«Болотный монстр»: уникальный вездеход СССР, массой 100 тонн

Что меня всегда поражало, так это смелость советских инженеров при реализации сложных технических задач. Посудите сами, кому еще придет в голову создать гигантский 20 метровый вездеход массой почти в 100 тонн (с нагрузкой)! Встречайте СВГ-701 Ямал, хтонический монстр, покоритель Тундры.

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t739248.jpg
СВГ-701 Ямал

Ямал проектировался для нужд нефтегазовой отрасли. В конце 80-х, она нуждалась в транспортере грузоподъемностью не менее 50-ти тонн, который способен передвигаться по сложнейшему бездорожью. В СССР уже был опыт постройки подобных машин, но куда более минималистичных размеров. Проект решили реализовывать совместно с канадской фирмой Foremost, которая имела богатый опыт в постройке снегоболотоходов. С советской стороны участвовали инженеры СКБ Газстроймашина из Тюмени.
Новый снегоболотоход получил название СВГ-701 Ямал. Он состоял из двух сочлененных платформ, на гусеничных тележках. На головной устанавливалась широкая 3-местная кабина. Она обеспечивала высокий комфорт экипажа, благодаря тройной системе отопления, одна из которых могла функционировать автономно. Кроме того, сиденье водителя имело пневматическую подвеску и множество регулировок.

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t664075.jpg
Длина Ямал 20,56 м

За кабиной находился моторное отделение, в котором располагался 715-сильный дизельный двигатель Detroit Diesel, автономный генератор и топливный бак на 2120 л. Такое количество топливо обеспечивало Ямалу дальность хода около 700 км.
Бортовая платформа служила исключительно для перевозки груза. Она соединялась с головной платформой при помощи шарнирно-поворотного устройства. С помощью гидравлики обеспечивался поворот платформ в горизонтальной плоскости, таким образом вездеход маневрировал.

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t103562.jpg

СВГ-701 Ямал не имел подвески, упругость обеспечивали пневматические катки, в количестве четырех штук в каждой тележке. Резинометаллические гусеницы шириной 1,85 метра, обеспечивали малое удельное давление на грунт. К примеру, груженный Ямал массой в 97,5 тонн, создавал давление почти в 2 раза меньше, чем человек! Поразительный результат.
В 1985 годы были построены 2 опытный экземпляра. Они проходили испытания в различных регионах Сибири в течение нескольких лет. К началу 90-х, после небольших доработок Ямалы были готовы к серийному производству. Но распад страны, помешал этим планам. Готовые машины работали еще около десятка лет, пока не выработали свой ресурс и были утилизированы.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/caterpillar … 00b3409b14