3,5 т. Произведено 4223 ед.;
ЗИС-13 — газогенераторная модификация на удлиненном шасси ЗИС-14, работавшая на древесных чурках. Колёсная база 4420 мм, мощность 45 л.с., грузоподъёмность 2,5 т. В 1936—1939 гг. произведено 2592 машины.
ЗИС-14 — удлиненное шасси (4×2) специального назначения. В 1934 году партия ЗИС-14 была оснащена бортовыми платформами, усиленными рессорами и рамой, никелированными бамперами и бампером и поступила на экспорт. Произведена 821 машина;
ЗИС-15, ЗИС-15К — модернизированный 3,5-тонный грузовик для замены ЗИС-5. Должен был производиться со второй пятилетки [1938-1942], но из-за войны в серию не пошел. Отличался новой обтекаемой кабиной и оперением, усиленной и удлиненной рамой, усовершенствованным двигателем (82 л.с.) и увеличенным бензобаком на 100 л. Опытные образцы собирались в 1937, 1938 и 1940 гг. В 1944 создан грузовик ЗИС-15К, послуживший прототипом для 4-тонного ЗИС-150. На базе ЗИС-15 намечалась целая серия автомобилей: самосвал, вагонный автобус ЗИС-17, трехосный грузовик ЗИС-23, полноприводный грузовик ЗИС-24, седельный тягач ЗИС-26, газогенераторные модификации ЗИС-25 и ЗИС-28. Серийно производился только капотный автобус ЗИС-16.
ЗИС-16 — городской 8,5-метровый автобус на удлиненном шасси ЗИС-5. Колёсная база 4970 мм, кузов с деревянным каркасом и металлической обшивкой. Общая пассажировместимость 34 чел., включая 26 сидячих мест. Серийно выпускался на ЗИСе в 1938—1941, произведено 3250 ед. После войны часть кузовов выработавших ресурс по шасси ЗИС-16 была использована столичным заводом «Аремкуз» для установки на шасси ЗИС-150 — автобус АКЗ-1;
ЗИС-16C — санитарный автобус с использованием задней части кузова ЗИС-16 и кабины ЗИС-5. Вместимость 10 чел. на носилках и 10 сидячих мест. По неподтверждённым данным отдельными партиями производился на ЗИСе в 1939—1941;
ЗИС-18 ‒ опытный газогенераторный автомобиль с установкой ЗИС-13 на шасси ЗИС-5 (1937 г.)
ЗИС-19 (СМ-1) — строительный самосвал на шасси ЗИС-5, выпускался малыми партиями в 1939—1946 в том числе московским предприятием АТУЛ. В 1947—1949 выпускался на ММЗ как ЗИС-ММЗ-05;
ЗИС-20 ‒ опытный самосвал с трехсторонней разгрузкой (1934-1935 гг.)
ЗИС-21 — газогенераторная модификация на шасси ЗИС-5, работавшая на древесных чурках, выпускалась в 1939—1941 гг., Колёсная база 3810 мм, мощность 45 л.с., грузоподъёмность 2,4 т. Изготовлено 15 445 ед.;
ЗИС-22 — полугусеничный грузовик (артиллерийский тягач) грузоподъемностью 2,5 т на дорогах и 1,75 т на бездорожье. Опытные образцы в 1938—1939, серийно выпускался в 1940—1941. Произведено 200 машин;
ЗИС-22М — опытные образцы модернизированного полугусеничного грузовика, изготовленные в 1941 году. На испытания были предъявлены под новым обозначением ЗИС-42;
ЗИС-30 — газобаллонная модификация на шасси ЗИС-5, работавшая на метане, коксовом и синтез-газе, а также бензине. Грузоподъемность 2,5 т, мощность 73 л.с. Газ размещался под платформой в 8 баллонах общим весом 550 кг. В 1940—1941 выпущена партия из 43 машин;
ЗИС-31 ‒ автомобиль с древесноугольной газогенераторной установкой, 32 шт. (1939 г.)
ЗИС-32 — полноприводный грузовик (4×4). Передний ведущий мост одноступенчатый с конической парой и шарнирами «Рцеппа» (ЗИС-32Р), был вариант ЗИС-32С с шарнирами типа "Спайсер", (прототипом был НАТИ-К2). В 1941 выпущена партия из 197 ед.
ЗИС-33, ЗИС-35ш — съёмные комплекты полугусеничных движителей для ЗИС-5. В начале 1940 по инициативе Н. С. Хрущева выпущена партия из 4539 машин. Грузовики с такими движителями приняли участие в Советско-финской войне, но впоследствии демобилизованные экземпляры были переделаны гражданскими автотранспортниками в обычные ЗиС-5;
ЗИС-36 — экспериментальный полноприводный шестиколёсный (6×6) грузовик 1941, серийно не производился.
ЗИС-40 ‒ опытный образец автомобиля, работающего на сжиженом газе с двумя газовыми баллонами (1941 г.)
ЗИС-41 — газогенераторная модификация упрощённой конструкции, выпускалась в 1940—1941 на шасси ЗИС-5 и 1942—1944 на шасси ЗИС-5В (10 ед.). Не следует путать с одноимённой САУ ЗИС-41, спроектированной в КБ артиллерийского завода №92 в г. Горький, который также носил имя Сталина.
ЗИС-42, ЗИС-42М — полугусеничный грузовик (артиллерийский тягач) грузоподъёмностью 2,25 т на дорогах и 1,75 т на бездорожье. Отличался от ЗИС-22 конструкцией гусеничного движителя. Опытные партии ЗИС-42 в 1942. В 1942—1944 серийно производился модернизированный ЗИС-42М. Выпущено 6372 машины;
ЗИС-44 — санитарный автобус на шасси ЗИС-5В с отдельным деревянным кузовом на 18 мест. Произведено 517 ед.;
ЗИС-50 — модификация ЗИС-5В с двигателем ЗИС-120 (90 л.с.). Производилась как переходная модель в 1947—1948. Выпущено 13 896 ед.;
ЗИС-55 ‒ самосвал с односторонней разгрузкой с кузовом ЗИС-19 (1946 г.)
ЗИС-62 ‒ опытный газогенераторный автомобиль с упрощенной газогенераторной установкой (1942 г.)
АТ-8 — экспериментальный артиллерийский тягач со сдвоенной силовой установкой из моторов ЗИС-16 (суммарная мощность 150 л.с.) и гусеничным движителем от танка Т-70. В 1942—1944 изготовлено 10 ед., включая АТ-14.
АТ-14 — экспериментальный 1944 артиллерийский тягач со сдвоенной силовой установкой из моторов ЗИС-5МФ (суммарная мощность 190 л.с.) и гусеничным движителем от танка Т-70.
ЛЭТ — экспериментальный электромобиль на базе ЗИС-5. Грузоподъёмность 1800 кг, масса аккумуляторов 1400 кг, запас хода 60 км. Применялся как мусоровоз. Построен в единственном экземпляре в 1935.
ЗИС-ЛТА — полугусеничный лесовозный автомобиль повышенной проходимости, созданный в 1949 году с использованием узлов и агрегатов трелёвочного трактора КТ-12. Выпускался также на базе ЗИС-21 и ЗИС-150.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип кузова: бортовой
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4×2
Двигатель
Производитель: ЗИС
Марка: ЗИС-5
Тип: Бензиновый
Объём: 5550 куб.см см3
Максимальная мощность: 73 л.с., при 2300 об/мин
Максимальный крутящий момент: 279 Н·м, при 1200 об/мин
Конфигурация: рядный, 6-цилиндр.
Цилиндров: 6
Клапанов: 12
Диаметр цилиндра: 101,6 мм
Ход поршня: 114,3 мм
Cтепень сжатия: 4,7
Система питания: карбюратор двухкамерный МААЗ-5
Охлаждение: жидкостное
Клапанной механизм: нижнеклапанный
Материал блока цилиндров: чугун
Материал ГБЦ: чугун
Ресурс: 70-100 тыс.км тыс. км.
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4
Рекомендованное топливо: А-66
Трансмиссия
механическая 4-ступ.
Производитель: ЗИС
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:
1 передача: 6,60
2 передача: 3,74
3 передача: 1,84
4 передача: 1,00
Задняя передача: 7,63
Тип шестерней: прямозубые, скользящие
Синхронизаторы: нет
Переключение: напольный рычаг
Главная передача - двойная, передаточное число - 6,41.
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 6060 мм
Ширина: 2235 мм
Высота: 2160 мм
Клиренс: 250 мм
Колёсная база: 3810 мм
Колея задняя: 1675 мм
Колея передняя: 1530 мм
Масса: 3075 кг
Полная масса: 6100 кг
Динамические
Макс. скорость: 60 км/ч
Грузоподъёмность: 3000 кг
Расход топлива: 35 л/100 км
Объём бака: 60 л
Поделиться304-01-2022 19:28:08
Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную. Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, выяснил эксперт «За рулем».
Прославленный грузовик ЗИС‑5 — герой предвоенных строек, войны и восстановления страны после Великой Отечественной. Работягу уважали за прочность и простоту конструкции. Его чаще всего называли «трехтонкой» за соответствующую грузоподъемность. А шоферы именовали ЗИС по-свойски — «Захар Иванович», или просто «Захар».
Производство ЗИС‑5 начали в 1933 году, но ему предшествовали три модели: две отечественных и одна американская.
ЗИС‑5 незамысловат: с простой по форме кабиной и характерным двухсекционным ветровым стеклом. Автомобили времен войны с индексом ЗИС‑5В оснащали еще более простой кабиной, часто — дверями с обшивкой деревянными рейками и крыльями без округлостей, а часть машин выпустили с одной (левой) фарой.
Первый предшественник ЗИС‑5, грузовик АМО‑2, был точной копией американского автомобиля Autocar Dispatch SA 1929 года, на который СССР купил за океаном лицензию. В 1930–1931 годах собрали 1710 грузовиков АМО‑2 из американских деталей. С 1931 по 1933 год сделали около 36 тысяч АМО‑3 — идентичных по конструкции, но уже полностью из отечественных комплектующих.
ЗИС‑5 грузоподъемностью 3000 кг — типичный грузовик своего времени, с простой и прочной рамой и рессорами. Помимо ЗИС‑5 с колесной базой 3810 мм позднее начали выпуск удлиненных шасси ЗИС‑11 и ЗИС‑12 с базой 4420 мм — в основном для спецавтомобилей и автобусов.
ЗИС‑5 оснащали четырехступенчатой коробкой передач (5,95/2,84/1,76/1,00) с валами на шариковых подшипниках.
Американская коробка передач фирмы David Brown отличалась от советской на ЗИС‑5 роликовыми подшипниками и иными передаточными числами: 6,59/3,75/1,84/1,00.
Двигатель ЗИС‑5 — рядный, 6‑цилиндровый, рабочим объемом 5,6 л (101,6×114,3 мм), со степенью сжатия 4.7. Он развивал 73 л.с. при 2300 об/мин. Мотор стал родоначальником множества модификаций, которые делали вплоть до конца 1980‑х.
В основе советского двигателя — американский Hercules WXB, стоявший на Автокаре. Американские производители грузовиков основные агрегаты покупали у специализированных фирм, и Hercules была одной из самых именитых.
Американский мотор и точные его копии на АМО‑2 и АМО‑3 имели рабочий объем 4,88 л (96,25×114,3 мм), степень сжатия — 5.0 (больше, чем у советского двигателя) и мощность пониже — 60 л.с. при 2200 об/мин. Американский мотор отличался от ЗИС‑5 также радиатором и элементами электрооборудования.
Простое в обслуживании и ремонте сцепление ЗИС‑5 включало два ведущих чугунных и два стальных ведомых диска.
Сцепление Автокара и АМО‑2 было немного иным: три ведущих и два ведомых диска.
ЗИС‑5 оснащали простыми тормозами с механическим приводом. Часть предвоенных автомобилей и выпущенные во время войны вообще комплектовали лишь задними тормозами. Считали, что для советских условий эксплуатации и скоростей тех лет механики без усилителя достаточно.
На Автокаре, АМО‑2 и АМО‑3 передние тормоза имели гидравлический привод. Опыт показал, что советская промышленность не обеспечивает должного качества деталей для гидропривода, а эксплуатационники не справлялись с обслуживанием и ремонтом более сложных тормозов.
ЗИС‑5 представлял собой максимально упрощенную, грамотно приспособленную к отечественным условиям эксплуатации американскую конструкцию.
Именно адаптация позволила сделать советский грузовик массовым и долговечным.
ЗИС‑5 выпускали до 1947 года. На трех заводах — в Москве, Ульяновске и Миассе, куда производство эвакуировали в 1941 году, сделали 562 588 машин. В 1947–1948 годах изготовили еще 13 893 ЗИС‑50 — ЗИС‑5 с модернизированным 90‑сильным мотором ЗИС‑150.
«Захары» с «благоприобретенными» более поздними деталями и узлами продолжали работать по всей стране вплоть до начала 1970‑х годов.